Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений
Рассказывает Алексей Евсеев, CEO Go Mobile.
Давайте сразу расставим точки там, где нужно:
Нет, трекинг и аналитика это не одно и то же.
Да, функции трекинга и аналитики могут быть совмещены на одной платформе.
Нет, ставить все системы аналитики сразу не стоит.
Да, вы можете поставить систему аналитики и систему трекинга.
Аналитика — это исследование настоящей аудитории продукта. Кто сейчас читает статью? Дочитают ли её до конца? Если нет, то где остановятся и почему? Какой процент пользователей из Москвы дочитал статью до второго абзаца?
Трекинг — это отслеживание эффективности каналов трафика. Как пользователи нашли статью?
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Как всё начиналось
Удивительно, но на начало 2018 года большинство девелоперов могут оценить эффективность каналов трафика только по начальным метрикам воронки (постклик на сайте, длительность и стоимость звонка).
Совершенно отсутствует понимание, сколько стоит привлечение реального покупателя квартиры с определенного канала трафика.
Так же было и в мобайле. По меркам диджитала довольно давно — лет 5 назад.
Основным KPI для всех неигровых клиентов была стоимость установки приложения (CPI). Не учитывалось, что делают пользователи после инсталла, главное — количество установок и их стоимость.
Сложность была в отслеживании источников трафика. Наиболее популярные системы в те времена — Flurry и Google Analytics. Последняя ставилась вообще автоматом. По одной простой причине — была самой известной.
Эти две системы изначально были аналитикой, но пытались сойти и за трекинг. Например, мы отслеживали установки с разных каналов трафика с помощью Flurry. Правда, приходилось мириться с потерями до 100% и отсутствием интеграции со многими каналами трафика.
Сейчас рынок систем трекинга и аналитики сформировался. Появились лидеры области, а многие решения исчезли или переквалифицировались.
Благодаря аналитике сейчас CPI — это всего лишь модель закупки трафика, но никак не конечный KPI.
Трекинг любых каналов трафика легко осуществим, но появились новые вызовы — борьба с фродом, глубокие ссылки (deeplink), динамический ретаргетинг, мультиканальная атрибуция и тому подобное.
Основные системы аналитики и трекинга
Основные системы охватывают примерно 95% рынка.
Аналитика: Amplitude, Google Analytics, Mixpanel.
Трекинг: Adjust, AppsFlyer, AppMetrica, TUNE.
Варианты использования систем аналитики и трекинга мобильных приложений
Только трекинг
Сейчас системы трекинга эволюционировали в маркетинговые платформы. Они не ограничены только подсчётом установок и позволяют закрыть большинство задач бизнеса одним SDK.
У половины наших клиентов установлена одна маркетинговая платформа по типу трекинг + собственная CRM. Этого достаточно, если на ваши мобильные приложения приходится небольшая доля бизнеса. Иногда даже платная система антифрода не нужна, так как используются только прозрачные каналы трафика: Google, Facebook и подобные.
Но! Стоит помнить, что ничего не бывает бесплатным. Если трекинг бесплатный, значит у него просто другая бизнес-модель, например, последующая монетизация ваших данных. Хотите иначе — велкам платить по счетам.
Только система аналитики
Их немного, но они есть — компании, которые принципиально не закупают трафик.
Глобальный пример — Pokemon Go, локальный — ВКонтакте.
В таких «выстреливших» приложениях, как Pokemon Go, трафика и так беспощадно много. Главная цель — не трекинг, а только работа с органикой и удержанием текущих пользователей.
На платной системе трекинга можно сэкономить и не устанавливать её.
Отлавливать баги, анализировать воронки действий, сегментировать аудиторию по любому принципу, отправлять пуши получится силами системы аналитики.
Система трекинга + аналитика
Набор систем напрямую зависит от ваших задач:
Нужны ли вам диплинки?
А защита от фрода?
Ретаргетинг?
