Почему виртуальная реальность — будущее маркетинга
Мы вплотную подошли к возможности практического полного погружения пользователя в виртуальное пространство. Каким бывает такое погружение и к чему стоит готовиться маркетологам, которые занимаются видеоконтентом.
Видео 360° — формат, в котором записывают видео камеры с углом обзора 360°. Такие камеры оснащены объективами в верхней части устройства, благодаря чему они способны снимать всё, что их окружает.
Другая разновидность 360°-камер оснащается двумя линзами (dual-lens), одна из которых снимает пространство от верха к низу, а вторая — слева направо, после чего весь отснятый материал комбинируется в одно 360°-видео.
Видео с 360°-обзором обеспечивают эффект присутствия — вы можете видеть всё окружающее пространство, тогда как в обычном видео фиксируется лишь то пространство, на которое направлен объектив.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Этот эффект присутствия дарит зрителю новый, захватывающий опыт — и именно поэтому 360°-формат облюбовали многие маркетологи, работающие с видеоконтентом.
Ещё одно из преимуществ 360°-видео — тот контроль за просмотром, который они дают пользователям. В этом плане формат обеспечивает пользователю полную свободу — материал можно смотреть в любом направлении, управляя положением камеры с помощью свайпа (на мобильных девайсах) или положения курсора.
Стриминг видео в 360°-формате поддерживают все ведущие платформы, включая Facebook, YouTube и Periscope.
360°-видео успешно применяются во многих сферах, однако наибольшую популярность формат снискал среди турфирм, которые активно применяют его для «погружения» потенциального клиента в определённую локацию. К примеру, пользователь может оказаться на площади перед собором Нотр-Дам в Париже, прокатиться на кайте или побывать внутри Букингемского дворца. При этом пользователь видит всё, что окружает оператора, — и испытывает схожий опыт.
Ещё одна очевидная сфера применения 360°-видео — работа с недвижимостью. Агентства используют 360°-видео для детальной демонстрации объектов — настолько реалистичной и подробной, что клиенту зачастую вовсе не обязательно физически приезжать на каждый осмотр объекта. Клиент может «осмотреться», кликая по интересующим его областям, представить, где может быть размещена та или иная мебель.
Что касается живых трансляций в 360°-формате, то, благодаря тому же эффекту присутствия, они позволяют более тесно и лично общаться со зрителями. В результате вовлечённость аудитории растёт, а отношения с брендом/блогером/стримером укрепляются. К примеру, пользователь может попросить человека, ведущего трансляцию, показать поближе определённую область или объект, что стример может с легкостью сделать.
360°-устройства
360°-видео весьма «тяжёлые» — они требуют наличия достаточного количества свободного места. Кроме того, 360°-съёмка быстро разряжает батарею девайса. Поэтому, прежде чем приступать к съёмкам, необходимо полностью зарядить смартфон (или другое мобильное устройство) и захватить внешний аккумулятор (power bank). В среднем, съёмка 360°-видео полностью разряжает батарею смартфона за 25–30 минут.
Если вы ведёте живую 360°-трансляцию, вы можете столкнуться с другими трудностями, а именно «шириной» вашего канала. Учитывая нынешние технические реалии, полноценно транслировать в 360°-формате можно лишь через высокоскоростную Wi-Fi точку доступа. При использовании мобильного интернета могут возникнуть проблемы с передачей данных — даже при нахождении в месте с хорошей зоной покрытия и доступом к LTE.
На рынке существует три типа панорамных камер:
- совместимые только с iOS;
- совместимые только с устройствами на Android;
- совместимые с любыми типами девайсов независимо от ОС.
На примере одной из iOS камер видно, насколько просто работать с подобной техникой. Камера подключается к iOS устройству, самостоятельно устанавливает приложение, после чего вы можете заниматься съёмками материала или вести 360°-стримы.
Качество записи и трансляции
Панорамные камеры могут записывать видео в 1080р и 4К качестве. При этом разрешение 1080р, растянутое на 360° (а именно так это работает), даёт на выходе не очень детализированное и качественное изображение — в отличие от 4К устройств. Даже если 1080р камера маркирована как «high-definition», изображение не будет оставаться таким в каждом из участков видео.
