Мобильная эпоха. История о том, как «Яндекс» не явился на битву с Google. Читайте на Cossa.ru

10 февраля 2016, 12:00
12

Мобильная эпоха. История о том, как «Яндекс» не явился на битву с Google

Выкатывая новый алгоритм, Google помогал веб-мастерам адаптировать сайты для просмотра с мобильных, информируя их и предлагая новые инструменты. «Яндекс» же помогал мало, зато охотно выкатывал санкции.

Мобильная эпоха. История о том, как «Яндекс» не явился на битву с Google

Прошедший год стал наиболее значимым для мобильного поиска — пожалуй, никогда ещё не было сделано больше для его улучшения, чем в прошлом году. Если проследить за новостной лентой, можно заметить, что каждая вторая новость была связана если не с ссылочными факторами, то с мобильным поиском.

Новые рекомендации для сайтов в мобильной выдаче, создание инструментария для проверки mobile-frendly, даже санкции, которые связаны только с мобильным поиском, — все это занимало львиную долю информационного пространства.

Казалось, что инфоповоды появлялись повсеместно как со стороны Google, так и со стороны «Яндекса». Казалось настолько, что это можно было невольно назвать «битвой за мобильный поиск». Но так ли это на самом деле? Сейчас мы с вами изучим этот вопрос по конкретным фактам.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Январь 2015

Появилась информация, что Google массово рассылает уведомления веб-мастерам сайтов, не дружественных к мобильным устройствам. Ключевое сообщение этой рассылки: «Страницы таких сайтов не будут занимать высокие позиции в выдаче мобильного поиска».

Причем это предупреждение касается и сайтов, которые изначально не задумывались как дружественные к мобильным устройствам, а создавались исключительно под «десктоп».

Напомним, что ранее, в ноябре 2014 года, Google официально запустил специальный сервис, который позволяет проверить дружественность сайта к мобильным устройствам.

В том же ноябре Google в поисковой консоли запустил отчеты, которые показывают, насколько удобно просматривать сайт на мобильных устройствах, то есть, оценивать мобильное юзабилити.

Конкретные ошибки, которые показывает отчет:

  • Флэш-контент (отображаются предупреждения);
  • Отсутствие области просмотра метатега для мобильных страниц;
  • Мелкие шрифты, которые трудно читать на мобильных;
  • Фиксированная ширина просмотра и немасштабируемый контент;
  • Кликабельные ссылки/кнопки, расположенные слишком близко друг к другу.

И так же в ноябре было заявлено, что Google начнет помечать в выдаче веб-сайты, оптимизированные под мобильные устройства:

Такая отметка будет показываться в сниппетах к сайтам, которые соответствуют следующим требованиям:

  • При разработке ресурса не использовались технологии типа Flash, делающие сайт непригодным для показа на мобильных устройствах.
  • При создании сайта применялись адаптивные шрифты и вёрстка.
  • Размер блоков контента соотносится с размерами экранов мобильных устройств так, чтобы пользователю не приходилось долго прокручивать страницу или увеличивать изображение.
  • Ссылки размещены таким образом, чтобы пользователи могли с лёгкостью нажимать на них.

И только в конце января 2015 года Google стал предупреждать о понижении сайтов в мобильной выдаче. То есть, потенциально у каждого вебмастера было 2 месяца, чтобы все проверить на своем сайте и при необходимости изменить. Для проверки появился весь необходимый инструментарий.

Если же говорить про «Яндекс», то каких-то новостей в сфере работы мобильных устройств не поступало — ни конкретно по отношению к сайтам, ни к изменениям в мобильной выдаче.

Февраль 2015

В феврале Google заявил, что начинает тестировать новый интерфейс и новые цветные карточки в результатах мобильной выдачи.

Но гораздо важнее официальное заявление, сделанное 26 февраля 2015 года. Если коротко, речь шла о том, что своевременному оповещению специалистов будет запущен 21 апреля.

В компании заявили, что с 21 апреля Google будет не только помечать сайты как дружественные к мобильным устройствам, но и использовать фактор дружественности, чтобы определить, должен ли сайт занять более высокое место в результатах поисковой выдачи. В Google утверждают, что это изменение алгоритма будет иметь «существенное влияние» на результаты мобильного поиска на всех языках мира.

