10 полезных книг, которые помогут сплотить команду
Подборка от Андрея Степанова, менеджера по коммуникациям GanttPRO.
«Талант выигрывает матчи, командная игра и интеллект — звание чемпиона»,
— Майкл Джордан, баскетболист.
Построить крепкую команду сложно: кому-то мешает эго сотрудников, кому-то различный взгляд на проблемы, а кому-то — отсутствие мотивации.
Вопросы менеджера
Всё индивидуально и зависит от проекта.
Но есть и некоторые общие.
— Как сделать так, чтобы все эти люди сработались?
— Как их мотивировать?
— Как сделать, чтобы каждый член команды ценил вклад остальных?
Здесь и пригодятся навыки формирования и управления командой, в том числе знание её психологии и поведения. В статье расскажу о 10 книгах, из которых вы почерпнёте много нового о командной работе, повышении её эффективности и других интересных моментах. В них нет сухой занудной теории, которая не применима в жизни. А напротив, много ярких примеров, о которых рассказывается простым и понятным языком. Многие из этих книг — бестселлеры.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
«7 навыков высокоэффективных людей»
Автор: Стивен Кови.
Название на английском: The 7 Habits of Highly Effective People: Powerful Lessons in Personal Change.
Не мог не включить в обзор эту книгу. Впервые она опубликована в далёком 1989 году, и с тех пор у неё 20 изданий.
«7 навыков высокоэффективных людей» написана консультантом по вопросам руководства и управления жизнью Стивеном Кови. В книге он описывает навыки и техники их приобретения. Но прежде чем включить их в свою жизнь, человеку необходимо пересмотреть систему взглядов. Кови подчёркивает: если мы хотим что-то изменить, нам нужно обратить внимание на своё поведение и отношение к окружающим.
Причём здесь командная работа? Автор связывает с ней навыки № 4, 5 и 6, которые относятся к взаимодействию и общению.
Почему рекомендую: на самом деле, книгу рекомендуют все. Все отзывы на неё сводятся примерно к такой фразе: «Наиболее вдохновляющая и впечатляющая книга из всех мною прочитанных». Поэтому вердикт один — книга обязательна к прочтению.
«17 неопровержимых законов работы в команде»
Автор: Джон Максвелл.
Название на английском: The 17 Indisputable Laws of Teamwork: Embrace Them and Empower Your Team.
Книга опубликована в декабре 2000-го. Автор объясняет, как человеку стать более эффективным членом команды, лидером или даже примером для подражания.
Большинство утверждений Джона Максвелла базируются на здравом смысле. Книга представляет собой практический путеводитель по тому, как быть частью успешной команды и как её строить.
Почему рекомендую: идеи подаются с примерами в доступной форме простым языком. Руководители и лидеры команд найдут в ней много полезной информации.
«Пять пороков команды»
Автор: Патрик Ленсиони.
Название на английском: The Five Dysfunctions of a Team: A Leadership Fable.
Книга известного консультанта и спикера Патрика Ленсиони опубликована в 2002 году. В ней описываются многие трудности и опасности, с которыми сталкиваются команды, а также основные причины проблем.
Почему рекомендую: лёгкая подача информации, после прочтения которой вы по-другому посмотрите на коллег. Описанные принципы применимы не только в бизнесе, но и в других сферах жизни.
«5 пороков команды» включена в список бестселлеров многими ведущими СМИ: The New-York Times, Bloomberg Business Week, The Wall-Street Journal и USA Today.
«Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
Автор: Дэниел Пинк.
Название на английском: Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us.
В вышедшей в декабре 2009 года книге автор утверждает, что в качестве мотивации метод кнута и пряника больше не работает. Человека мотивирует исключительно личное желание направлять свою же жизнь, стремление к совершенству и мастерству. Благодаря этому он показывает наилучшие результаты и получает удовольствие от работы или учёбы.
Почему рекомендую: сильная книга именно о мотивации. Всё сказанное автор подкрепляет психологическими исследованиями поведения людей. Также Пинк предлагает инструменты и методы создания своих систем мотивации. Кроме того, книга помогает развить лидерские качества менеджеров.
Книга в списке бестселлеров The New-York Times.
«Взаимодействие в команде: как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний»
Автор: Эми Эдмондсон.
Название на английском: Teaming: How Organizations Learn, Innovate, and Compete in the Knowledge Economy.