4К картинка более качественна, чем 1080р, но в то же время съёмка в 4К связана с записью и передачей большого количества данных. И если к съёмке такого «тяжёлого» видео можно подготовиться, то живые трансляции в 4К на сегодняшний день — не самая лучшая идея по причине ограниченной пропускной способности даже высокоскоростных точек доступа.
VR — виртуальная реальность
Гики и любители высокотехнологичных новинок много лет ждали того момента, когда виртуальная реальность превратится из дорогостоящей (и, по правде говоря, не очень хорошо работающей) технологии в доступную и удобную вещь, используемую повседневно. Сегодня VR-комплекты стали, что называется, consumer-friendly — и во многом благодаря Facebook. В 2014 году Facebook приобрёл компанию Oculus вместе со всеми её наработками. Результатом такого шага стал выпуск на массовый рынок VR-комплекта Oculus Rift. Изначально комплект стоил ощутимых для массового пользователя 800 $, но после оптимизации стоимость упала до доступных 400 $.
Приемлемая стоимость в сочетании с возросшим качеством работы VR-комплектов и сопутствующего программного обеспечения способствует росту популярности виртуальной реальности.
Пользователь, надевший googles и подключившийся к программному обеспечению, создающему пространство виртуальной реальности, ощущает себя так, будто он на самом деле находится внутри цифровой среды. Виртуальный опыт может переместить вас в любую точку мира. Не говоря о преимуществах такого виртуального туризма (которые мы уже упоминали ранее), вы можете оказаться в совершенно ином пространстве — созданном с нуля виртуальном мире, в котором вы можете испытать силу магических заклинаний против враждебного волшебника и сделать ещё массу увлекательных вещей.
При этом бо́льшая часть VR-опыта не является «живой» трансляцией. В основном вы смотрите то, что было отснято и адаптировано для VR-оборудования заранее.
Первым большим шагом к пребыванию в виртуальном пространстве в реальном времени становится проект Spaces от Facebook, который мы уже упоминали в одной из наших недавних статей. Facebook делает ставку на совмещение своей главной функции (объединение людей) и возможностей виртуальной реальности. К примеру, с помощью сервиса Space люди (а вернее их аватары) смогут встречаться в виртуальном пространстве, просматривать вместе различный контент, комментарии.
VR-оборудование
Для того чтобы получить практическое представление о возможностях виртуальной реальности, вовсе не обязательно тратиться на Oculus Rift. Звучит сомнительно, но вам может быть доступен VR-опыт примерно за 10 $. Конечно, он будет не таким качественным, как при использовании настоящего VR-комплекта, но необходимое представление вы получите. Как и, возможно, идеи о том, как подобный инструментарий можно применить в вашей маркетинговой стратегии.
Смартфон с соответствующим приложением (масса которых доступна в iTunes или Google Play) прикрепляется к картонным очкам и имитирует виртуальную реальность. Также существует чуть более удобная версия таких очков из пластмассы.
Однако подлинный потенциал виртуальной реальности проявляется при использовании Oculus Rift совместно с игровым PC и софтом, поддерживающим VR-технологию. Подобное ПО можно скачать в магазине Oculus Experiences — это так же просто, как и скачивать мобильные приложения в AppStore.
Надев контроллеры на руки, вы увидите свои виртуальные руки в цифровом пространстве. Двигая реальными руками, вы активируете датчики, которые передают программному обеспечению информацию о дистанции и местоположении.
Отзывчивость Oculus и тот опыт, который дарит этот VR-комплект, полностью зависят от приложения, с которым он работает. В некоторых случаях опыт просто неплох — например, когда вы «прогуливайтесь» в очках по набережной Сены. Но иногда он становится даже пугающим — как в приложении The Climb, имитирующем подъём альпиниста на вершину горы.
Мультиплеерные игры также постепенно осваивают VR-возможности — уже сегодня вместе с другими пользователями Oculus можно сыграть партию в воздушный хоккей или дартс в антураже старого паба. Можно даже устроить небольшой дебош, разбивая бутылки и не опасаясь приезда полиции.