Таким образом, это заявление стало вторым предупреждением после январского. Сигнал, который очевиден всем: готовьте свои сайты, мы дали вам инструменты, мы дали сроки, мы несколько раз предупредили вас и даже сделали рассылку.

А «Яндекс» по-прежнему не преподносил никаких новостей относительно мобильной выдачи.

Март 2015

В марте 2015 года Google заявил о внедрении нового интерфейса мобильной выдачи.

Официальных заявлений не было, но видна работа, направленная на изменения мобильной выдачи:

Перед самым запуском алгоритма появляется еще немного полезной информации:

1) Google запускает отдельную версию интерфейса для устройств с медленным мобильным соединением;

2) Специалисты не должны создавать мобильную версию файла sitemap;

3) Google заменит URL страниц названием сайта и навигационной цепочкой в результатах мобильной выдачи.

Опять-таки видно, что проводится «ювелирная» работа по внедрению функционала и своевременному оповещению специалистов.

И вот, наконец-то, 21 апреля Google официально запустил алгоритм mobile-friendly:

Крайне важно, что это обновление влияет:

  • Только на ранжирование на мобильных устройствах,
  • На результаты поиска на всех языках по всему миру,
  • На отдельные страницы, а не на сайты в целом.

В апреле дал о себе знать и «Яндекс». Что произошло? Новые возможности? Новый инструментарий? Нет.

29 апреля 2015 года «Яндекс» заявил о себе в сфере мобильного поиска. Приводим цитату:

«В последнее время к нам приходит много жалоб от пользователей мобильного интернета, которые при переходе на сайты из результатов поиска не могут получить найденную для них информацию».

Какое решение предложил «Яндекс»? Он предложил наказывать такие сайты — заявил, что «сайты, обманывающие пользователей мобильного интернета, будут ранжироваться ниже» и сделал анонс: в ближайший месяц будет внедрен алгоритм, ранжирующий ниже сайты, использующие подобные недобросовестные методы.

Это выглядит достаточно странно — «Яндекс» не предложил никаких вариантов решения проблемы для владельцев сайта, не говоря уже об инструментарии, а решил поступить «топорно» и ввести новый понижающий алгоритм, сбросив таким образом проблемы поиска на владельцев сайтов.

Лирическое отступление. Интересен факт, что в своем исследовании, опубликованном весной 2015 года, «Яндекс» озаглавил пункт о мобильном интернете как «Проникновение мобильного интернета». В то время как Google запускает алгоритм, «Яндекс» отмечает лишь «проникновение» мобильного интернета.

Май 2015

Google заявил, что «в 10 странах, включая США и Японию, пользователи чаще ищут информацию на мобильных устройствах, чем на десктопах».

«Яндекс» же на «Третьей Вебмастерской» заявил о запуске новой версии «Вебмастера». При этом ничего не было сказано о возможности проверки сайта на дружественность мобильным устройствам.

Июнь 2015

Со стороны Google прошла череда новых тестирований в мобильной выдаче: тестирование крупных картинок в поиске и метки Slow to load в результатах мобильной поисковой выдачи, предупреждающей о медленной загрузке сайтов.

Cентябрь 2015

Google в своих тестированиях пошел дальше, и в конце сентября появилась информация о том, что он проводит отдельные эксперименты с мобильным индексом. Хотя о полноценном мобильном индексе говорить пока еще рано.

Октябрь 2015

В конце октября появилась одна очень важная и интересная новость. Google объявил, что будет применять ручные санкции (вплоть до исключения из индекса) к тем сайтам, которые намеренно или не намеренно используют скрытую переадресацию пользователей мобильных устройств.

При этом команда качества поиска Google понимает, что иногда вебмастер не знает о том, что скрытая переадресация есть на его сайте. Такое может быть в двух случаях:

  • Рекламные схемы, перенаправляющие пользователей определённым образом: скрипт/элемент, который устанавливается для показа рекламы и монетизации контента, может переадресовывать пользователей на сайт с совершенно другим содержанием, о чём вебмастер не знает.
  • Скрытая переадресация, внедрённая в результате взлома сайта. В некоторых случаях после взлома сайт может перенаправлять на спамные домены только мобильных пользователей.

То есть это примерно то же самое, что сделал «Яндекс», но еще в апреле этого года.

