Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений. Читайте на Cossa.ru

28 марта 2018, 14:00

Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений

Рассказывает Алексей Евсеев, CEO Go Mobile.

Выбираем систему аналитики и трекинга мобильных приложений

Давайте сразу расставим точки там, где нужно:

Нет, трекинг и аналитика это не одно и то же.

Да, функции трекинга и аналитики могут быть совмещены на одной платформе.

Нет, ставить все системы аналитики сразу не стоит.

Да, вы можете поставить систему аналитики и систему трекинга.

Аналитика — это исследование настоящей аудитории продукта. Кто сейчас читает статью? Дочитают ли её до конца? Если нет, то где остановятся и почему? Какой процент пользователей из Москвы дочитал статью до второго абзаца?

Трекинг — это отслеживание эффективности каналов трафика. Как пользователи нашли статью?

Эффективная реклама с кешбэком 100%

Таргетированная реклама, которая работает на тебя!

Размещай ее в различных каналах, находи свою аудиторию и получай кешбэк 100% за запуск рекламы.

Подключи сервис от МегаФона, чтобы привлекать еще больше клиентов.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID: 2W5zFGNJXGC.

Как всё начиналось

Удивительно, но на начало 2018 года большинство девелоперов могут оценить эффективность каналов трафика только по начальным метрикам воронки (постклик на сайте, длительность и стоимость звонка).

Совершенно отсутствует понимание, сколько стоит привлечение реального покупателя квартиры с определенного канала трафика.

Так же было и в мобайле. По меркам диджитала довольно давно — лет 5 назад.

Основным KPI для всех неигровых клиентов была стоимость установки приложения (CPI). Не учитывалось, что делают пользователи после инсталла, главное — количество установок и их стоимость.

Сложность была в отслеживании источников трафика. Наиболее популярные системы в те времена — Flurry и Google Analytics. Последняя ставилась вообще автоматом. По одной простой причине — была самой известной.

Эти две системы изначально были аналитикой, но пытались сойти и за трекинг. Например, мы отслеживали установки с разных каналов трафика с помощью Flurry. Правда, приходилось мириться с потерями до 100% и отсутствием интеграции со многими каналами трафика.

Сейчас рынок систем трекинга и аналитики сформировался. Появились лидеры области, а многие решения исчезли или переквалифицировались.

Благодаря аналитике сейчас CPI — это всего лишь модель закупки трафика, но никак не конечный KPI.

Трекинг любых каналов трафика легко осуществим, но появились новые вызовы — борьба с фродом, глубокие ссылки (deeplink), динамический ретаргетинг, мультиканальная атрибуция и тому подобное.

Основные системы аналитики и трекинга

Основные системы охватывают примерно 95% рынка.

Аналитика: Amplitude, Google Analytics, Mixpanel.

Трекинг: Adjust, AppsFlyer, AppMetrica, TUNE.

Варианты использования систем аналитики и трекинга мобильных приложений

Только трекинг

Сейчас системы трекинга эволюционировали в маркетинговые платформы. Они не ограничены только подсчётом установок и позволяют закрыть большинство задач бизнеса одним SDK.

У половины наших клиентов установлена одна маркетинговая платформа по типу трекинг + собственная CRM. Этого достаточно, если на ваши мобильные приложения приходится небольшая доля бизнеса. Иногда даже платная система антифрода не нужна, так как используются только прозрачные каналы трафика: Google, Facebook и подобные.

Но! Стоит помнить, что ничего не бывает бесплатным. Если трекинг бесплатный, значит у него просто другая бизнес-модель, например, последующая монетизация ваших данных. Хотите иначе — велкам платить по счетам.

Только система аналитики

Их немного, но они есть — компании, которые принципиально не закупают трафик.
Глобальный пример — Pokemon Go, локальный — ВКонтакте.

В таких «выстреливших» приложениях, как Pokemon Go, трафика и так беспощадно много. Главная цель — не трекинг, а только работа с органикой и удержанием текущих пользователей.