Пуш-уведомления?
Не буду открыто рекламировать какие-то из систем или их комбинации. Везде есть свои преимущества и недостатки.
Главное — мы не рекомендуем использовать для трекинга или аналитики две дублирующие системы. То есть ставить и AppsFlyer, и Adjust одновременно не стоит.
Не нужно засорять свой продукт лишним SDK. Да и процесс оптимизации будет проще.
Слабые и сильные стороны
Разберём преимущества и нюансы работы с тремя самыми распространёнными на рынке платформами: AppsFlyer, Adjust, AppMetrica. Это не моё субъективное видение, а информация, которую мы получили напрямую от систем, когда работали над википедией мобильного маркетинга — Mobile Wiki.
Сильные стороны
Хранение данных и доступ к ним без ограничения срока давности.
API для доступа к сырым данным и готовым отчётам (пока работает нестабильно, — примечание автора).
Smart Link для отслеживания активности, которую сложно измерить.
Push-кампании — рассылки на кастомные аудитории, а также статистика по этим рассылкам через веб-интерфейс или с внешнего сервера через Push API.
Post API — можно грузить данные из собственного backend и консолидировать все данные в Appmetrica (то есть покупки, сделанные через веб, можно отправлять сразу в Appmetrica).
У AppMetrica есть не только веб-интерфейс, но и мобильное приложение.
Поддержка отложенных и динамических диплинков.
Доступная и отзывчивая русскоязычная поддержка.
Бесплатно.
Слабые стороны
Отсутствие динамических аудиторий (решается запросом к Logs API).
Нет интеграции с Facebook, Instagram, Twitter.
Нет cost-данных по рекламным сетям.
В условиях использования есть пункт о том, что Яндекс может использовать ваши данные, в том числе «в собственных целях».
Adjust
Сильные стороны
Неограниченный Lookback window (хранение данных за всё время использования), самая честная дедупликация данных.
Когорты по всем источникам и органике без ограничения по времени и различными KPI (включая дневной, недельный и месячный срез за 30 выбранных месяцев).
Поддержка cost-данных по основным рекламным сетям, начиная с Facebook, Google и Snapchat, заканчивая другими партнерами.
Антифрод, позволяющий отслеживать разные виды фродового трафика от рекламных сетей.
Опенсорсное SDK для всех платформ, в том числе редких и новых.
Сертификация по самому жёсткому европейскому законодательству (относительно хранения личных данных).
Предоставление всех документов для российских юрлиц (для налоговой).
Возможность настроек окна атрибуции на уровне приложения, партнёра, кампании и адгруппы.
Гибкие настройки для реатрибуции, без ограничений по времени.
Слабые стороны
Может быть дороже других для небольших приложений: до 5000 установок в месяц.
Отсутствие выделенного менеджера на небольших тарифных планах (будет только общая email-поддержка, в том числе на русском).
Нет кабинета для агентств, а только доступ к каналам трафика.
AppsFlyer
Сильные стороны
Трекинг всех основных площадок и ещё более 3000 партнёров.
Данные по удалениям.
Мультиканальная атрибуция.
Антифрод.
Alert KPI’s.
Агентствам предоставляется удобный доступ для интеграции.
Трекинг инсталов от ТВ-рекламы (ТВ-аудитории).
Самый удобный с точки зрения юзабилити дэшборд.
Есть мобильное приложение.
Слабые стороны
Высокие начальные цены.
Нет оплаты в рублях.
При низких объёмах поддержка на английском.
Хранение данных 90 дней.
Читайте также:
- Мобильный ретаргетинг как инструмент 2018: мнения и предпосылки
- 10 ошибок, которые провалят разработку мобильного приложения
- Реклама в мобильных приложениях: когда эффективность перерастает в безвкусицу
- Как настроить продвижение мобильного приложения: ликбез
- Приложения-обёртки: для тех, кому нужно запустить мобильное приложение быстро и экономно
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.