Маркетинговые войны: кто у кого украл «граффити Banksy» в Киеве — разбор vctr.media
Всю неделю украинский Facebook обсуждал граффити якобы авторства Banksy, которые появились в Киеве вскоре после выступления группы Massive Attack. Согласно популярной фанатской теории, за образом Banksy скрывается солист Massive Attack Роберт Дель Ная, что добавляло истории достоверности. Издание vctr.media разобралось, что произошло на самом деле.
Сначала в Facebook появилось несколько сообщений о самих граффити: на улице Жилянской и возле электрозаправки.
После запроса в пресс-службу Banksy стало ясно, что граффити не оригинальные:
Первого августа на странице компании Underdog появилась запись о том, что граффити сделали они. Возле каждого рисунка появилась табличка с поясняющим текстом и логотипом компании.
Однако на следующий день основатель медиаагентства Yabloko ideas studio Дмитрий Степаненко заявил, что граффити нарисовало его агентство в рамках PR-акции для сети электрозаправок ТОКА.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Разбираемся в хронологии
Судя по всему, двум командам одновременно пришла идея сделать PR-кампанию на том, что Massive Attack приезжают в Киев. Underdog нарисовали граффити на улице Жилянской, а Yabloko — возле электрозаправки.
На следующий день в медиа появились публикации с фото и обе команды поняли, что их идеи не уникальны.
Публикацию о граффити возле электрозаправки сделал сам сооснователь компании TOKA, поэтому в Underdog предположили, что нарисовали его тоже представители компании. «Раз уж та команда отказывается сознаваться и продолжает гнуть линию „вы что, это сделали не мы“, наша команда может смело сказать: „Ауууу, это сделали мы“, тем самым присвоив себе авторство всех трёх работ. Для этого мы просто сделали фотографии возле рисунков в брендированных худи и осторожно подкинули их в комментарии к публикациям онлайн-медиа в социальных сетях», — объяснили свои действия в Underdog.
После того как реакции не последовало, компания пошла дальше и прикрепила возле граффити свои таблички. На это отреагировали представители TOKA и Yabloko: авторы граффити с орлом и крысой заявили о своём авторстве и обвинили Underdog в воровстве.
Дмитрий Степаненко из Yabloko ideas studio говорит, что акция закончилась преждевременно: «У нас в запасе было ещё несколько фишек в продолжение PR-компании электрозаправок ТОКА, так что преждевременное раскрытие карт нам помешало. События развивались слишком динамично, и нам пришлось действовать ситуативно. В этом аспекте Underdog нам только помог — их армия ботов очень сильно подняла нашу публикацию #чистосердечное. На сегодняшний день охват публикации составляет более 40 000 органических просмотров».
В Underdog так объясняют свои действия: «Ребята делают публикацию в Facebook, где во всём сознаются, пытаются доказать, что гениальная идея сделать граффити в стиле Banksy принадлежит только им, матерятся, угрожают и, сами того не понимая, пиарят нас направо и налево. А мы не нервничаем. Мы-то учили матчасть и знаем, что плохие художники имитируют, а великие — воруют. И хорошо, что всё получилось так, как получилось. Ведь если бы всё прошло так, как предполагалось изначально, мы бы просто сымитировали, а так у нас появилась возможность украсть. И мы украли. За эту неделю мы познакомились с несколькими новыми клиентами. Ведь вместо того чтобы просто сделать self-промо кейс, мы на деле показали, как надо работать, и благодаря ребятам из Yabloko ideas studio на практике доказали наш главный метод: из тупика есть только два выхода — скандал и провокация».
Yabloko тоже считают свою кампанию успешной. «Я считаю, что этот кейс по вирусному маркетингу станет одним из лучших в этом году. Наши ожидания оправдались и были даже превзойдены в несколько раз. О реальных KPI — загрузка станции для подзарядки электромобилей увеличилась на 60%. Если вы посмотрите на статистику Google по запросу „Бэнкси“, то поймёте, что это и образовательная, и творческая акция в том числе. Как и Бэнкси — результаты акции непредсказуемо многогранны и разносторонни», — прокомментировал Степаненко.
Кампании действительно можно назвать успешными: обе компании получили множество публикаций в СМИ за стоимость баллона краски.