Большой Брат следит за тобой: рекламисты знают о вас больше, чем вы думаете. Читайте на Cossa.ru

04 августа 2018, 12:00

Большой Брат следит за тобой: рекламисты знают о вас больше, чем вы думаете

А стоимость нашего внимания заложена в цену товара. Справедливо ли это? Колонка Евгения Королёва, CMO all.me.

Большой Брат следит за тобой: рекламисты знают о вас больше, чем вы думаете

Отчёты Hootsuite, We Are Social и Global Digital говорят о том, что интернетом пользуется 4 млрд человек. За время существования интернета человечество находилось в онлайне миллиард лет. Одновременно мировой рынок рекламы превысил 500 млрд долларов. Доля интернет-рекламы в нём составляет 40% и неуклонно идёт вверх.

Агентство We Are Social, специализирующееся на онлайн-коммуникациях и нативной рекламе, утверждает, что основным фактором роста интернет-аудитории в этом году стали доступные смартфоны. Появляется всё больше недорогих тарифов на мобильный интернет. Больше 200 миллионов человек впервые стали владельцами сотовых телефонов в 2017 году. Две трети населения планеты Земля пользуется смартфонами.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

По отчётам GlobalWebIndex, число активных пользователей социальных сетей составляет 3,196 млрд человек. В прошлом году ежедневно регистрировалось 11 новых пользователей в секунду — почти миллион ежедневно.

Чем больше людей, тем стремительнее развивается рынок рекламы на социальных площадках. К сожалению, в стороне остаётся моральная составляющая — для хорошего рекламного предложения нужна информация. За пользователями пристально следят, анализируя их потребности, желания и даже личную жизнь.

Человек проводит примерно по 6 часов в онлайне ежедневно. Он знакомится, ставит лайки, комментирует фотографии, снимает видео. При этом он не всегда задумывается о том, что каждый шаг записывается, анализируется и используется.

Как ведётся слежка

Для примера представим современного молодого человека Николая. У него есть смартфон, планшет, ноутбук, фитнес-браслет, он активный пользователь соцсетей. Он шагает в ногу со временем и пользуется удобными мобильными приложениями. Каждый день Коля общается, работает, обедает в ресторане или кафе, фотографируется, раз в полгода ездит отдыхать и вообще старается жить насыщенной жизнью.

Николай не задумывается о том, что Большой Брат следит за ним практически каждую секунду.

Николай пытается вести здоровый образ жизни, и у него есть популярное фитнес-приложение. С утра он листает новостную ленту, ставит лайки, отвечает на личные сообщения. Автоматически кликает на ссылки с интересной нативной рекламой и просматривает ассортимент онлайн-магазинов. Коля делает это на автомате — ведь он делает это ежедневно. Рутина рутиной, но эти данные уже у Большого Брата.

Во время обеденного перерыва информацию о тратах Коли, предпочтениях в еде и местах, где он обедает, одновременно получают банк, Facebook и Instagram. Коля ничего никому не сообщает. Он никому не звонит, не пишет в банк сообщения о том, сколько он потратил и где. Но Большой Брат уже знает эту информацию. Ведь Коля платит своей кредиткой, чекинится в ресторане, подключается к бесплатному Wi-Fi и выкладывает фотографию десерта в Instagram, не забывая отметить геолокацию.

На работе он опять листает ленту и смотрит рекламные предложения, пока начальник не видит. Большой Брат уже занёс в базу данных информацию об интересных для Коли гаджетах, спортивных товарах, фитнес-клубах и о том, что Коля собирается в отпуск и заходит на сайты турагенств.

Если Коля решит открыть ИП в налоговой, ему сразу же позвонят из Большого Банка и предложат открыть счёт с самыми выгодными для Коли условиями.

Колин день рождения, отпуск, свадьба, рождение ребёнка, покупки, новое место работы — всё уже записано и проанализировано.

Представьте, за один неполный день получена информация о любимых заведениях Николая, вкусовых пристрастиях, музыкальных и спортивных предпочтениях, сколько он готов потратить на разные услуги и что собирается делать в ближайшее время. Это не работа детектива, за Колей никто не следил. Он отдал эту информацию сам и совершенно бесплатно.

