С конвейера в бой. Как делать сайты, сразу готовые к продвижению. Читайте на Cossa.ru

31 мая 2017, 17:00
5

С конвейера в бой. Как делать сайты, сразу готовые к продвижению

Что нужно учесть, чтобы между разработчиками и SEO-шниками не случилось войны.

С конвейера в бой. Как делать сайты, сразу готовые к продвижению

Грустная история о SEO-шниках и разработчиках

Ноябрь лохматого года. Старый заказчик «Сибирикса» старательно запускает проект. После сдачи прошло двенадцать месяцев. Сайт лежит на поддомене new, и его готовит к продвижению сторонняя SEO-компания. Допиливает специфические штуки, бодро ворошит код, мимолетом сняв проект с гарантии — работа идёт, окончания не видно.

Внезапно менеджеру студии-разработчика прилетает привет с другой стороны баррикад. SEO-компания тревожится. Вкратце: если не создать ЧПУ для установленных значений фильтра и не настроить редиректы, то гореть заказчику на дне поисковой выдачи до скончания дней. ЗАПУСКАТЬСЯ БЕЗ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Сами ребята не справляются. Окей. Получаем техническое задание. Оцениваем — по минимальной стоимости. Принимаем в работу и делаем. Сдаем работы. Дно у ТЗ двойное. Нигде об этом не сказано, но редиректы с выдумкой: установил в фильтре параметры — и привет, страница с ЧПУ. Стиснув зубы, после письменной перепалки делаем и это. Заказчик старый, проект запускать надо (не терпится похвастаться, год как-никак прошёл). Да и ладно, только запуститесь.

И снова. В том же ТЗ SEO-компания просит редирект, который меняет структуру каталога. До старых ссылок теперь не добраться. Грозный менеджер SEO-шников обрывает телефон студии и требует ворачивать работы взад, но чтобы редиректы остались на месте. Заказчик самоустраняется, в диалогах отрешён и задумчив: торчать меж двух камней не хочется. Мы грустим: шесть часов превратились в тридцать.

Собираем консилиум по скайпу — три разработчика и менеджер со стороны SEO-шников, менеджер «Сибирикса». В часовом разговоре сходимся на том, что задача сделана по ТЗ, запускаться можно. Проходит ещё два месяца, и сайт появляется на боевом домене. Конец.

Между SEO-шниками и разработчиками в 90% случаев возникают проблемы.

Проблема целей. Разработчикам жалко дизайн. SEO-компания готова положить на дизайн болт ради высшей цели: если сказано, что шесть иконок социальных сетей и контакты офиса в шапке нужны для оптимизации — извольте впендюрить.

Проблема общения. Два менеджера. Две команды. Опытные менеджеры умеют договариваться: разговоры по скайпу — дело в IT-среде привычное. Но выдача обратной связи на месте, с розгами или пряником над головой, даёт шансы на решение проблемы, а не на ленивое перекидывание спорной задачи как мячика для пинг-понга.

Проблема «кто круче». Куда ни ступишь, кругом эксперты — и с той стороны, и с этой. В некий момент времени две экспертности сталкиваются лоб в лоб. Вместо решения задач заказчика компании выясняют, кто из них лучше и профессиональнее и чьи решения воплотятся-таки в жизнь. Для достижения цели возможно всё: хитрые манипуляции, давление на заказчика, в крайнем случае — старый добрый конфликт лоб в лоб до первой крови. На пользу делу это не идёт.

Не факт, что при передаче новенького проекта на продвижение обязательно случится вооруженная схватка SEO-шников с разработчиками. Вероятность — 50%, равно как и встретить на улице динозавра.

Координация нескольких команд сложна. Работать с чужой командой — больно

Тем более, если эти команды не пересекаются лично. Точка кипения настала два года назад. После этого мы вместе с двумя другими студиями создали «Спайк» — первое в России агентство agile-маркетинга. Мы не специалисты по SEO — этим и без нас успешно занимается «Кинетика». Каждый делает то, в чем он крут, и участникам процесса это нравится.

Клиентов это тоже устраивает. Услуги предоставляются в одном окне. Нет необходимости в поиске разноплановых подрядчиков и в попытках подружить их друг с другом.

Через год мы выработали регламент взаимодействия. Он рассказывает, когда, как и кому что делать — подробно и доступно. Заказчику не приходится координировать работу двух-трёх команд — мы решаем спорные вопросы друг с другом напрямую. Физически: открываем дверь, заходим в соседний офис и разбираемся, кто виноват.

Как сделать сайт, сразу готовый к продвижению

Шаг нулевой. Прототип

Прототип — чёрно-белая интерактивная схема сайта, показывающая, как работает проект, без затрат на дизайн и программирование. Стоимость прототипа составляет 30% стоимости разработки.

