Три принципа эффективной удалённой команды: сервисы, KPI и общение
Сегодня сотрудникам не обязательно работать в офисе. Многие крупные компании постепенно переводят работников на аутсорс. Юрий Моша, руководитель «Русской Америки», поделился тремя принципами удалённой команды.
В крупнейшем интернет-магазине мира Amazon 20% сотрудников работают удалённо: 120 000 человек по всему миру! Теперь представьте, сколько денег компания экономит на офисах.
Но есть разновидности бизнеса, где удалённая работа команды — не роскошь, а необходимость. К примеру, иммиграционный бизнес. Сотрудники работают в разных странах, поэтому важно правильно наладить рабочий процесс между командами в разных локациях.
Давайте разберёмся, как это возможно.
Международная команда: плюсы и минусы
Плюсы
- Экономия денег: снижаются расходы на аренду офиса, амортизацию техники.
Корпоративный пакет COSSA-2025
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
- Сильно расширяется география сотрудников. Вы можете нанимать высококлассных профессионалов из разных городов и даже стран — собрать действительно сильную команду будет намного проще. Кроме того, если сотрудник переезжает на новое место жительства, это не станет причиной для прекращения сотрудничества.
Минусы
- Усложняется система управления командой и тимбилдинга. Причём проблема есть как в компаниях, где сотрудники работают в одной команде, так и в случаях, когда специалисты работают как отдельные ячейки.
- Усложняется система постановки рабочих задач, контроль над их выполнением и оценка качества работы. Поэтому нужно уделить особое внимание системам совместной работы.
- Усложняются процессы набора новых сотрудников. Приходится уделять много времени для проверки компетенций работников.
- Временные пояса и усложняют командную работу и повышают риски ошибок в рабочих процессах. Если сотрудники находятся в разных частях света, то координация действий и совместной работы тоже усложняется.
- Сложности командной работы. Удаленные сотрудники (или даже отдельные команды удаленных сотрудников) видят только те задачи, которые относятся непосредственно к ним самим. Но они могут не видеть общие цели или стратегию компании. Этому нужно уделять отдельное внимание.
Управлять удалённой командой сложно, но три принципа помогут упростить задачу.
Принцип первый. Работа в облачных сервисах
Только с помощью облачных сервисов можно наладить полноценный рабочий процесс.
Главное преимущество облачных сервисов — у них нет привязки к конкретному компьютеру. Чтобы продолжить работу над проектом, нужно просто войти в свой аккаунт с любого устройства.
Полноценная работа международной команды требует четыре типа облачных программ.
- Хранилища информации: Google Disk, Dropbox, Яндекс.Диск или аналогичные. Главное, чтобы каждый член команды имел доступ к рабочим документам.
- Мессенджеры: Telegram, Viber, Skype, WhatsApp. Требуется как личная связь с каждым сотрудников, так и общие созвоны отделов, руководителей или всех сотрудников.
- IP-телефония. Обязательно нужна для отделов по работе с клиентами и отдела продаж.
- Системы управления проектами: Trello, Basecamp и подобные. Позволяют координировать работу удаленных сотрудников.
Подбор конкретных комбинаций сервисов — это сугубо индивидуальный процесс. Советуем ознакомиться с функциями разных сервисов и подобрать те, которые подойдут именно вам.
К примеру, для международной команды с сотрудниками в разных концах света важнее правильно организовать управление проектами, чтобы никто не путался в дедлайнах и работа была выполнена в срок.
Для нашего проекта «Второй паспорт» мы используем комбинацию из Google-диска, Telegram, WhatsApp и Trello.
Все рабочие документы храним на отдельном диске. Мы используем и физические носители, но обязательно копию документа отправляем на Google-диск. Все текстовые документы и таблицы создаем через Google Docs и Google Sheets.
Через Telegram и WhatsApp проходит вся коммуникация. Иногда приходится использовать почтовые сервисы, но через приложения намного быстрее и удобнее. Конечно, из-за большого количества партнеров и сотрудников приходится создавать отдельные группы контактов, но приложения со всем справляются.
А Trello — это вообще спасение главного офиса. С его помощью все задачи выполняются в срок, а у меня есть возможность следить за всеми процессами в реальном времени.
Принцип второй. KPI, а не рабочий день с 9 до 18
Установленный рабочий день — это хорошо для компании, которая работает в одном часовом поясе. Но для международной команды он накладывает сильные ограничения.
- Во-первых, руководителю будет крайне сложно оценивать работу отдельных сотрудников из-за их разобщенности во времени.
- Во-вторых, координировать работу специалистов будет сложнее. Особенно, если рабочие дни полностью не совпадают — например, в Москве рабочий день уже закончен (19.00), но в Денвере только начинается (09.00).
Когда мы только запускали проект «Русская Америка», было очень сложно наладить работу США с Россией. Между Нью-Йорком и Москвой 7 часов разницы. По факту общее рабочее время — 2 часа. Когда в США рабочий день начинается, в Москве уже заканчивается.
