Подкаст Рунетологии закрылся. Послесловие
Откровенный и прямолинейный рассказ. Как это видит Андрей Байкалов — человек под псевдонимом, работавший в команде проекта.
28 марта 2018 года — чёрный день в истории российского подкастинга. В этот день Максим Спиридонов опубликовал в редакционном чате сообщение о закрытии Рунетологии. История программы, которая 9 лет была одним из самых популярных подкастов на бизнес-тематику в рунете, завершилась.
Я пришёл в Рунетологию летом 2011 года. Хорошо помню первое совещание — мне пришлось проводить его, сидя в машине. Я говорил какие-то слова о госте, но Максим прервал меня и сказал, что общеизвестные факты не нужны — «расскажи, что ты накопал интересного». Через пару выпусков выяснилось, что я пришёл на замену Любови Соболевой. Уместно будет вспомнить, кто работал в программе эти годы.
- Александр Рай. Первый редактор Рунетологии, сейчас — издатель Т—Ж.
- Любовь Соболева. Ушла из Рунетологии на руководящую должность в Mail.Ru Group, сейчас — директор по развитию бизнеса компании «Тематические медиа».
- Михаил Боде. Ушёл из Рунетологии в Seoupult.tv, где несколько лет был главным редактором. Сейчас — основатель проекта Gzom.ru, редактор и медиаменеджер. В 2017 году организовал как программный директор конференцию eCom21 в Риге.
- Станислав Жураковский. Третье по счёту поколение редакторов. Сейчас — известный радиоведущий программ «Капитаны бизнеса» и Upgrade, а ранее работал линейным ведущим в «Русской службе новостей».
- Надежда Гусарова. Наш диктор, озвучивала биографии героев и объявления.
- Юрий Берингов. Бессменный звукорежиссёр Рунетологии. Идеальный звук — во многом заслуга Юрия.
- Андрей Байкалов. Это я, пишу эти строки. Сейчас — коммерческий писатель и сооснователь агентства контент-маркетинга «Раскочегарим.ру». В титрах подкаста у меня другая фамилия, но с 2015 года, когда я начал активно публиковаться в Macradar.ru (сейчас закрыт), пишу все тексты под псевдонимом.
Кухня Рунетологии
До 2015 года Рунетология выходила четыре раза в месяц, а затем число выпусков стало меньше, пока не пришли к двум выпускам в месяц. Менялась и частота записи — долгое время мы собирались каждую неделю, затем раз в две недели, а последний год встречались в онлайне один раз в месяц и записывали два выпуска сразу.
У нас был список из более чем 100 известных персон рунета, которых мы хотели бы пригласить. Обычно намечали шесть–восемь человек на два месяца вперёд и работали по ним — искали контакты, договаривались об интервью. Почти все выпуски Рунетологии записаны удалённо, по Skype. Исключение — выпуск с участием Дмитрия Гришина, генерального директора Mail.Ru Group до 2015 года. Максим приехал на встречу с Гришиным в офис Mail.Ru Group.
После того как гость программы давал согласие на запись, редакторы собирали по нему бэкграунд: изучали соцсети, собирали интересные факты. Иногда я закапывался до 70 страниц в выдаче Google. Пользу это приносило редко, но такова особенность труда сетевого журналиста — выискивать факты в океане кибермусора.
После сбора бэкграунда, проверки и оценки фактов, редактор пишет сценарий выпуска, в котором есть вопросы и интересные факты из жизни героя, и цитаты из прошлых интервью.
Третий этап — редакционное совещание по Skype, на котором редакторы в свободной форме рассказывали ведущему обо всём, что нашли по герою выпуска. Дальше шло обсуждение сценария, выстраивание канвы беседы.
Особенности записи интервью по Skype
Уникальность Рунетологии в том, что все выпуски были записаны удалённо, по Skype, при этом качество записи было близким к студийному. Мы достигли этого за счёт строгого протокола записи. Во-первых, звук записывали раздельно. Гость программы устанавливал на свой компьютер программу Audacity, через которую вёл запись своей дорожки. Точно так же записывал свою дорожку ведущий. Звукорежиссёр контролировал запись через Skype и одновременно записывал черновую версию, на всякий случай.
Во-вторых, мы категорически запретили гостям записывать интервью по телефону, на микрофон ноутбука и так далее. Для этого мы купили гарнитуру высокого класса c usb-подключением и при необходимости привозили гостю на запись.
После записи гость отправлял свою дорожку звукорежиссёру, то же делал ведущий, и затем Юрий сводил запись, добавлял спецэффекты и накладывал музыку. В результате получался узнаваемый звук Рунетологии.
Вот список оборудования и софта.
- У ведущего микрофон Shure SM58, адаптер xlr-usb Shure X2U, поп-фильтр.
- У гостя гарнитура Logitech H390 USB или равная по классу.
- Софт для записи интервью — Audacity для записи раздельной дорожки.
- Финальная сборка программы — Adobe Audition.
Посмотреть таймлапс сборки Рунетологии.
