Ланч-тайм 138: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: сколько миллионов долларов стоит эмоциональное выгорание сотрудников компаниям. И что делать, чтобы на нём сэкономить. А также — как выделиться на фоне конкурентов и стать UX-копирайтером.
Содержание
- Как стать UX-копирайтером
- Эмоциональное выгорание — проблема компании, а не сотрудника
- Вы не особенный: как выделиться на переполненном рынке
#598. Как стать UX-копирайтером
Фото: ixd.prattsi.org
Компании, которым нужен UX-копирайтер, ищут в идеале UX-дизайнера, который ещё и пишет неплохо. Понятное дело, таких немного. Да и вообще хорошие копирайтеры чаще идут в рекламу, а не в дизайн.
Но спрос на UX-тексты растёт, желающих стать UX-копирайтером всё больше. Так как это сделать? Давайте разберёмся, что нужно знать и делать в первую очередь.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Читайте. Много.
UX-копирайтинг — союз двух дисциплин: дизайна и уверенного копирайтинга. Так что вперёд, за книги.
Книги и сайты о пользовательском опыте (осторожно, английский!)
-
Don Norman — The Design of Everyday Things
-
Сайт Nielsen Norman Group
Книги и сайты о копирайтинге
-
Mark Shaw — Copywriting, второе издание
-
Joseph Sugarman — The Adweek Copywriting Handbook
-
Neil Patel, Joseph Putnam — The Definitive Guide to Copywriting
Старайтесь не отклоняться от базовых вещей, прописанных в этих книгах. Не поддавайтесь бредовым интернет-статьям типа «Как рерайтить тексты в более конверсионные». Их авторы думают о кликах, а не о пользовательском опыте. И иногда даже пытаются обмануть нас.
Не отмечайте, если хотите получать письма о новинках, обновлениях, специальных предложениях и скидках
Вот пример текста, цель которого — запутать пользователя. Кто-то дал неряшливому маркетологу слишком много власти.
Получай все крутые сделки и предложения — подпишись на нашу рассылку! Варианты ответов: Давай сделаем это. // Нет, спасибо, я люблю упускать сделки
Видите это «люблю упускать сделки»? Ещё один паттерн плохого копирайтинга: «кликшейминг» — стыдись, что не кликнул. Тупая манипуляция, никакой фантазии. Пользователи вряд ли поведутся, но точно разозлятся.
Ходите на митапы
Неважно, где вы работаете. В любом случае вам нужно налаживать контакты. Полюбите митапы — встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке. Следите за темами, которые на них обсуждаются, и за словами, которые при этом используются.
И так как на копирайтерских митапах развелось много маркетологов, ходите лучше общаться с UX-дизайнерами.
Обращайте внимание на хорошие решения и сохраняйте их
Учитесь у тех, кто лучше. Обращайте внимание на UX-копирайтинг в его естественной среде обитания. Спрашивайте себя, почему автор написал именно так. Почему Twitter убрал «Избранное» и заменил его обычным лайком? Почему заголовки на кнопках с призывом к действию у Netflix в разных местах различаются?
Хорошие примеры — простые, понятные и выделяются на фоне остальных. Они не должны быть персональными и нахальными. И вот пример с MailChimp.
Обычно у MailChimp сильный, дерзкий голос. Но здесь он не нужен — это важное сообщение, которое каждый пользователь должен понять с первого прочтения.
Соберите портфолио
На этом этапе типичный вопрос: «Из чего собирать портфолио, если у меня нет работ?». И тут есть несколько вариантов.
1. Нет работ — сделайте. Многие дизайнеры вдохновляются и делают редизайн существующих сайтов и приложений, которые потом добавляют в портфолио. Так же может поступить UX-копирайтер. Сообщение Amazon показалось бьющим мимо цели? Перепишите! И добавьте в портфолио.
2. Помогите друзьям. Обратите внимание на друзей, у которых есть сайт, блог, канал на YouTube — что угодно. UX-копирайтинг везде пригодится.
3. Применяйте UX-копирайтинг в текущей работе. Проще это делать тем, кто работает в сфере дизайна. Если это не про вас — походите по отделам, предложите свою помощь.
4. Попросите покритиковать. Не имеет значения, что в итоге попало в ваше портфолио: реальные проект или концепты. Попросите покритиковать их. Найдите подходящий канал в Slack или коммьюнити на Reddit и запросите обратную связь. Только будьте к ней готовы — может быть больно.