На платной системе трекинга можно сэкономить и не устанавливать её.

Отлавливать баги, анализировать воронки действий, сегментировать аудиторию по любому принципу, отправлять пуши получится силами системы аналитики.

Система трекинга + аналитика

Набор систем напрямую зависит от ваших задач:

Нужны ли вам диплинки?

А защита от фрода?

Ретаргетинг?

Пуш-уведомления?

Не буду открыто рекламировать какие-то из систем или их комбинации. Везде есть свои преимущества и недостатки.

Главное — мы не рекомендуем использовать для трекинга или аналитики две дублирующие системы. То есть ставить и AppsFlyer, и Adjust одновременно не стоит.
Не нужно засорять свой продукт лишним SDK. Да и процесс оптимизации будет проще.

Слабые и сильные стороны

Разберём преимущества и нюансы работы с тремя самыми распространёнными на рынке платформами: AppsFlyer, Adjust, AppMetrica. Это не моё субъективное видение, а информация, которую мы получили напрямую от систем, когда работали над википедией мобильного маркетинга — Mobile Wiki.

Appmetrica

Сильные стороны

Хранение данных и доступ к ним без ограничения срока давности.

API для доступа к сырым данным и готовым отчётам (пока работает нестабильно, — примечание автора).

Smart Link для отслеживания активности, которую сложно измерить.

Push-кампании — рассылки на кастомные аудитории, а также статистика по этим рассылкам через веб-интерфейс или с внешнего сервера через Push API.

Post API — можно грузить данные из собственного backend и консолидировать все данные в Appmetrica (то есть покупки, сделанные через веб, можно отправлять сразу в Appmetrica).

У AppMetrica есть не только веб-интерфейс, но и мобильное приложение.

Поддержка отложенных и динамических диплинков.

Доступная и отзывчивая русскоязычная поддержка.

Бесплатно.

Слабые стороны

Отсутствие динамических аудиторий (решается запросом к Logs API).

Нет интеграции с Facebook, Instagram, Twitter.

Нет cost-данных по рекламным сетям.

В условиях использования есть пункт о том, что Яндекс может использовать ваши данные, в том числе «в собственных целях».

Adjust

Сильные стороны

Неограниченный Lookback window (хранение данных за всё время использования), самая честная дедупликация данных.

Когорты по всем источникам и органике без ограничения по времени и различными KPI (включая дневной, недельный и месячный срез за 30 выбранных месяцев).

Поддержка cost-данных по основным рекламным сетям, начиная с Facebook, Google и Snapchat, заканчивая другими партнерами.

Антифрод, позволяющий отслеживать разные виды фродового трафика от рекламных сетей.

Опенсорсное SDK для всех платформ, в том числе редких и новых.

Сертификация по самому жёсткому европейскому законодательству (относительно хранения личных данных).

Предоставление всех документов для российских юрлиц (для налоговой).

Возможность настроек окна атрибуции на уровне приложения, партнёра, кампании и адгруппы.

Гибкие настройки для реатрибуции, без ограничений по времени.

Слабые стороны

Может быть дороже других для небольших приложений: до 5000 установок в месяц.

Отсутствие выделенного менеджера на небольших тарифных планах (будет только общая email-поддержка, в том числе на русском).

Нет кабинета для агентств, а только доступ к каналам трафика.

AppsFlyer

Сильные стороны

Трекинг всех основных площадок и ещё более 3000 партнёров.

Данные по удалениям.

Мультиканальная атрибуция.

Антифрод.

Alert KPI’s.

Агентствам предоставляется удобный доступ для интеграции.

Трекинг инсталов от ТВ-рекламы (ТВ-аудитории).

Самый удобный с точки зрения юзабилити дэшборд.

Есть мобильное приложение.

Слабые стороны

Высокие начальные цены.

Нет оплаты в рублях.

При низких объёмах поддержка на английском.

Хранение данных 90 дней.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is