Для рекламодателя информация — ценный ресурс. Корпорации готовы платить крупные суммы за базы данных пользователей. Это постоянная составляющая бюджета любой организации, которая использует в своём бизнесе рекламные инструменты.

Многим индустриям не так уж важно, нарушили они ваши личные границы или нет, даже несмотря на законодательство. Поэтому они находят лазейки — ведь для них главное, чтобы вы купили товар. Вас завалят рекламными предложениями. Кто заплатит за это? Магазин? Сеть фитнес-центров? Ресторан? Нет, за это заплатите вы.

Данные приобретают ритейлеры, маркетинговые агентства, компании — все, кому нужно рекламировать себя. Цена вашей личной информации заложена в цене любого товара. Вы не просто платите дважды, вы платите за то, чтобы покупать.

Социальные сети всё чаще обвиняют в распространении ложной информации и продаже личных данных пользователей. New York Times писал, что Facebook был замешан в очередном скандале, связанном с приватностью. Как оказалось, сеть продолжает передавать информацию о своих пользователях Microsoft, Apple, Samsung и другим ИТ-гигантам за огромные деньги.

Философия справедливости

Команда Facebook немедленно отреагировала на статью заметкой «Почему мы не согласны с New York Times», где подробно объясняет, что соглашения с производителями регулируются контрактами с жёсткими ограничениями использования данных. Марк Цукерберг заявил, что компания обязана защищать личную информацию пользователей, и он сделает всё возможное, чтобы ситуация не повторилась. Недавно была создана рабочая группа по изучению интеграции блокчейна в социальную сеть.

Сооснователь и вице-президент компании Bloomatch Абхишек Бхандари высказался в рамках интервью для CoinTelegraph, что через 5 лет блокчейн будет активно применяться на многих интернет-платформах. Он также утверждает, что эта технология даст людям «ощущение удовлетворения». Ведь личные данные можно будет хранить максимально безопасно и децентрализовано.

Существуют блокчейн-стартапы, которые обещают помочь пользователям соцсетей быстро монетизировать их аккаунты. У некоторых создателей проекты остановились на этапе идеи.

Steemit — децентрализованная социальная сеть, позволяющая заработать наиболее активным участникам. Здесь выше всего ценится именно интересный контент. Чем больше вы собираете голосов — тем выше станет награда. Вознаграждение получает как автор поста, так и «кураторы» (проголосовавшие пользователи).

All.me — наш проект. Соединяет в себе социальную сеть, криптовалютный кошелёк и торговую площадку. Обещаем поделиться с пользователями до 50% рекламных денег. Причём происходить это будет автоматически.

Akasha — проект, который должен решить проблему недолговечности хранящийся в интернете информации. Это децентрализованная инфраструктура хранения файлов, не зависящая от центральных серверов. Буквально термин «Акаша» переводится с санскрита как «пространство». В индуизме Акаша является первоосновой материального мира.

Synereo — проект, претендовавший на почётную роль первой в мире децентрализованной социальной сети. Основная идея — каждый пользователь может максимально контролировать личные данные и профиль. Также за любую активность в сети пользователь имел возможность получать вознаграждения. Сейчас проект практически остановлен из-за недостатка финансирования.

Кто виноват и что делать

Мир становится всё более прозрачным. Прежде чем обрабатывать личные данные пользователя, любая организация по закону обязана запросить его согласие и подпись. Оставляя информацию о себе, человек открывает много возможностей для рекламодателя.

Пользователя заваливают назойливыми предложениями различных товаров и услуг ежедневно. Почему так происходит: просто телефон пользователя попал в базы данных, когда он несколько лет назад заполнял анкету в магазине. Самое интересное, что индустрии имеют на это полное право, опираясь на различные юридические тонкости. Да и многим из нас не так важно, узнает ли кто-то наш день рождения, семейный статус, любимую музыку и так далее.

Но если мы раскрываем личную информацию, и нас засыпают спамом, на просмотр которого приходится тратить немало личного времени, почему бы рекламодателям не делиться с нами доходами?

Новые цифровые проекты позволяют максимально гармонизировать отношения продавца и потребителя по схеме «и волки сыты, и овцы целы». Перед нами вполне закономерный выход из сложившейся ситуации, способный полностью удовлетворить все стороны.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is