Почему технологическому бизнесу нужно общаться с гиками
О влиянии гиков на рынок IT, о том, как решать бизнес-цели, воздействуя на IT-сообщество изнутри.
Технологическому бизнесу, как и любому другому, нужно наладить контакт со своей аудиторией. Когда владельцы бизнеса это понимают, они начинают выходить на журналистов и инвесторов, подключают инструменты маркетинга и PR и общаются с потребителями в популярных социальных медиа.
При этом они иногда забывают поговорить с сообществом профессионалов в сфере информационных технологий: программистами, разработчиками, продакт- и проект-менеджерами.
Или сознательно избегают этого, опасаясь троллинга со стороны людей, которые глубоко в теме (то, как видит продукт обычный пользователь, и как видит его программист или IT-профессионал — разные вещи).
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Но если компания дает «людям в теме» полезный материал и опыт — такие люди отвечают интересом к компании. Они пропитываются ее духом, хотят в ней работать, стремятся помочь, отыскивая уязвимости (с программой вознаграждений и без, просто ради интереса), участвуют в закрытых тестированиях и инсайдерских митапах, всячески разносят информацию по друзьям, коллегам, социальным сетям и всея айтишной тусовке. Такой симбиоз дает положительные результаты для обеих сторон: деньги, популярность, научную ценность, практику и прочее.
Основываясь на своем опыте работы, я хочу поделиться собственным видением профессиональной аудитории и рассказать о её пользе для технологического бизнеса.
Классификация гиков: культурные, исторические и профессиональные
Слово Geek имеет много разных значений, негативных и позитивных. На Западе сложился стереотипный образ гика — чудаковатого фаната комиксов, видеоигр, супергероев и прочих субкультурных явлений.
Истинный гик, впрочем, как и настоящий хипстер, никогда не назовет себя «гиком».
Лично мне нравится определение слова Geek как «сумасшедший» или «увлечённый» человек. Конечно, в хорошем смысле. В маркетинговых и социологических исследованиях понятие Geek используется для обозначения аудитории увлеченных профессионалов технологий и науки.
Чтобы определить роль гиков в обществе, я придумала следующую классификацию: исторические, культурные и компьютерные гики.
Есть гики исторические, чьи изобретения опередили историю и двигают прогресс: Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Илон Маск с его частным космическим флотом SpaceX.
Есть гики культурные — например, поклонники «Звёздных войн». Они могут не быть айтишниками или инженерами, но когда бывают, то реализуют идеи из воображаемых миров на практике. Достаточно вспомнить недавний запуск Hoverboard от Lexus.
Летающий скейтборд
И, наконец, гики профессиональные. Под «профессиональным гиком» я понимаю любого человека, который сильно увлечён свой профессией. Однако сейчас я хочу поговорить о «технологических и компьютерных» гиках.
В России о них сложилось довольно чёткое представление: это талантливые технари, программисты и все остальные люди, для которых буквы IT — не пустой звук.
Они могут иметь за плечами серьёзное техническое образование, а могут быть самоучками. Они всегда в курсе последних трендов, фанатеют от технологий будущего, и сами же участвуют в процессе их создания.
Это те самые Early adopters (первопроходцы) — социокультурная группа, которая описана в монографии «Диффузии инноваций» социолога и профессора стэндфорского университета Эверетта Роджерса. Согласно его теории, первыми принимают и распространяют инновации именно такие люди. |
О них дальше и пойдет речь.
Выгоды общения с компьютерными и технологическими гиками
1. Они первыми узнают о новых сервисах, пробуют новые технологии (3D-печать, виртуальная реальность, «умная» одежда и так далее) и рекомендуют их друзьям и близким. С их помощью можно тестировать идеи и прототипы продуктов.
2. Среди гиков можно найти будущих сотрудников и заинтересовать их технической стороной своего бизнеса. Например, истории компаний, которые ведут блоги на «Хабре», говорят о том, что на площадке можно найти технических директоров, разработчиков, молодых учёных, инженеров космического производства и других редких специалистов.
3. Можно расширить деловые связи. Именно среди такой умной, увлечённой технологиями публики могут найтись будущие клиенты и партнёры.
4. Самая важная польза как для новичков, так и для техногигантов со своей историей на рынке: общение на IT-площадках позволяет создать образ продвинутой компании, умеющей разговаривать с IT-профессионалами на одном языке и имеющей технологии, которыми можно гордиться.
Глобальные интернет-компании знают о ценности профессиональной IT-аудитории и активно привлекают ее к работе. Примером служат многочисленные хакатоны — форумы разработчиков — которые организовывают Facebook, Google, PayPal и другие лидеры индустрии. (С аудиторией хакеров у каждой уважающей себя IT-корпорации также налажено сотрудничество.)
С гиками плотно взаимодействуют и компании других секторов — например, у «Альфа-Банка» успешно функционирует проект «Альфа-лаборатория», который разрабатывает технологические улучшения для обслуживания клиентов. Оттуда уже вышли первые интересные продукты: «Альфа-Клик», «Альфа-Мобайл», «Альфа-диалог» и другие.
Где общаться с технологическими и компьютерными гиками в Рунете
Нишевые форумы IT-специалистов посвящены языкам программирования, системному администрированию, операционным системам. Отличаются закрытостью. Здесь, как правило, люди общаются «на своем языке» в рамках одного интереса. Пример: форум «Линукса».
Сообщества в социальных сетях. Профессиональная интернет-аудитория часто проявляет себя в Facebook (например, на страничках Анализ в ИТ, Типичный программист, ITMozg) и LinkedIn (например, в сообществах iOS/Android/Unity Mobile App & Games Development, Microsoft .Net Developers, Web Developer Jobs).