Наберитесь терпения (хотя тут больше про дисциплину)
Обучиться новой профессии за одну ночь не получится, особенно если профессия эта — UX-копирайтинг. Всё-таки в ней соединяются целых два направления. И не получится, прочитав пару книг и сделав два концепта, получить работу в Google. Собирайте портфолио. Ходите на митапы и слушайте, как работают люди. И задавайте вопросы.
Вывод: Всё моднее быть не просто кем-то, а кем-то с приставкой UX. Копирайтеры, теперь вы знаете, как презентовать себя
Вы сэкономили 7 минут.
#599. Эмоциональное выгорание — проблема компании, а не сотрудника
Employee Burnout Is a Problem with the Company, Not the Person
Эмоциональное выгорание — распространённое явление. И компании привыкли считать, что это проблема сотрудника. Но они ошибаются.
За лечение последствий эмоционального выгорания американские компании ежегодно выплачивают больницам 125–190 миллионов долларов. Но убытки еще серьёзнее, если учитывать снижение продуктивности, текучку кадров и потерю талантливых сотрудников.
Руководители должны что-то делать со стрессом на рабочем месте, который провоцирует выгорание: с загрузками, нестабильностью, рутиной.
Обычно, если продуктивность сотрудника снижается, виноват в этом не он, а организация. Если посмотреть на компании с высоким показателем эмоциональных выгораний, мы увидим общие для всех черты:
-
излишние сотрудничества;
-
слабый тайм-менеджмент;
-
тенденция перегружать способных сотрудников работой.
Из-за них у сотрудников не хватает времени концентрироваться на сложных задачах или придумывать идеи. У них даже нет времени, чтобы восстановиться.
Излишние сотрудничества
Излишние сотрудничества характерны для компаний, где много лиц и отделов, принимающих решения. Значит, придётся пройти через бесконечное количество встреч и конференций в скайпе, чтобы убедиться, чтобы все высказались и пришли к единому решению. Часто на встречи с ЛПР приходится выезжать из офиса. Всё это делает рабочий день рваным, непродуктивным.
Другая крайность — мультизадачность. Она изматывает также, как прерывистый рабочий день. Если вы занимались одним делом, и вам пришлось переключиться на другое — оба вы закончите на 25% позже. А чтобы снова погрузиться в задачу, от которой вас отвлек емэйл, потребуется 15 минут.
Чтобы уменьшить эмоциональное выгорание сотрудников, компании должны сократить количество лиц и отделов, принимающих решения. Также нужно исследовать и узнавать, что сотрудники думают о своей работе. Может, они помогут определить, что какие-то собрания можно проводить реже и с меньшим количеством людей.
Возможно, вам помогут организационные изменения. Например, внедрение agile может мотивировать команду.
Фото: paleoaholic.com
Слабый тайм-менеджмент
Многие работники уходят, потому компания требует от них слишком многого. Они не могут повлиять на корпоративную культуру. Не могут переносить или пропускать ненужные им встречи. И в итоге не успевают делать полезные дела и выгорают.
Но лидеры могут это изменить. Убедите руководство, что, если отказаться от привычных, но бесполезных инструментов, компания получит выгоду. Расскажите, какие убытки приносит эмоциональное выгорание сотрудников — скорее всего, они просто не знают реальных масштабов последствий.
Найдите, что пожирает время сотрудников в вашей компании: встречи, переписки или онлайн-коллаборации. И оптимизируйте процессы.
Также важно, чтобы работник мог сам контролировать своё расписание. Автономия сотрудников повышает их продуктивность. Они чувствуют контроль над ситуацией, не отвлекаются по мелочам и в итоге испытывают меньше стресса.
Тенденция перегружать способных сотрудников работой
Компании доверяют предварительным расчётам и редко проверяют, укладываются ли в них работники. Отсюда возникают перегрузки.
Опаснее всего перегружать ключевых работников, хотя именно с ними это чаще всего и происходит. Исследования показали, что средний менеджер тратит один день в неделю на переписку и два — на встречи. А талантливый менеджер — и того больше.
Аналитические инструменты, которые помогают планировать нагрузку, также должны отслеживать переработки. И эти данные должны заставить руководство задуматься, как оптимизировать активность перерабатывающих менеджеров и снизить опасность их выгорания.
Когда компании займутся проблемой выгорания сотрудников, их затраты уменьшатся. А работникам станет легче жить. И в итоге — все в выигрыше.
Вывод: Компании должны относиться к сотруднику не как к ресурсу, а как к человеку, которого нужно холить и лелеять. И тогда наступят мир, дружба и жвачка. А текучка и стресс останутся только в учебниках истории.
