Ваш фирменный стиль — он кто: сын, брат или сват?
Примеры цепляющего брендирования.
Надеюсь, ни у кого нет сомнений в том, что логотип и фирменный стиль приходятся друг другу «родственниками».
В идеальной картине брендинга корпоративного мира чаще первый зависит от второго. Но на то она и идеальная, чтобы в реальности быть малодостижимой. В жизни же чаще всё наоборот. Разработали когда-то с горем пополам логотип. Согласовали. Вроде бы все довольны. Но одного лого как-то маловато. Мы же серьёзная фирма. Как же мы без фирменного стиля. И начинаем искать агентство или частника, кто разработает нам этот самый стиль и упакует всю эту красоту в брендбук.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Насколько это решение целесообразное — вопрос интересный, но для целей данной статьи ненужный. Поэтому представим, что цель аргументирована и стиль таки необходим.
Цель этого обзора — показать, насколько разноликим, при этом в каждом из случаев удачным, может быть фирменный стиль в обиходном его понимании.
Статья для тех, кто работает в сфере брендинга или просто увлекается им. Но в первую очередь статья нацелена на тех, кто планирует заказывать разработку фирменного стиля в обозримом будущем.
Поехали. Каким же «родственником» ваш фирменный стиль может стать?
Фирстиль — сын
Если фирменный стиль выступает в виде «сына», то здесь чётко вырисовываются схожие черты с папой-логотипом. Чаще всего в данном случае дизайнер не мудрит, а берёт либо какой-то отдельно взятый элемент логотипа и на этой форме строит фирстиль. Распространён такой подход при проработке фирменного паттерна (орнамента), где выбранный элемент трансформируют и зацикливают в бесконечное полотно.
Трансформация может при этом принимать разные формы: от привычного увеличения/уменьшения при сохранении пропорциональности до кручений и выворачиваний. Здесь важно не перекреативить. Иначе гены отца попросту перестанут быть узнаваемыми.
Какие компании чаще всего выбирают такой подход
Амбициозные, но только начинающие завоевывать долю рынка. Прямой повтор значимых элементов лого в фирстиле позволяет компании быстрее нарастить узнаваемость.
Рекомендации
В стратегии «сын» велик риск сделать фирстиль скучным. А когда неинтересно, то и надобность в фирменной айдентике теряет смысл. Поэтому важно уйти от прямого дублирования графики. Даже у самой консервативной компании в самом статичном фирстиле можно найти динамичное пространство. И не бояться его развивать.
Фирстиль — брат
Если мама и папа одни и те же, то с огромной долей вероятности внешне братья будут похожи. Визуально. Однако, что касается характера, то здесь родственнички могут стать полными противоположностями.
Как это проявляется в построении фирстиля? Зачастую в данном случае брат олицетворяет собой пример динамической айдентики. В ней центральное место отведено логотипу в его базовой форме, но существует огромное количество его модификаций в зависимости от определённых факторов. Здесь всё очень индивидуально и напрямую касается бизнес-устройства компании. Кто-то создаёт модификации под разные форматы маркетинговых коммуникаций, как это высшее учебное заведение.
Кто-то меняет лого под сезоны, как этот парк.
Кто-то обыгрывает тематические блоки, как этот книжный магазин — свои отделы, каждый из которых передан определёнными эмоциями тигра.
Кто-то — лексические формы, как этот музей алкоголя.
Какие компании чаще всего выбирают такой подход
Динамическая айдентика сплошь и рядом встречается у представителей арт-индустрии: музеи, театры, фестивали, дизайн-бюро, креативные агентства. Оно и понятно. Таким компаниям важно постоянно будоражить сознание, по-своему влезать в душу каждому представителю целевой аудитории. И меняющийся фирстиль способен решить эту задачу в разы лучше статичной «классики».
Рекомендации
Динамичность фирменного стиля совершенно не означает отсутствие статичных элементов. Напротив, чтобы фирстиль остался узнаваемым, в нём всегда должно сохраняться нерушимое «ядро». А что касается изменяющейся части — позади неё всегда должна быть чёткая, опять же нерушимая, концепция, которая позволяет фирстилю модифицироваться, но оставаться целостным, сохраняя суть. Только тогда такая айдентика сможет добавить компании узнаваемости.
Фирстиль — сват
Свадьба — это про любовь. Но только когда мы говорим о женихе и невесте. Для сватов же — это про другие эмоции в диапазоне от приятного удивления до серьёзного стресса. Да и удивительного здесь ничего нет. Людям зрелого возраста приходится принимать в семью совершенно незнакомых людей со своим укладом, характером, интересами.
Похожим образом можно описать и фирстиль «сват». Он номинально родственен логотипу, но при первом знакомстве с брендом и, не зная контекста, легко не уловить взаимосвязь, относя их к совершенно разным компаниям.
Однако и жизнь, и индустрия брендинга ежедневно подтверждают, что чем чаще сваты позитивно взаимодействуют друг с другом, тем сильнее крепнет вся семья.
Классное преимущество «свата» в том, что через такой фирменный стиль можно успешно раскрыть самые разные грани бренда, чётко и детально донести своё позиционирование до целевой аудитории.
Какие компании чаще всего выбирают такой подход
Чтобы пойти против привычных устоев, нужна дерзость в хорошем смысле этого слова (в англ. значении — audacious). Поэтому такой подход выбирают компании двух типов: либо с сильным уверенным брендом, когда можно не переживать за узнаваемость и верное восприятие, экспериментируя с айдентикой; либо новые игроки рынка с претензией на лидерство, готовые сразу выделиться из общей консервативной массы и заявить о себе.
Рекомендации
Выбирая фирстиль-сват, нужно помнить, что дерзость не имеет ничего общего с самоуверенностью. Несмотря на разноплановость логотипа и фирменного стиля, вся айдентика, а также концепция, лежащая позади неё, должны быть неимоверно целостными. Иначе вы потратите ресурсы, а вместо фирстиля получатся просто красивые картинки, которые потребители не смогут привязать к бренду и потому быстро забудут.
Пожалуй, один из лучших примеров фирстиля такого типа. Автор: Владимир Лифанов. Проект на behance
P.S.
Важно понимать, что при разработке фирменного стиля нет универсального решения, как бы нам этого не хотелось. Каждый из типов по-своему силён. А сила эта закладывается через анализ, стратегию, концепцию.
Вышеописанные подходы к фирстилю — наблюдения автора из практики, сведённые в общую методологию. У каждого практика здесь может быть своя собственная система. Поэтому будем рады обсудить это в комментариях.
Спасибо за внимание! Дерзайте и будьте дерзкими.
P.P.S.
В хорошем смысле этого слова.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.