Если планируется дальнейшее продвижение сайта, мы привлекаем SEO-оптимизатора сразу на этапе прототипирования. Он просматривает готовый прототип до демонстрации заказчику, даёт рекомендации по юзабилити, сразу отмечает, где возможны проблемы.

Зачем это делается: можно сразу отсеять часть идей, которые дорого обойдутся при дальнейшем продвижении. Или хотя бы здраво оценить риски.

Шаг первый. Первичная оптимизация

Первичная оптимизация — приведение сайта в божеский вид: размещение мета-тегов, устранение пустых страниц и битых ссылок, перелинковка, 301 редиректы, счётчики и так далее.

Что мы делаем для оптимизации базово и бесплатно:

  • настраиваем 301 редиректы;

  • предоставляем инструмент для работы с мета-тегами;

  • устанавливаем счётчики «Яндекс.Метрики» и Google Analytics (без настройки специфичных целей);

  • устанавливаем robot.txt и создаём карту сайта.

После переноса проекта на боевой сервер к нему подключается SEO-компания — менеджер проекта «Сибирикса» знакомит менеджера «Кинетики» с заказчиком. Мы вместе уточняем цели и задачи продвижения, задаём вопросы. Затем SEO-компания готовит техническое задание на первичную оптимизацию.

Заказчику показывается оценка по задачам: обязательно проговариваем голосом и поясняем каждый пункт — зачем он нужен в долгосрочном плане, как реализуется технически. Вещи, без которых никак, отмечены в смете цветом. Обсуждаем. Некоторые функции переносим на следующий этап, некоторые — убираем. Набираем задач на недельную или двухнедельную итерацию (40–80 часов), и начинаем работу.

Проект ведёт тот же менеджер, который вёл его до этого. Команда программистов-верстальщиков-тестировщиков тоже не меняется, если только не случился форс-мажор. Выполненные задачи сначала принимает SEO-компания. Только после этого проводится презентация работ для заказчика. После утверждения изменения переносятся на боевой сервер.

Шаг второй. Проверка гипотез

Agile-маркетинг пропагандирует короткие циклы из трёх шагов.

Эксперимент → Измерение → Корректировка стратегии.

Проект намеренно разрабатывается недельными или двухнедельными итерациями. На выходе каждый раз получается работоспособный сайт.

Эксперимент

Сначала формируем гипотезы. Возьмём абстрактную ситуацию: красим кнопку «Купить» в красный цвет, увеличиваем размер шрифта на этой кнопке. Учитываем, что покупатели — молодые пары, и меняем описания на странице товара с формально-деловых на неформально-побуждающие.

Измерение

Определяем время на эксперимент и сбор данных. Выделять меньше месяца на эксперимент, анализ и рефлексию — неэффективно. Когда время заканчивается, анализируем статистику: просмотры, клики, лиды, обратную связь потребителей. Показатели измерения обсуждаются с заказчиком заранее, определяются целями продвижения.

Корректировка стратегии

Если цель не достигнута — ищем слабые места в стратегии, корректируем техническое задание, проводим ещё один эксперимент. Если цель достигнута — ставим новую цель, определяем критерии достижения и движемся по тому же кругу. И так — до сотен достигнутых целей.

Чем хорош такой подход

  • Маркетинговый план пересматривается и меняется не раз в год, а когда угодно.

  • Средства тратятся на приносящие прибыль каналы. Нерелевантные и неприбыльные отсеиваются сразу, а не при подведении итогов через год.

  • Чем короче интервал планирования — тем выше гибкость. Мы следуем за пользователями и легко переключаемся между стратегиями.

Как определить стоимость продвижения, если сайта ещё нет

Бесплатно — или самостоятельно (нужен навык определения бюджетов в «Яндекс.Директе» и смелость делить на «икс»), или никак.

А теперь — два способа потратить сто тысяч рублей.

Если неясно, окупится ли проект в ближайшие n месяцев, а риск — дело благородное, но опасное, имеет смысл разработать стратегию продвижения. Это медиаплан с расчётом отдачи от вложений, плюс многостраничный отчёт о трендах рынка и делах конкурентов. Такая стратегия разнесёт вклочья утопичные проекты, а потенциально успешным — даст зелёный свет на свершения (пока доллар по 80). Плюс бонусом — уменьшит затраты на предпроектную аналитику, так как часть работы уже выполнена.

Если уверенность в том, что это полетит, сильна и непоколебима, заложите резерв в те же сто тысяч рублей на первичную оптимизацию и старт работ по продвижению. Вполне вероятно, что эти деньги не понадобятся, но не помешают — это точно. Если что, закупитесь «Вдовой Клико» в честь запуска :–)

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is