IoT в транспорте: как интернет вещей помогает бороться с авариями и загруженностью мегаполисов
Рассказывает Александр Сапов, CEO GetTransfer.com.
IoT (Internet of Things, интернет вещей) — сеть различных устройств, объединённых между собой и способных к взаимодействию. IoT стал неотъемлемой частью современной жизни. Огромное количество девайсов, которые мы используем каждый день, обладают способностью к коммуникации без участия человека.
Так, по оценкам J’son & Partners Consulting, объём российского рынка услуг и решений межмашинных коммуникаций (M2M) и «Интернета вещей» (IoT) по итогам 2017 года превысил 60 млрд рублей, а к 2022 году, как ожидается, его объём достигнет почти 90 млрд рублей.
Особенно пронизана IoT-технологиями транспортная сфера. От сенсорных датчиков до мобильных приложений.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
IoT в транспорте: зачем это надо
Умные решения для транспорта — приоритетное направление для автомобильных концернов: IoT позволяет в режиме реального времени получать огромный массив данных о том, как разные транспортные средства функционируют и используются по всему миру. Также c помощью IoT производители могут оперативно выявить серийные недостатки и проанализировать поведение водителей за рулём.
Корректировка расписаний и предоставление персонализированных услуг на разных видах транспорта помогают переполненным городам стимулировать использование общественного транспорта вместо личного и снизить нагрузку на дорожную сеть. Технологии позволяют сократить издержки и ускорить реализацию сервисов. Разрабатываются вопросы применения возможностей «умных» систем в местностях, где экстремальные погодные явления, например, наводнения способны отрезать от большой земли целые населённые пункты и блокировать работу транспорта.
Дорожная инфраструктура включает в себя множество составляющих — собственно транспорт, системы безопасности, электронные табло, камеры наблюдения и так далее. Технологии, которые связывают все эти элементы воедино — сенсоры и датчики (например, GPS), а также беспроводные сети передачи данных: Wi-Fi, Bluetooth, 3G, 4G, NB-IoT.
Самые наглядное их использование — навигаторы, карты загруженности дорожного движения, табло с расписанием общественного транспорта, обновляющиеся в режиме реального времени. Мобильные приложения, позволяющие отследить эти данные, отлично знакомы каждому жителю мегаполиса. Более редкие примеры новшеств — управление температурой и уровнем давления в шинах автомобиля, а также расчёт времени до следующего техобслуживания.
Сегодня в некоторых мегаполисах действуют «умные» системы, которые самостоятельно подбирают оптимальные варианты парковки. По словам разработчиков, немалое число пробок на дорогах происходит именно по причине того, что водители не могут найти парковочное место. Принцип работы заключается в следующем — парковки оснащены специальными датчиками, передающими информацию о свободных местах на специальный сервер. Он в свою очередь пересылает эту информацию водителям через мобильное приложение.
С помощью приложений можно также получать рекомендации по уходу за автомобилем. К тому же, существуют сервисы, позволяющие удалённо контролировать автоматические системы: например, оптимизировать расход топлива, настроить сигнализацию или установить предел скорости автомобиля. Всё это снижает вероятность поломок и несчастных случаев.
Саморегулируемый общественный транспорт
Организация транспортной сети в мегаполисах была бы попросту невозможна без IoT. Данные, которые собирают датчики турникетов, позволяют не только оценить загруженность, но и спрогнозировать почасовой пассажиропоток.
Поезда в метро также передают информацию на единый сервер, что позволяет улучшить путевые параметры — например, таким образом можно в режиме реального времени скорректировать расписание поездов, снизить интервалы ожидания, а также проинформировать пассажиров об альтернативных маршрутах. И всё это возможно с минимальным участием человека — в Лондоне сеть датчиков, передающих информацию в облачный центр, самостоятельно осуществляет мониторинг всей подземной транспортной системы, включая эскалаторы, лифты и подвижной состав. При первых признаках неисправности в системе автоматически срабатывает оповещение, которое указывает на необходимость профилактического ремонта или принятия экстренных мер.
Читайте также:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.