(Примечание редакции: читайте также статью «Как получить из LinkedIn 100 корпоративных клиентов за 3 месяца» о том, как IT-компания искала клиентов в тематических группах этой соцсети.)
DIY-сообщества («железячные»). Места обитания поклонников «Самоделкина», любителей разбирать и собирать что-нибудь. Это могут быть сайты, форумы, клубы робототехники и т.д. (Кстати, на «Хабре» проводилось небольшое исследование DIY-сообществ.) В этих местах можно предлагать ваши гаджеты для тестов и экспериментов.
Игровые площадки (игровые комьюнити). Для работы на площадках типа DTF.ru и gamedev.ru крупнейшие компании Рунета нанимают комьюнити-менеджеров или «игровых евангелистов». Это, в свою очередь, тоже продвинутые игроки, которые понимают такую аудиторию и умеют продвигать тематические продукты.
Бренд-площадки. Пользовательские сообщества вокруг бренда или технологии компании. Многочисленные сообщества, посвященные Mac, iOS или Android тому подтверждение.
Блоги по тематике IT и гаджетов. Например, Keddr. Ещё несколько лет такие блоги полностью концентрировались в ЖЖ и на отдельных блог-платформах, а сейчас обзоры гаджетов переходят в видео-формат (каналы на YouTube — Wylsacom, Rozetced, Droider, Geek-спутник)
«Хабрахабр.ру». Уникальное явление на просторах Рунета: очень активное сообщество с десятилетней историей (примечание редакции: 6,7 млн уникальных посещений в месяц по данным издателя), зародившееся вокруг интересов программистов, технарей и других ребят.
За последние два года «Хабр» разделился на три проекта:
- «Хабрахабр», место общения «хардкорных» IT-специалистов;
- «Гиктаймс», где собрались люди, которым интересны гаджеты, новости, история технологий и вообще наука и техника в самом широком смысле;
- и «Мегамозг» — сосредоточение информации об управлении, финансах и «soft skills».
В мае 2016-го «Мегамозг» возвратился на «Хабр», после чего тот приобрёл структуру в виде нескольких потоков: «Разработка», «Дизайн», «Управление», «Маркетинг», «Разное».
У ресурсов появилось чёткое разделение по целям читателей: на «Хабрахабр» они приходят поучиться и поделиться опытом, а на «Гиктаймсе» — интеллектуально отдыхают и развлекаются.
Как «Хабрахабр» помогает технологическому бизнесу
Как представитель площадки, хочу рассказать о том, какие задачи можно решать с помощью «Хабра».
1. Любая IT-ориентированная компания может завести на «Хабре» свой корпоративный блог, чтобы:
- рассказывать про свои проекты, продукты и технологии (международные компании, которые приходят на российский рынок, утверждают, что на их взгляд, одного только «Хабра» вполне достаточно, чтобы заявить о себе на российском IT-рынке) и получать обратную связь — айтишники любят, когда есть возможность напрямую связаться с разработчиком продукта или технологии;
- рассказывать про общемировые тренды в IT, чтобы приобрести уважение в профессиональном кругу;
- «хантить» специалистов, которые будут читать блог (к примеру, «Яндекс», Mail.Ru Group, Google и другие компании находят на площадке новые кадры);
- «Хабрахабр» — старый и уважаемый ресурс, который любят поисковики. Полезная статья, написанная для «Хабра», может собирать людей из поиска в течение нескольких лет, при этом никто не мешает автору поставить в такой статье ссылки на свои личные ресурсы.
Подписка на корпоративный блог стоит от 40 тысяч (до НДС) за три месяца на Geektimes.ru и от 60 тысяч рублей для «Хабра» (до НДС), а для стартапов, которые соответствуют требованиям площадки, блог предоставляется бесплатно. Хочу заметить, что это небольшая стоимость. Если исходить из цены месячной подписки за 20 тысяч рублей (самый дешёвый тариф), то успешная публикация публикация на 20 тысяч просмотров позволит получить стоимость контакта в 1 рубль.
2. Площадка помогает достигать целей краудфандинга (здесь история об энтузиасте, который решил производить российскую аудиокарту и нашел партнеров).
3. «Хабр» дает широкие возможности для систематизации знаний и совместного производства чего-либо: если вы делаете полезные вещи, вам обязательно помогут.
Вот история автора, который написал книгу по мотивам своих статей с помощью соавтора.
Чем заинтересовать обитателей «Хабра»
Чем крупнее IT-бизнес, тем сложнее заход в закрытое IT-сообщество — в игру вступают традиционные стереотипы корпоративного продвижения. Поэтому ещё до начала работы с «Хабром» стоит чётко разработать стратегию ведения там блога и проговорить ее с сотрудниками — с техническими специалистами, редакцией, SMM-щиками и внешними авторами (если будете с такими работать).
«Хабрахабр» и его сателлиты — это не место для размещения пресс-релизов и отчётов с последнего корпоратива компании. Аудитория Хабрахабра стремится к профессиональному и личностному развитию, поэтому в материалах, которые компании адресуют аудитории, должна содержаться ценность.
Продвинутые айтишники хотят узнавать «как это устроено», поэтому лучше всего создавать материалы, основываясь на реальных инсайдах вашего продукта, бизнеса или отрасли. Хорошо заходит личный опыт — не просто описание факапов, но и методы их решения.
Ознакомьтесь для примера с блогами:
Блог Mail.ru Group:
Блог Одноклассники.ru:
Блог Parallels:
Блог ABBYY: |
На «Хабре» любят читать, поэтому не ограничивайте себя с текстом. И — больше примеров кода, но будьте готовы, что его тоже будут читать. Мы попросили наших клиентов рассказать об опыте ведения блога на «Хабре» и дать советы начинающим блогам, воспользуетесь нашими рекомендациями.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.