Видите разницу? Google ввел санкции на 4 месяца позже, но перед этим проделал гораздо больше работы по информированию владельцев сайтов и предоставлению инструментария, провел множество тестирований выдачи и мобильного поиска. Нетрудно заметить последовательность и взвешенность шагов Google. При этом важна фраза:

«Команда качества поиска Google понимает, что иногда вебмастер не знает о том, что скрытая переадресация есть на его сайте».

В это же время владельцы сайтов стали жаловаться на падение трафика в «Яндексе» — в большинстве это и были те пользователи, которых не проинформировали, они просто не знали, в чем была причина. Подробнее можно прочитать в нашей статье «Что делать, если сайт попал под фильтр за обман пользователей мобильного интернета».

Ноябрь 2015

Пока «Яндекс» продолжал нападки на владельцев сайтов, не озвучивая четких причин, Google провел обновление mobile-friendly алгоритма, о чем сообщил Андрей Липатцев.

Но, пожалуй, одним из главных событий стало появление нового «Яндекс.Вебмастера».

Первое, что бросилось в глаза, — проверка страниц на «мобилопригодность». Теперь, используя кабинет «Яндекс.Вебмастера», можно проверить любую страницу на степень дружественности к мобильным устройствам. Сделать это можно в разделе «Проверка мобильных страниц», указав страницу подтверждённого в «Вебмастере» сайта.

Мы наблюдаем обратную ситуацию с «Яндексом»: сначала в апреле он ввел санкции, а лишь в ноябре предоставил пользователям первый инструментарий по проверке сайта на мобилопригодность. В то же время «Яндекс» объявил, что будет помечать знаком «мобильная версия» веб-версии страниц, адаптированные для просмотра на мобильных устройствах.

Январь 2016 года

Google недавно добавил новую возможность — проверять на ошибки AMP-страницы в Search Console.

Причем бета-тестирование данного механизма началось совсем недавно — в начале месяца, а проект по созданию таких страниц Google запустил всего лишь в октябре.

То есть, мы видим, как за пару месяцев Google ввел новую технологию, протестировал ее и отправил «в печать». «Яндекс» по-прежнему находится на перепутье.

Февраль 2016 года

И вот, 2 февраля «Яндекс» объявил о начале работы алгоритма, учитывающего пригодность сайта для мобильных устройств — «Владивосток»:

(Название не случайно: именно на Дальневосточный федеральный округ приходится наибольшая доля мобильных пользователей.)

Причем «Яндекс» сообщил об этом постфактум, когда алгоритм вступил в действие. Опять-таки сравним c Google, который предупреждал вебмастеров заранее, назвал точную дату начала работы алгоритма почти за 3 месяца, постарался максимально подготовить «почву».

В итоге остается ответить на вопрос:

Была ли на самом деле битва между «Яндексом» и Google, и кто в ней победил? Мне кажется, битва, как таковая, не состоялась — «Яндекс» решил не появляться на ней, он просто оказался не готов.

1. Непоследовательность действий

Яндекс вводит санкции раньше, чем инструментарий проверки, не проводит каких-то тестирований и испытаний. Возникает ощущение, что не было четкого плана, а все шаги были определены лишь текущей конъюнктурой как на рынке, так и в среде вебмастеров.

2. Недостаточное информирование аудитории

Низкий уровень анонсирования каких-либо изменений без четких дат тоже сыграл негативную роль. Про новый «Вебмастер» было заявлено давно, но каких-то заявлений по поводу проверки мобильных устройств не было, как и не было открытых тестирований. Начало работы было объявлено постфактум 2 февраля 2016 года. Простой пользователь или владелец сайта оказался в информационном вакууме — ему оставалось только гадать, что ожидать и когда ожидать от «Яндекса».

3. Технологическое отставание

Достаточно сравнить мобильную проверку в «Вебмастере» и в Search Console, и все станет понятно. Проверка на mobile-frendly у «Яндекса» больше похожа на попытку следовать «трендам», чем на действительно работающий инструментарий с определенной целью. Мне кажется, причина этого — в банальном техническом отставании и невозможности создать действительно современный и функциональный инструмент.

Как думаете, что может предпринять «Яндекс» в этой ситуации? Или все не так плохо, как я описал?

Обновлено: комментарий пресс-службы Яндекса


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is