Сколько стоил подкаст Рунетология
По моим оценкам, Максим вложил за все годы работы над подкастом около 4 миллионов рублей личных средств. В среднем один выпуск обходился в 30 000 рублей. В эту сумму входили зарплаты двух редакторов, старшего редактора, диктора, звукорежиссёра, курьера с гарнитурой (отвезти и забрать).
Если считать не в деньгах, а в человекочасах, то подготовку подкаста я оцениваю в 2 дня, редактуру текстовой версии — 1–2 дня, сведение и чистовой монтаж — 1 день. Рунетология могла бы и зарабатывать, но спонсорский пакет стоил от 100 000 до 370 000 тысяч рублей. Желающих выложить такую сумму не находилось.
Все договорённости об оплате были устными. За 9 лет работы не было ни одного случая, чтобы они были нарушены.
Факапы Рунетологии
Как и в каждом живом проекте, нам не удавалось избегать факапов. Чаще всего это было связано с тем, что гости отказывались от записи неожиданно, не предупредив нас заранее или предупредив за несколько часов до начала.
Особенно запомнился случай с двумя Русланами, который произошёл с разницей в неделю. Первым сюрприз выкинул Руслан Татунашвили (тогда был в Callbackhunter), который отключился в самые первые минуты записи и больше не выходил на связь. Вторым стал Руслан Тугушев (тогда был в Boomstarter), который провернул такой же трюк через неделю. Разницей стало лишь трогательное сообщение в Telegram: «Я вас подвёл?».
Стоит назвать и человека, который стал могильщиком Рунетологии. Именно его отказ за день до записи послужил последней каплей, после которой Максим принял решение закрыть проект. Это Дмитрий Волков (SD Ventures).
Важно отметить, что о закрытии подкаста Максим говорил уже давно, так что Волков просто стал поводом, но не причиной. Основная причина — отсутствие высокоранговых гостей в подкасте и переориентация Максима на видеоблогинг. Всех захватила магия Дудя.
Почему в России подкасты остались на обочине форматов
Никто так и не научился монетизировать подкасты. Монетизация может быть и не денежной — как часть воронки для привлечения лидов или как часть контент-маркетинга в рамках создания комьюнити вокруг бренда. Но тогда возникает вопрос — как измерить успех подкаста? Рекламодатели приучили всех к цифрам в миллион подписчиков и больше. Подкасты с их 10–15 тысячами подписчиков не рассматриваются брендами как серьёзный канал. К числу других причин, по которым подкаст остаётся (но не умирает) на обочине форматов, относятся:
1. 90% подкастов — это словесный понос разной степени тошноты. Этого добра полно в FM-эфирах, так зачем повторять? Полезных подкастов едва ли наберётся 15–20 на всю Россию.
2. Полное пренебрежение к качеству звука. Стандарт подкаста де-факто — два человека сидят с ноутбуками и о чём-то бубнят. Слушать такие подкасты владельцам современных смартфонов — всё равно что пересаживаться из Mercedes в трамвай.
3. Нулевая возвратность к повторному прослушиванию подкаста. Статью можно перечитать. Окинуть взглядом и быстро найти мысль, которая зацепила. Прочитать наискосок, снизу-вверх (многие читают сначала резюме статьи и, если видят там что-то умное, начинают читать с начала). Статья индексируется в поисковиках. Ничего из вышеперечисленного нет у подкастов. Переслушивать подкаст в поисках интересной мысли, которая была где-то на 28 минуте, никто не станет.
4. Аудио — это контент для отдыха и для случаев, когда нельзя использовать видео. Подкасты слушают в машине, на пробежках, прогулках.
Наверное, можно найти ещё с десяток причин, но я перечислил, на мой взгляд, основные.
Будущее подкастов
Важный вопрос, который не даёт мне спокойно спать. Почему в США настоящий бум подкастов, а в России наоборот? По прогнозам исследовательской компании Bridge Ratings, в 2018 году расходы на рекламу в подкастах составят 316 млн долларов США, в 2020 году цифра перевалит за 500 млн долларов.
Так как же американцы монетизируют подкасты? Первый способ — реклама в подкаст-терминалах. Было время, когда этот вид рекламы не пользовался популярностью. Но затем подкаст-терминалы придумали, как привлечь рекламодателей. Например, в телевизоре может быть реклама пива от разных производителей в одном слоте, а в подкастах — нет. Возможность эксклюзивного доступа так понравилась американским компаниям, что они понесли деньги в подкаст-терминалы.
Второй способ стал популярным около года назад. Так называемый influence-маркетинг, то есть реклама через личные рекомендации. Например, ведущий пробует какой-то сервис и рассказывает о нём в подкасте, попутно предоставляя промокод или телефон для звонка. Такую рекламу можно легко измерить.
Сработает ли такое в России? Я бы поставил на рекламу через личные рекомендации. И я против рекламы в подкаст-терминалах. С учётом того, что в России нет популярных подкаст-терминалов, нам это пока не грозит.
Трудно подводить итог, когда Рунетология ещё жива в твоём сердце
Не верится, что всё закончилось. За последние два–три года в рунете появилось много ярких имён, прекрасных проектов, которые были достойны попасть в программу. Но судьба распорядилась иначе.
Слушайте все выпуски Рунетологии в iTunes и на podfm.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.