План обучения младшего дизайнера в IT-Agency
О том, как в IT-Agency обучают дизайнеров, рассказывает Роман Кирьяков, дизайнер.
Дизайнеры в нашем агентстве делятся на три уровня: младший, продвинутый и ведущий. Уровень зависит от знаний, опыта и духа сотрудника. Эти уровни отличаются типом и сложностью задачи, а также ролью дизайнера на проекте.
- Младший дизайнер — исполнитель, который работает с командой через ведущего. Он решает простые задачи и помогает другим дизайнерам.
- Продвинутый — тактик, который работает напрямую с командой и ведущим. Он может сам ставить задачи младшим и предлагать свои решения.
- Ведущий — стратег, который управляет проектами и командой дизайнеров. Он ставит задачи абсолютно всем, принимает ключевые решения и напрямую влияет на развитие услуг агентства.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Получается, что дизайнеры не только рисуют макеты, но и управляют проектом. Так что по мере роста они должны развивать не только дизайнерские навыки, но и управленческие, и организационные.
План обучения младшего дизайнера состоит из статей и курсов тех дизайнеров и студий, чьи принципы и подход мы разделяем. Он помогает младшему дизайнеру освоить азы навыков, которые ему понадобятся для работы в агентстве.
План состоит из восьми частей: решение задач и организация работы, интерфейс и представление информации, типографика и вёрстка, интернет-маркетинг, текст и редактура, дизайн и право, HTML и CSS и английский язык.
Решение задач и организация работы
Работа в агентстве строится так: условный джедай говорит дизайнеру «Сделай мне сайт» и уходит по своим делам. Теперь это задача дизайнера, и он отвечает за результат. Если сайт получится плохим, это не «джедай плохо объяснил», это дизайнер не разобрался. Чтобы таких ситуаций не возникало, дизайнеру нужно правильно подходить к выполнению задач: принять задачу, спланировать своё время, сделать, согласовать и передать.
Принимать задачу
Перед началом работы дизайнер должен расспросить о задаче всё, что ему нужно. Ему нельзя додумывать, а надо знать наверняка, что он делает и зачем.
Что изучить:
Выступление «Понимание задачи» от Ильи Бирмана. Конспект Сергея Короля.
Совет Артёма Горбунова «Исполнитель понимает задачу».
Статья Людмилы Сарычевой «Как принимать задачи».
Письмо из рассылки Максима Ильяхова про понимание задачи для редактора.
Планировать
Дизайнер должен правильно планировать время и ресурсы: кто, на каком этапе и зачем будет нужен. Это нужно, чтобы сформировать правильные ожидания у команды и самому успеть в срок.
Что изучить:
Советы Артёма Горбунова:
Глава про метод «прогрессивного джипега» из Ководства.
Статья Николая Товеровского «Гвозди в гусенице».
Делать осознанно
Дизайн надо делать не ради дизайна, а для решения задачи пользователей. Для этого сначала надо разобраться, кто целевая аудитория и какую пользу ей принесёт наш продукт.
Что изучить:
Видео Артёма Горбунова о полезном действии. Конспект Серёги Шабалина.
Совет Артёма Горбунова про максимизацию полезного действия.
Лекция Людвига Быстроновского «Дизайн+1», смотреть все три части. Конспект Саши Бизикова.
Статья компании SECL Group на Хабре про персонажей и сценарии при проектировании.
Согласовывать
Мало сделать работу — нужно, чтобы заказчик её принял. И это не значит, что дизайнер автоматом соглашается со всеми правками. Напротив, он отстаивает решения, которые считает верными. Но он также понимает, что не всегда прав, поэтому не обижается на критику и признаёт чужие конструктивные замечания.
Что изучить:
Статья Людмилы Сарычевой «Как отстоять идею».
Статья Максима Ильяхова «Согласовать — ваша работа».
Сергей Король о критике.
Статья Николая Товеровского о том, что значит «сделать».
Видео «Презентация идей, школа дизайна Яндекса» от Геннадия Лохтина и Антона Шнайдера.
Передавать
Дизайнер и разработчик в одной команде — помогите друг другу сделать хорошо.
Рекомендуемые книги и курсы по планированию и организации работы
Курс «Учитесь учиться».
Барбара Оакли. «Думай как математик».
Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон. «Getting Real».
Интерфейс и представление информации
Дизайнер не просто рисует макет сайта — он продумывает, как пользователь будет с ним работать. Если у сайта неудобный интерфейс, пользователю будет тяжело и он перестанет им пользоваться. Чтобы такого не случилось, дизайнеру нужно изучить привычки пользователей, научиться выстраивать логику и оформлять элементы интерфейса.
Интерфейс должен быть удобным и очевидным, чтобы у пользователя не возникало вопроса: «И что мне с этим делать?»
Что изучить:
Советы Ильи Бирмана:
- про теорию близости в интерфейсе, читать обе части;
- про закон Фиттса, читать четыре части;
- что должно быть на продуктовой странице сайта;
- про привычки, читать три части;
- как повысить доверие посетителя к компании;
- про обратную связь, читать все три части;
- про человечность, технозависимость и язык роботов;
- про информативность и способы её повысить: первая часть, вторая;
- про модальность, читать все четыре части;
- как улучшить таблицу, ещё, ещё и ещё;
- про стоп-слова в интерфейсе.
Главы из Ководства:
Сергей Кулинкович о 10 правилах хороших форм.
Студия Лебедева об очевидности, информативности и эстетике.
О визуальных манипуляциях.
Бюро о псевдокривых и гистограммах.
Конспекты лекций Ильи Бирмана от Антона Жиянова:
Лекции Максима Ильяхова:
Совет Артёма Горбунова про минимизацию конструкции.