Всё изменилось в позитивную сторону, когда с партнерами мы начали вести работу по дедлайну.
Ставим конкретную задачу и срок исполнения. Обсуждаем ее в удобное для всех время. А после этого получаем результат. Главное — планировать задачи наперёд, чтобы не было накладок по времени.
Поэтому на уровне управления компанией лучше заменить понятие рабочего дня на результаты работы KPI.
Нужно ставить перед сотрудниками четкие рабочие задачи и давать дедлайн — время, к которому всё должно быть готово. Планированием рабочего дня занимается сам сотрудник.
Это требует определенного уровня доверия, но снимает необходимость в тотальном контроле.
Кстати, о контроле. Многие бизнесмены стремятся по максимуму контролировать сотрудников, которые работают на аутсорсе. Это убивает мотивацию в команде, ведь любые действия прослеживаются. Да и просто такая стратегия ущербная.
Давайте на примере.
В нашем проекте «Второй паспорт» есть два партнёра — иммиграционных адвоката.
Чтобы подготовить полный пакет документов для иммиграции первому нужно примерно два дня. Другому требуется пять дней.
Если посмотреть по срокам и оценивать только время подготовки документов, то может показаться, что второй адвокат недостаточно профессионален, поэтому нужно прекратить с ним сотрудничество.
Но нет, ведь второй адвокат более детально разбирает ситуацию каждого клиента, выискивая даже мелкие нюансы, к которым может придраться иммиграционная служба. Поэтому у него 95% клиентов иммигрируют с первой попытки, а первому адвокату иногда приходится дорабатывать пакеты.
Поэтому KPI — это более информативный способ контроля над выполнением задач. Как для собственных сотрудников на аутсорсе, так и для оценки работы партнеров, которые в принципе вам не подчиняются.
Как анализировать KPI
1. Каждый сотрудник должен обозначать свои задачи на день, неделю или месяц в общем календаре CRM-системы или другой программы управления рабочим процессом. При необходимости задачи могут ставить коллеги или начальник.
2. Когда задача выполнена, сотрудник отмечает это в системе. Это видит руководитель, поэтому может оценить активность работы всех сотрудников по отдельности и выполнение работы в целом.
3. В конце отчётного периода (месяц, квартал и год) начальник анализирует качество работы каждого сотрудника. Сколько заданий было выполнено, сколько было просрочек дедлайна, сколько ошибок и срывов рабочего процесса. Сухие цифры показывают, как работает человек, и на их основе можно судить о влиянии каждого конкретного сотрудника на развитие компании.
И такой способ работает для сотрудников абсолютно в любой стране. Большинство нормальных специалистов понимают, что такое дедлайн, но стремятся выполнять задачи в удобном темпе работы.
Принцип третий. Общение в команде
Один из главных вопросов для создания международной команды специалистов — как обеспечить полноценное общение сотрудников между собой, чтобы они чувствовали себя одной командой, а не сборищем отдельных профессионалов?
Недостаток общения может негативно сказаться на качестве работы. Ведь человек — существо социальное.
Чтобы сотрудники ощущали себя частью команды, организовывайте видеовстречи. Выберите время, когда встреча будет более-менее удобна всем, и раз в неделю созванивайтесь. Особенно это актуально, если команда небольшая — до 15 человек.
А если позволяют финансы компании, раз в год собирайте всех вместе и устраивайте корпоративный отдых. Поверьте, потраченные на него деньги с лихвой компенсируются повышением рабочего настроения сотрудников на несколько месяцев вперед.
Нью-Йоркским офисом компании «Второй паспорт» мы собираемся вместе каждый месяц и просто отдыхаем. Ходим в боулинг, играем в гольф, катаемся на яхте — каждый раз стараемся придумать новые развлечения.
Так вот, в выборе развлечений берут участие абсолютно все сотрудники, без исключения. А обсуждение будущих и прошлых собраний сплачивает команду лучше, чем все стратегии тимбилдинга, которые мы внедряли до этого.
Если грамотно сделать эти три шага, то команда будет двигать компанию с отличной скоростью. И абсолютно всё равно, в каких странах работают сотрудники — результаты работы будут отличными.
Главное — справиться с трудностями на первых этапах. Зато потом вы сможете оценить все реальные преимущества удалённой команды.
Читайте также:
- Можно ли построить успешную компанию с удалёнными сотрудниками
- Удалённый сотрудник: если не видно разницы, зачем платить больше?
- Предприниматели о работе с удалёнными сотрудниками
- Автоматизируй это: безболезненный перевод сотрудников на «домашний офис»
- 5 правил удалённого управления проектами
- 10 мифов об удаленной работе
- Как превратить 67 удалённых сотрудников из 26 стран в эффективную команду
- Шесть лет удалёнки: как не сойти с ума в четырёх стенах
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.