Что такое click fraud, или Как распознать накрученный инвентарь
«Чёрный трафик» — серьёзная проблема для рекламодателей. Разбираемся, как его определить.
Сегодня показатели «чёрного трафика» могут доходить до 50% ото всех показов интернет-рекламы. В связи с этим некоторые крупные игроки начали предлагать схемы гарантийного возврата денег (подробнее на AdWeek и AdExchanger). Мы хотим поделиться базовыми правилами, которые помогут рекламодателям определить, что «что-то пошло не так».
Большинство этих правил достаточно прямолинейны, но наши аналитики видели массу примеров, основанных на этих простых правилах.
Статистические правила, которые можно проверить вручную
-
Чрезмерно высокий отклик на рекламу (высокие показатели CTR) на некоторых частях инвентаря. «Чрезмерно высокие» означает, что на других частях инвентаря таких показателей нет.
-
Скачок CTR в определённый промежуток времени (день или час) на инвентаре, сильно выбивающийся из показателей по сети в целом.
-
Быстрый рост CTR при коэффициенте конверсии, который остаётся на том же уровне или снижается (в течение некоторого периода).
-
Высокий показатель CTR элементов, по которым не удаётся определить параметры географии, тип браузера и устройства (элемент Unknown).
-
Большое количество кликов от пользователей без cookies.
-
На инвентаре очень равномерное распределение показов и кликов по всем ключевым словам, гео, браузерам и так далее. Это означает, что робот обходит идентификаторы и меняет их один за другим.
-
На инвентаре нетипично высокая активность пользователей из других регионов.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Правила, которые можно проверить на основе лог-файлов рекламного сервера
Лог-файл — главный источник информации о поведении посетителя на сайте. В нём зафиксировано каждое обращение к сайту. Но лог-файлы сами по себе — это база сырых данных, которые необходимо обработать. Качество обработки определит качество вашей статистики.
Обратите внимание на следующие симптомы.
-
Множественные клики с одного и того же IP-адреса.
-
Множественные клики пользователей, пришедших из одного источника.
-
Пользователь кликает по всем баннерам на странице.
-
IP-адреса пользователей есть в списке известных IP-адресов роботов (такие списки, к примеру, публикует IAB).
-
Показы или клики с регулярными временными интервалами (такое поведение называется «периодическим» — робот создает HTTP-request с регулярными интервалами). Для отслеживания периодичности можно использовать функцию, которая оценивает промежутки между временными отметками и вычисляет уровень изменений между ними.
-
Большое количество кликов одного и того же пользователя за время, которого очевидно мало для просмотра всех рекламных баннеров. Это можно отследить, выделив временное окно (к примеру, в 10 секунд) и просчитав количество событий (кликов или показов) в рамках этого окна. Если цифры выше разумного предела, пользователя смело можно считать роботом.
Правила, основанные на дополнительной статистике: расхождения viewability и CTR
Вы можете соотнести данные вашего сервера (например, DFP дает возможность просматривать эту информацию) и данные Google Analytics по показателям viewability. Если расхождение составляет 30% и более, следует внимательно изучить срезы вашего инвентаря на предмет фрода.
Что искать:
-
Большое количество пользователей, покидающих страницу за короткий промежуток времени.
-
Высокий процент уходов со страницы.
-
Пользователь не перемещает курсор по странице.
-
Пользователь не скроллит страницу (90% роботов не умеют симулировать скроллинг).
Если обнаружите один такой признак, это ещё не значит, что ваш инвентарь накручивают. Однако это повод быть начеку. Если же заметили три признака и больше — считайте это сигналом к действию. Надеемся, наши советы вам помогут. Хорошего трафика!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.