Веб-дизайн с акцентом на аудиторию: проектируем интерфейсы для разных поколений
Сооснователь маркетплейса для поиска репетиторов Preply Сергей Лукьянов — о разработке сайтов для разных возрастных групп.
Веб-дизайнер проверяет чек-лист. Соответствие дизайна последним тенденциям — есть. Удобство и простота — есть. Интуитивный интерфейс — а вот на этом пункте, пожалуй, нужно сосредоточиться.
Почему возраст пользователей имеет значение
Фраза «возраст — это просто цифры» не относится к дизайну интерфейса: эти слова противоречат конечной цели разработчиков. Допустим, есть некий сайт. Его целевая аудитория — дети до десяти лет. В этом случае веб-дизайнер не станет стараться заполучить электронный адрес для рассылки или информацию о кредитной карте. Или наоборот: пользователь пенсионного возраста вряд ли обрадуется цветной анимации и геймификации сайта.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Люди разных возрастных категорий взаимодействуют с сайтами по-разному. Ключевую роль играют цели посещения сайта, поведенческие паттерны, возможные проблемы доступности, а также средний эмоциональный отклик на определённые триггеры. Универсальный дизайн, подходящий для всех, — это миф. Предлагаю рассмотреть аспекты дизайна для пяти возрастных групп.
Дети
Яркие цвета, музыка, узнаваемые герои — обязательные элементы детских площадок. Цель: не превратить маленького посетителя в клиента, но добиться лояльности с помощью развлечения или обучения.
Что учитывать в первую очередь.
- Моторика детей до шести лет несовершенна. Интерактивные элементы должны быть довольно крупными. Даже не самый ловкий клик должен выдавать ожидаемый результат.
- Ради удобной навигации интерфейс лучше делать максимально простым и чистым.
- Обращайте внимание на излюбленные детские передачи и вдохновляйтесь цветовой гаммой.
- Расскажите свою историю, используя геймификацию, образы и аудио. Помните, что не все ещё умеют читать.
- Стоит отказаться от отвлекающих манёвров: всплывающих окон, ссылок на другие сайты.
Тинейджеры
Сайты для подростков лучше всего проектировать, используя игровые элементы. Также обратите внимание на модули социальных сетей — тинейджеры привыкли общаться в Facebook, Instagram и ВКонтакте.
Что нужно знать про сайты для тинейджеров.
- Отвлекающие манёвры — проблема всех тинейджеров. Рекомендую делать интерфейс как можно проще.
- Целевая аудитория умеет читать. Другой вопрос — захочет ли. Надёжнее опираться на изображения и другие интерактивные элементы. Важно: анимация не должна быть совсем детской.
- Даже если создание сообщества не главная цель сайта, не игнорируйте социальные элементы. Можно предложить обсуждение на форуме либо опцию контакта с брендом через социальные сети.
- Удержать внимание пользователя можно с помощью микровзаимодействий.
Миллениалы
Технически подкованное поколение. А ещё довольно требовательное.
Как завоевать миллениала.
- Используйте креатив на полную в вопросе скинов и макета сайта, тестируйте последние тренды. Миллениалы оценят изобретательность.
- Стоит разобраться, что такое контактные формы. Ещё: миллениалы любят разбираться во всём сами. Предоставьте FAQs, форумы, подсказки.
- Миллениалы хотят обращаться к кому-то, а не чему-то. Язык сайта должен быть простым и искренним. Пользователи этой возрастной группы любят, когда их слушают. Поэтому обязательно интересуйтесь их мнением.
Поколение X
Поколение Х находится между миллениалами и бэби-бумерами. Интересы этой категории сводятся к практичности и безопасности. Дизайн простой и одновременно внимательный к деталям.
Как сделать сайт комфортным для этой возрастной группы.
- Хотя подавляющее большинство поколения Х знакомы с сетью, не стоит рассчитывать на то, что ваша аудитория — сплошь продвинутые юзеры. Нужно предоставить ряд опций для улучшения удобства, например, строку поиска и фильтры.
- Представители этой категории — люди целеустремлённые, которым нужен беспрепятственный путь к цели. Их, как и тинейджеров, лучше не отвлекать всплывающими окнами, боковыми панелями и рекламой.
- Поколение Х любит исследовать и искать полезную информацию. Содержательный и релевантный контент.
- Из всех возрастных групп эта любит читать и не против длинных текстов. Несколько визуализаций не будут лишними, но только если они оправданы.
И снова — несколько примеров.
Бэби-бумеры и пенсионеры
Многие пользователи пенсионного возраста на вы с технологиями, так что интерфейс стоит делать максимально простым, описывая даже очевидные, на ваш взгляд, функции.
Вот несколько требований к сайтам для старшего поколения.
- Основная цель — сделать интерфейс максимально понятным. Если пользователь задаёт вопрос «А что мне делать дальше?», значит, вы не справились.
- Навигация простая и постоянно на виду. Лучше использовать кнопку «Домой»: то, что клик на логотип возвращает на главную страницу, не для всех очевидно.
- Крупный кегль — хорошая идея, но здесь важно не переборщить и не идти на компромисс с дизайном сайта. Пусть пользователи сами меняют размер с помощью специального инструмента.
- Бэби-бумеры любят сильные визуальные элементы и призывы к действию. Главное здесь — это не перестараться с цветовой палитрой.
- Не забывайте о поддержке пользователей: онлайн-чаты, опции для электронного адреса, телефона и физического адреса оценят по достоинству.
Дальше — самое интересное
Стоит разобраться с базовыми требованиями к сайтам для разных возрастов, как начинается новый, ещё более сложный этап: работа с вашей и только вашей аудиторией. Тут необходимо вгрызаться в аналитику и адаптировать площадку с учётом географии, уровня образования и специфики отрасли.
Например, у сайта научной библиотеки может быть сдержанный (если не аскетичный) дизайн и запутанная навигация. Тогда как сайт для пациентов, рассчитанный на широкую аудиторию, должен быть предельно простым и чистым, ведь его главная цель — избавить пользователей от сложного выбора и ответить на его вопрос быстро и без информационного шума.
Исследование целевой аудитории, постоянная работа над дизайном и тестирование новинок помогут сделать действительно полезный и привлекательный сайт.
Читать по теме:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.