Facebook Spaces
Facebook Spaces создаёт цифровую среду, в которой могут взаимодействовать четыре пользователя (максимум на данный момент). Первый шаг к использованию сервиса — создание анимированного аватара самого себя. Для этого сервис обрабатывает фото из профиля, пытаясь сгенерировать VR-версию пользователя.
Аватар кастомизируется — пользователь может выбирать стиль причёски и менять черты лица. Человеку предоставляется возможность выглядеть в виртуальном пространстве так, как он пожелает, хотя за основу берётся реальный образ пользователя.
Впервые оказавшись в Facebook Spaces, вы увидите перед собой стол с различными инструментами — опциями, которые доступны вашей виртуальной версии. Например, вам предоставляется кисть для рисования и набор красок. Доступен даже монопод (палка для селфи) — с его помощью пользователь может делать селфи своего аватара и VR-версий своих друзей.
Сервис очень интересно взаимодействует с 360°-видео. Пребывая в виртуальном пространстве, вы можете буквально взять одно из таких видео и бросить его на поверхность стола. Сразу после этого виртуальное пространство, в котором вы находитесь, изменится на среду 360°-видео. Например, если вы «бросите» видео (или даже просто панорамное фото) площади перед собором Святого Павла в Ватикане, то Facebook Spaces отрендерит окружающее пространство соответствующим образом, и вы окажетесь перед собором.
Из Facebook Spaces можно вести живую трансляцию в «реальный мир». На запястье у вашего аватара находится кнопка, которая запускает стрим — так вы можете делиться с пользователями Facebook Live своим опытом пребывания в виртуальной реальности. Зрители будут видеть все ваши действия и взаимодействия с друзьями в пространстве Space от первого лица.
В Facebook Space доступен даже мессенджер — вы можете звонить друзьям, не покидая виртуальное пространство. Пользователь, принявший ваш звонок, увидит вас на экране в формате аватара, и это можно будет считать настоящим видеозвонком из виртуальной реальности в реальность физическую.
Интеграция разнообразных инструментов в Facebook Spaces (который работает пока в бета-режиме) продолжается. Цель разработчиков — сделать виртуальное пространство соцсети еще более функциональным и захватывающим. Сейчас использование Space в основном сводится к веселью и попытке освоения принципиально нового формата общения, но в самом ближайшем будущем — и это неизбежно — Spaces и другие подобные разработки будут широко использоваться бизнесом для ведения переговоров, презентаций, совещаний.
Перспективы VR-технологии
Как и все технологические новинки VR-устройства неизбежно будут становиться меньше, легче и доступнее — в то время как качество генерируемой ими виртуальной реальности будет расти.
Разработка Oculus — далеко не первая попытка создания комплекта для погружения в цифровую среду. В середине 90-х Nintendo пыталась популяризовать свою разработку Virtual Boy, которая появилась вскоре после запуска линейки портативных игровых консолей Game Boy. Несмотря на новизну идеи и желание миллионов пользователей испытать VR-опыт, система была слишком примитивной, а сама идея, находящаяся в её основе, сильно опережала технические возможности того времени.
Виртуальная реальность становится всё доступнее. Независимо от бренда очков (HTC или Oculus), для полноценной работы с устройством необходим высокопроизводительный компьютер. При этом очки HTC совместимы с консолью PS4 и в целом менее требовательны к параметрам PC, чем Oculus.
Разработчики Oculus учли, что далеко не каждый PC может «потянуть» работу их VR-комплекта, и поэтому создали специальный тест, с помощью которого пользователь может оценить мощность своего компьютера перед принятием решения о покупке очков.
Виртуальная реальность — это будущее маркетинга
Технологии, обеспечивающие «эффект присутствия» и погружение в виртуальное пространство, — это будущее, которое изменит не только наше повседневное общение и взаимодействие с цифровой средой, но методы работы маркетологов. Вместе с растущей популярностью живых трансляций, 360°-видео и виртуальная реальность откроют для брендов новые каналы для работы с аудиторией. И пока эти форматы только начинают распространяться среди массового пользователя, маркетологам, работающим на опережение, следует изучить возможности новой среды и начать разрабатывать стратегии на основе нового инструментария.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.