Эми Эдмондсон — профессор теории лидерства и менеджмента в Гарвардской школе бизнеса. В книге 2009 года она признаёт, что все люди разные. При этом она всячески приветствует и поддерживает командное взаимодействие, несмотря на все различия. Для этого профессор предлагает инновационные идеи и аргументирует важность взаимодействия.
При этом предлагаемые Эдмондсон идеи не интуитивны, но достаточно просты для изучения и принятия. В книге вы не найдёте пошагового или готового плана, а напротив, познакомитесь с рядом идей и методологий для того, чтобы разжечь командный дух.
Почему рекомендую: труд базируется на многолетнем опыте автора. Чётко обозначено, что такое команда, а что — нет. После прочтения действительно хочется работать в команде, а не диктовать свои условия.
Бонус. Книги на английском языке
К сожалению, не все книги из подборки переведены на русский язык. Однако, если вы хотите применять современные методологии, не ждите, пока кто-то переведёт для вас. Будьте в числе первых, кто освоит новые техники. Читайте в оригинале. Поэтому я продолжу список книгами на английском языке.
Extraordinary Groups: How Ordinary Teams Achieve Amazing Results
Автор: Джеффри Беллман, Кэтлин Райан.
Почему иногда мы работаем в группах и описываем опыт взаимодействия как впечатляющий? Почему некоторые команды можно охарактеризовать именно так, хотя большинство — нет? В своей книге, вышедшей в 2009 году, Беллман и Райан утверждают, что незаурядные группы появляются, когда в команде удовлетворяются две и более ключевые потребности, подсознательно ценные для членов команды.
Почему рекомендую: сказанное подкрепляется обширными исследованиями. Информация подаётся доступно.
Help the Helper: Building a Culture of Extreme Teamwork
Авторы: Джон Элиот, Кевин Причард.
Авторы вышедшей в 2012 году книги — советник американских Лиги бейсбола, Национальной футбольной лиги и Национальной баскетбольной лиги Джон Элиот и президент баскетбольного клуба «Индиана Пэйсерс» Кевин Причард. В ней много уникальной информации о командном взаимодействии, основанной на игровом опыте.
Почему рекомендую: хорошо объясняют, чем опасен дисбаланс в команде. Авторы объясняют, почему организации, которые ценят всех своих сотрудников, успешны. В каждой главе есть примеры, способные зажечь на новые идеи.
The Alliance: Managing Talent in the Networked Age
Авторы: Рид Хоффман, Крис Йе, Бен Красноча.
Авторы вышедшей в 2014 году книги — сооснователь LinkedIn Рид Хоффман, а также предприниматели Бен Красноча и Крис Йе. Они изучают, как устроены отношения руководителей и работников, а также как превращать рабочие процессы в удовольствие.
Почему рекомендую: здесь много полезной не повторяющейся информации. Авторы намеренно акцентируют внимание на том, что компания — это не семья с её ценностями. Наоборот, это спортивная команда, перед которой поставлены цели.
A Team of Leaders: Empowering Every Member to Take Ownership, Demonstrate Initiative, and Deliver Results
Авторы: Пол Гаставсон, Стюарт Лифф.
В книге, вышедшей в 2014 году, авторы рассказывают истории о том, как команды внедряли описанные принципы и шли к успеху.
Почему рекомендую: книга не только для менеджеров, но и для всех членов команды. Она помогает командам определить пути достижения успеха независимо от того, насколько эффективно они работают сейчас.
Debugging Teams: Better Productivity through Collaboration
Авторы: Бен Коллинс-Сассман, Брайан Фитцпатрик.
Многолетний опыт двух авторов в разработке программного обеспечения, а затем и в качестве руководителей и менеджеров команд отразился в этой книге, вышедшей в 2015 году. Здесь подробно рассказывается о поведенческих моделях и невозможности их прогнозировать. Коллинс-Сассман и Фитцпатрик советуют, как решать проблемы и выходить из трудных ситуаций.
Авторы утверждают, что в рабочих процессах люди часто пренебрегают человеческим фактором. А ведь важно научиться взаимодействовать и работать в команде, чтобы трудиться эффективно.
Почему рекомендую: в книге много реальных примеров. Книга написана разговорным стилем и приправлена юмором. Многие советы применимы и в обычной жизни. Однако крайне полезна она для разработчиков программного обеспечения.
А какие книги порекомендуете вы? Советуйте в комментариях.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.