Не сайт, а целая система сайтов: зачем это крупной компании
Рассказывает Павел Тарелкин, директор Uplab.
Чем больше компания, тем сложнее выстроить работающую систему коммуникаций в интернете. Корпоративный, продуктовые сайты, посадочные промостраницы, сайты подразделений и дочерних предприятий — все эти ресурсы должны работать на общие цели компании. Как это сделать?
Существует два противоположных подхода к организации присутствия компании в интернете.
-
Децентрализация, или «инициатива на местах».
Сайты подразделений делают и развивают разные студии, дизайн подстраивается под вкусовые предпочтения регионального руководства. -
Централизация — системный подход.
Все сайты компании, от корпоративного портала до лендинга маленького дочернего завода, делаются в едином фирменном стиле, на одной технической платформе. Структура и навигация построены по унифицированным стандартам.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Мы в Uplab убеждённые сторонники второго подхода.
Работа над системой сайтов требует не только качественной работы команды исполнителя, но и большой отдачи от заказчика. Минимум бюрократических процедур, понимание конечной цели и согласованная работа всех подразделений — без этого будет сложно.
Но результат оправдывает усилия. Заказчик получает эффективный инструмент для построения коммуникаций в интернете, повышает узнаваемость бренда и сильно сокращает затраты на поддержку и масштабирование присутствия компании в интернете.
Давайте посмотрим, как оба подхода — централизация и децентрализация — работают на практике.
Децентрализация
Возьмём известного автопроизводителя «КАМАЗ» и главную страницу его корпоративного сайта:
Не будем говорить о внешнем виде и удобстве, просто отметим, что у сайта есть узнаваемая стилистика, навигация и какие-то принципы организации информации на страницах.
У «КАМАЗа» множество дочерних компаний, подразделений, заводов:
Видно, что они совсем не похожи на корпоративный портал. У каждого сайта свой подход к визуальному оформлению и организации информации. Даже технические платформы у некоторых ресурсов отличаются: корпоративный сайт сделан на «1С-Битрикс», а сайт «Туймазинского автозавода» — на UMI.CMS.
Недостатки такого подхода
-
Не факт, что сайт, закрывающий бизнес-задачи отдельного дивизиона, работает на стратегические цели и репутацию всей компании. У директоров болит душа за свой завод, а не за весь холдинг.
-
Разное стилистического оформление не делает бренд более узнаваемым.
-
Разные подходы к построению информационной архитектуры и навигации создают разный пользовательский опыт.
-
Сайты разрабатывают отдельные команды с разными уровнем опыта, каждая выдаёт результат в меру своих компетенций.
Централизация
А теперь рассмотрим принцип стандартизации.
Система сайтов компании Volvo
Корпоративный портал и сайты различных подразделений автопроизводителя Volvo выглядят и работают, как части единого механизма.
-
-
-
-
И другие — Volvo Construction Equipment, Volvo Penta, Volvo Financial Services. Все сайты похожи, построены по единым принципам и гайдлайнам.
Кроме того, у Volvo есть связующее звено для всех веб-ресурсов — www.volvo.com, откуда пользователь может перейти на сайт нужного ему подразделения.
А у подразделений есть разводящие страницы, которые связывают между собой региональные ресурсы и направляют пользователей на актуальную для них информацию.
Особняком от перечисленных сайтов стоит Volvo Cars, который выглядит и работает по-другому, хоть и заметна некоторая преемственность.
Есть несколько предположений о причинах.
-
Это начало глобального обновления всех сайтов.
-
Volvo Cars не входит в концерн Volvo, в отличие от других подразделений (был продан в 1999-м).
-
Целевая аудитория Volvo Cars — конечные потребители, тогда как другие подразделения нацелены прежде всего на b2b.