Вы сэкономили 10 минут.
#600. Вы не особенный: как выделиться на переполненном рынке
You’re Nothing Special: How to Stand Out in a Crowded Marketplace
Простите, что так грубо, но ваша мама была не права. Вы не особенный. И бизнес, которым вы занимаетесь, тоже. В мире куча веб-студий, которые предлагают те же услуги, что и вы, по той же цене. И говорят одно и тоже. И даже сайты у них похожи.
Даже профессионализм вам не поможет — есть куча компаний, которые работают просто убойно, но продолжают сражаться за клиентов. Чтобы выделиться, вам нужно сделать три вещи:
-
найти специализацию;
-
построить репутацию;
-
сфокусироваться на клиентском сервисе.
Найдите специализацию
Чтобы выделиться в толпе, уменьшите её размеры. Другими словами, уменьшите число своих конкурентов. И лучший способ это сделать — выбрать специализацию. Например, станьте профессионалом в разработке сайтов для медицинских учреждений.
Такое решение может показаться парадоксальным. Как увеличить количество клиентов, если отказываться от потенциальной работы? На самом деле, это не обязательно. Если времена трудные — беритесь и за любые задачи. Но маркетинговые каналы, в том числе сайт, измените так, чтобы специализация чётко считывалась.
Есть два вида специализаций: работать с продуктом или с видом клиентов. Например, можете сделать своей фишкой разработку сайтов на Битриксе. Или сконцентрируйтесь на аудитории — как в примере про медицинские учреждения. Чтобы понять, что — ваше, загляните в своё портфолио и подсчитайте, чего там больше.
Но специализация — не панацея. У вас всё равно будут конкуренты, и, чтобы выделиться на их фоне, придётся много работать. В первую очередь — над репутацией.
Постройте репутацию
Существует мнение: делай хорошо и клиенты сами тебя найдут. Это неправда.
Сарафанное радио, штука, конечно, важная. Но его недостаточно, особенно в первые годы существования компании. Поэтому вам нужна репутация.
Недостаточно сделать сайт, где написано, какие вы классные. Эти слова нужно уметь доказать. Покажите, что вы — эксперты. Ведите блог, пишите книги, выступайте на конференциях. Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы показать, что вы умеете. И так вы получите репутацию эксперта в своём деле.
Вам потребуется время, чтобы построить репутацию. Многие агентства ведут блог, но бросают из-за скудного количества читателей. Многие спикеры, которых не пригласили на одно мероприятие, отказываются выступать вообще. Так экспертом себя не зарекомендуешь. Пишите в блог каждую неделю, пробивайтесь на конференции. Не сдавайтесь.
Но и репутация вам не поможет, если ваши клиенты не счастливы. Поэтому переходим к третьему пункту — отношению к заказчикам.
Сфокусируйтесь на клиентском сервисе
Если вы хотите быть конкурентоспособным — нужно делать качественные работы. Но если цель — выделиться, вам придётся достигнуть исключительного уровня клиентского сервиса.
Представьте, что вы пришли в шикарный ресторан с хорошей кухней, но официант грубит, и вообще у него рубашка не выглажена. Вы бы обрадовались? Вряд ли. Поэтому сервис крайне важен.
Качественный сервис начинается с хорошей коммуникации. Это самое слабое место многих интернет-агентств и веб-дизайнеров, потому что они концентрируются на проекте, а не на клиенте.
Мало говорить клиенту, как продвигаются дела. Иногда нужно говорить даже о том, что ничего не происходит — чтобы он не начал волноваться. И говорите о возможных проблемах — лучше подготовить к ним, чем говорить «Да не переживайте, у нас всё под контролем», а потом налажать. И главное — разговаривайте с клиентом. Звоните, ходите на встречи. Не зацикливайтесь на переписке — клиент должен видеть в вас человека.
И перестаньте беспокоиться о своём сайте.
Дизайнеры постоянно хотят в нём что-то изменить. Считают, это поможет бизнесу. Но маленький косяк не делает погоды, поэтому пусть дизайнеры занимаются более полезными вещами. А сайт сделайте простым и с акцентом на специализации.
Вывод: Формула «Хорошо делай — хорошо будет» работает не всегда. Если конкуренция кусается, приходится подключать хитрость и местами понты.
Вы сэкономили 10 минут.
Чтение — занятие похвальное, но вот прямо сейчас вам лучше перестать и выйти на улицу. Всё-таки весна, ребят. Гуляем!
Читать по теме: Ланч-тайм: краткий перевод свежих статей о Digital (все выпуски)