Монетизация ботов и планы IT-гигантов по их развитию. Читайте на Cossa.ru

24 мая 2016, 12:30

Монетизация ботов и планы IT-гигантов по их развитию

Об анонсе Facebook Messenger Platform и почему крупнейшие IT-компании сменили вектор с приложений на мессенджеры.

Монетизация ботов и планы IT-гигантов по их развитию

На последней конференции F8 Facebook объявил о долгожданном запуске своей платформы на базе Facebook Messenger. Это знаковое событие — у Цукерберга может получиться перетянуть одеяло сразу у нескольких крупнейших в мире компаний. Если удастся замкнуть основную часть задач пользователя на Facebook Messenger и боты в нем, это может снизить объем поискового инвентаря у Google, переключит разработчиков приложений с Google Play Market и Apple App Store на написание ботов под Messenger.

С помощью Facebook Messenger Platform пользователь сможет в равной степени общаться как с друзьями... так и с любимой кофейней, магазином цветов и поисковой системой (за последних будут отвечать боты). Идея Цукерберга — у вас нет необходимости устанавливать 100500 приложений под каждую задачу, достаточно обратиться к соответствующему «помощнику» (боту), и он вам поможет прямо в чате.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

На первых порах монетизация будет состоять из показа рекламы пользователям, добровольно вступившим в общение с рекламодателем, и платном трафике на ботов, отвечающих за это общение. Думаю, на этом этапе будет идти поиск работающих моделей и набор критической массы ботов как по количеству, так и по качеству. Вполне вероятно, что в какой-то момент Facebook начнет делиться с разработчиками ботов более щедрым образом, чем это делают Apple в App Store и Google в Play Market со своими традиционными 70%.

Все новое — хорошо забытое старое

Для многих людей, не слишком посвященных в индустриальные процессы, массовое внедрение ботов и повышенный интерес к этой теме кажутся трендом новейшего времени. Однако это не совсем так.

Еще в 2001 году на базе мессенджера AOL был запущен бот под названием GooglyMinotaur, задачей которого стало продвижение нового альбома культовой группы Radiohead.

В первые же месяцы существования бот добавили в друзья почти 400 тысяч человек, а количество сообщений в чатах с ним перевалило за 36 миллионов. Однако после вирусного интереса к новинке аудитория менее чем за полгода также резко схлынула и упала почти до нуля, а проект был закрыт.

Как это часто бывает, технология появилась несколько раньше, чем массовая аудитория была готова ей воспользоваться.

До следующего всемирно известного и привлекшего внимание к этому явлению кейса пришлось подождать до 2013 года.

В компании XOCXO, крупном американском разработчике программного обеспечения, возникла нешуточная проблема. В окрестностях офиса компании в Остине находилось множество закусочных и ресторанчиков. И каждый рабочий день в обеденное время большая часть офиса находилась в форменном параличе — что же сегодня на ланч в каждом из ресторанов, и что выбрать для себя?

Тогда сооснователь компании Бен Браун вместо длинных веток переписки, создания порталов, использования специализированных сервисов и так далее написал простейший бот, который в ответ на сообщение пользователя присылал список окрестных заведений и обеденное меню в нем.

Решение оказалось настолько удобным и увлекательным, что сотрудники компании начали добавлять в него и другие рестораны, закусочные в других частях города и рядом с домом, заведения с собственной службой доставки и так далее. Продукт начал жить своей жизнью.

Почему боты «выстрелили» сейчас

Сегодня о ботах говорят разработчики, маркетологи, инвесторы. Во многом речь идет о новом «интернете внутри интернета», пространстве, где традиционные форматы мобильной рекламы уже не работают.

Для рывка индустрии понадобилось сочетание нескольких факторов. Во-первых, бурный рост аудитории мирового интернета, его проникновение на всех континентах и во все социальный слои. Параллельно с этим резкое удешевление смартфонов привело к огромным продажам устройств по всему миру. Телефон с доступом в интернет уже не роскошь, а необходимость.

Аудитория Facebook Messenger превышает 900 миллионов человек, китайским WeChat пользуются 700 млн; а ведь есть еще Skype, Telegram, Line, Viber, Slack и многие другие. (Примечание редакции: и если вы не пользуетесь этими платформами, то «выпадаете» из многих кругов общения.)

Во-вторых, большой шаг вперед сделала индустрия разработки мобильных приложений в целом. Банковские операции, покупка билетов и бронирование гостиниц, заказ такси и вызов специалистов любого профиля — практически любую задачу в наше время можно решить с помощью лишь мобильного телефона. Большинство современных сервисов предлагают API и активно интегрируются друг с другом.


Наконец, реклама это двигатель прогресса. Рост декстопного трафика практически остановился, конкуренция в мобильном сегменте высока как никогда. Особенно это касается развитых стран и рынков, где спрос на рынке растет, а роста аудитории и, как следствие объемов рекламного инвентаря, ждать не приходится.

Согласно данным AdParlor, средняя цена привлечения нового пользователя мобильного приложения с помощью рекламы составила $4,73, что значительно выше, чем можно себе позволить в большинстве отраслей. При этом, согласно данным comScore, средний пользователь смартфона проводит более 80% времени лишь в 3 любимых приложениях. Как нетрудно догадаться, у большинства пользователей по всему миру в эту тройку входит как минимум один мессенджер.

Таким образом, несмотря на быстрый разогрев цен в мобайле, большая часть пользовательского времени в сети была практически недоступна для рекламодателей. Бесконечно так конечно продолжаться не могло.

Что нас ждет в итоге

Facebook далеко не первая компания, представившая платформу для рекламы с помощью ботов. На данный момент подобный механизм уже присутствует в большинстве крупнейших чат-платформ. Первой была китайская платформа WeChat. Здесь через чат уже некоторое время можно заказать обед, купить билеты на самолет или поезд, забронировать столик в ресторане и даже получить кредит. Нативная реклама была запущена в WeChat еще в самом начале 2015-го года. Таргетироваться можно по полу и географии (причем это уже не только Китай, но и Великобритания, Канада, США).

Telegram неоднократно заявлял что нативной рекламы в системе не будет, при этом ботов в нем больше 100 тысяч. Уже существуют рекламные сети, основанные на ботах этой платформы (как российские, так и международные); есть несколько своих каталогов (storebot.me, botsfortelegram.com).

Также в рамках TechCrunch Disrupt 2015 Павел Дуров заявил о добавлении Payment API в Telegram в 2016 году. В свою очередь это позволит принимать ботам деньги от пользователей — как в уплату своих услуг, так и в пользу внешних сервисов. За сутки до анонса Facebook Messenger Platform for Bots, Telegram выкатил масштабное обновление своего Bots API.

Slack запустил инвестиционный фонд на $80 млн: деньги пойдут сторонним командам, занимающимся разработкой ботов под эту платформу.

Microsoft анонсировала Skype Bot SDK и планы по добавлению своих ботов во все основные платформы за пару недель до конференции Facebook. Следом на за Microsoft еще один крупный мессенджер Kik заявил об открытии магазина ботов.

Таким образом, на этом очень перспективном рынке становится все больше и больше игроков, технологии идут вперед все быстрее. Спектр задач, которые могут решаться ботами, гораздо шире, чем на первый взгляд.

Службы поддержки, консультанты в интернет-магазинах, юридические и любые иные консультации, массовое оповещение людей в случае необходимости и многое, многое другое. Как показал недавний пример онлайн-библиотеки Flibusta, в некоторых кейсах бот может даже успешно заменить собой портал целиком.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is