Наш опыт на примере системы сайтов «Группы ГАЗ»
«Группа ГАЗ» — крупнейший производитель коммерческого транспорта в России. В 2016 году мы выиграли тендер на создание системы сайтов, в которую вошли:
- корпоративный сайт — gazgroup.ru;
- сайт АЗ «Урал» — uralaz.ru;
- сайт дивизиона «Автобусы» — bus.ru;
- сайт Ярославского моторного завода — ymzmotor.ru.
Стояла задача унифицировать сайты для создания единого пользовательского опыта. Зачем?
-
Нужно было показать, что это не разрозненные компании, а единая группа. Например, многие не знали, что АЗ «Урал» и «ГАЗ» вообще как-то связаны между собой.
-
Продукция компаний Группы — это прежде всего b2b и b2g. Одному заказчику могут быть интересны и грузовые автомобили, и автобусы, и запчасти к технике. Поэтому важно было построить навигацию на продуктовых ресурсах по одному принципу, чтобы пользователь, посетивший хотя бы один сайт Группы, на других чувствовал себя «как дома».
Естественно, сделать все веб-ресурсы полностью одинаковыми мы не могли. Корпоративный сайт «ГАЗа» решает задачи, отличные от продуктовых ресурсов. Каталог из 29 автобусов и сайт ЯМЗ, где одних только двигателей более 100 наименований, не могут выглядеть одинаково.
Что сделано
-
Общая визуальная стилистика сайтов — единые шрифты, цветовые решения, компоновка элементов страниц, принципы оформления инфографики. Был сделан гайдлайн по всем ключевым элементам, чтобы сохранить преемственность при разработке других сайтов Группы.
-
Главные страницы сайта с едиными наборами блоков — имидж, продукция, важные статистические данные, медиацентр. Вот так, например, выглядят продуктовые блоки на разных сайтах:
-
Единая навигация для продуктовых сайтов:
-
Создан единый медиабанк, для того чтобы сайты наполнялись качественным контентом.
-
Все сайты разработаны на одной технической платформе — «1C-Битрикс».
Преимущества стандартизации
Что в итоге даёт централизованный подход? Давайте посчитаем деньги и время.
Плюсы единого дизайна
Сайты системы последовательны в своём дизайне, навигации, функциональности и создают единый пользовательский опыт. Если посетитель уже знаком с каким-то из сайтов группы, то работать с другими будет привычно и легко.
Единая визуальная коммуникация идеологически связывает между собой разные проекты. Имидж головного бренда переносится на все его продукты и филиалы.
Единообразный дизайн позволяет сильно сэкономить как на этапе UX, так и на этапе UI. Каждый следующий сайт, начиная со второго, стоит дешевле и разрабатывается быстрее, поскольку делается по гайдлайнам и с использованием готовых технических наработок.
Плюсы на уровне разработки
За счёт единообразного дизайна сокращается этап вёрстки, а значит, и расходы на него. Многие элементы не приходится верстать с нуля, потому что они повторяются на разных сайтах.
Все веб-проекты системы делаются на одной технической платформе, административная панель везде практически одинаковая. Получаем экономию времени на обучение сотрудников.
Кроме того, есть возможность функционально связать сайты между собой. На сайтах «ГАЗ Групп» мы предусмотрели синхронизацию публикаций. Размещая новость на головном портале, можно указать, чтобы она также отобразилась на сайтах подразделений.
Организационные плюсы
Для всех работ по разработке и продвижению сайтов работает принцип объединения опыта. По итогу создания первого сайта у команды появляется бэкграунд. Специалисты уже знают, на какие «грабли» не стоит наступать при разработке следующих веб-ресурсов. Это выигрыш и по качеству, и по времени.
Все ниточки, связанные с важными решениями по системе сайтов, сходятся в руках одного ответственного лица со стороны заказчика, например, руководителя по маркетингу или PR. Это даёт уверенность, что совокупность дивизионов каждый день, как единый организм, движется в направлении стратегических целей компании.
В следующей статье
В следующей статье мы подробно расскажем, как спроектировать систему сайтов, составить веб-гайдлайн, сделать сайт-эталон и отработать сценарий создания остальных веб-ресурсов.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.