Рекомендуемые книги по дизайну и проектированию
Книга Бюро Артёма Горбунова «Пользовательский интерфейс».
Дональд Норман. «Дизайн привычных вещей».
Джеф Раскин. «Новые направления в проектировании компьютерных систем».
Эдвард Тафти. «Представление информации».
Типографика и вёрстка
С помощью типографики и вёрстки дизайнер управляет вниманием пользователя. Если он не умеет этого делать, заголовки сливаются с врезками, расположение фотографий нагоняет тоску, а весь макет выглядит тяжёлым. Из-за этого читатель теряет интерес к странице. Чтобы делать выразительные макеты, дизайнеру нужно изучить основы типографики и вёрстки.
Основы
Это основы оформления, которые применимы к чему угодно: блоку на сайте или к сайту в целом, к плакату, визитке или тексту. Прежде чем начать экспериментировать, нужно сначала научиться хорошо делать по правилам.
Что изучить:
Глава про теорию близости из Ководства.
Советы Артёма Горбунова про:
Сверстать блок
Что изучить:
Советы Артёма Горбунова про:
Игорь Штанг про:
- привязку к левому верхнему углу;
- основные ошибки при выключке текста по левому краю, по центру и формату.
Из дизайнерского дайджеста Awdee:
- как правильно: выключка по формату, по левому краю и по центру;
- вёрстка по форме.
Сверстать страницу
Что изучить:
Советы Артёма Горбунова про:
- текст без иллюстраций и с иллюстрациями;
- вёрстку главной и текстовой страницы;
- выход из прямоугольника;
- порядок чтения;
- доминирующую и вспомогательную иллюстрации.
Игорь Штанг: «Сначала конструкция, потом сетка».
Nathan Curtis: «Space in Design Systems».
Улучшить
Этот блок о том, какие существуют способы разнообразить вёрстку, чтобы помочь читателю обратить внимание на главное. В материалах есть наглядные примеры этих приёмов в формате «было — стало».
Что изучить:
Михаил Нозик перевёрстывает:
- макет автосалона, три части;
- макет медицинской карты, четыре части.
Совет Максима Ильяхова о том, что сделать с текстом с точки зрения вёрстки.
Советы Артёма Горбунова про:
Сергей Чикин про чередование ритма и принцип контраста.
Рекомендуемые книги по типографике и вёрстке
Книга Бюро Артёма Горбунова «Типографика и вёрстка».
Тим Харровер. «Настольная книга газетного дизайнера».
А. Королькова. «Живая типографика».
Йозеф Мюллер-Брокман. «Модульные системы в графическом дизайне».
Ян Чихольд. «Облик книги».
Интернет-маркетинг
Дизайнер не художник. В работе над сайтом ему нужно учитывать контекст: аудиторию, процесс продажи, аналитику и возможные ограничения. Если дизайнер этого не делает, у него получается просто красивая картинка. Её можно показать в портфолио, но задачи клиента она не решает. Чтобы сайт работал как часть системы, дизайнеру нужно изучить устройство интернет-маркетинга.
Основы
Это те зоны, которые дизайнер должен учитывать при проектировании сайта, баннеров или посадочных страниц. Если, конечно, их цель — конверсии, а не только красота.
Что изучить:
Лекции Тильды:
Делать баннеры
Это блок со справочной информацией, которая помогает избежать элементарных ошибок в дизайне баннеров: например, неправильно выбранных размеров. Кроме того, в нём есть наши внутренние инструкции, которые объясняют, как сделать баннер красиво: композиция, акценты, узнаваемость. К сожалению, эти инструкции пока недооформлены, чтобы публиковать их для всех, поэтому в этом плане их нет.
Что изучить:
Гугл-справка: типы кампаний, контекстно-медийная сеть, типы таргетинга, графические объявления.
Работать с аналитикой
Аналитика нужна на двух этапах: до и после переделок. До переделок нужно посмотреть, какие результаты даёт нынешний дизайн. После переделок нужно оценить, как результаты изменились. Если в худшую сторону, надо подумать почему и исправить.
Что изучить:
Лекция Марии Салиной: «Яндекс.Директ: способы показа и места размещения объявлений».
Наталья Бабаева о том, как работать с аналитикой, если вы дизайнер.
Лекция Галины Блонской: «Что такое Яндекс.Метрика».
Рекомендуемые книги по интернет-маркетингу
А. Петроченков, Е. Новиков. «Идеальный Landing Page».
Текст и редактура
Текст работает наравне с визуальными приёмами и помогает решать задачу сайта — например, побуждать пользователей к покупке. Плохой текст сводит всю работу на нет, даже если визуально сайт идеален. Дизайнер в агентстве должен как минимум отличать хороший текст от плохого, а в идеале — уметь писать самостоятельно.
Что изучить:
Статьи и советы Максима Ильяхова:
- текст в мире читателя;
- аудитория, цель и задача;
- как наполнять статью полезным материалом;
- чему учиться у Людвига;
- о чём и зачем писать;
- алгоритм работы над текстом;
- критерии качества статьи;
- как сфокусировать и выстроить статью;
- структура и логика статьи;
- заголовок и подзаголовки;
- предложение;
- абзац.
Лекция Максима Ильяхова про простые правила сильного текста.
Редакционная политика агентства выше языковых норм и правил.
Руководство по иллюстрированию статей «Модульбанка».
Лекции Максима Ильяхова про скелет статьи и о том, как делать промостраницы.
Рекомендуемые книги и курсы по работе с текстами
Книга Бюро Артёма Горбунова «Информационный стиль».
Бесплатный базовый курс Главреда.
Продвинутый курс Главреда.
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. «Справочник издателя и автора».
М. Ильяхов, Л. Сарычева. «Пиши, сокращай».
Дизайн и право
У шрифтов, иллюстраций и фотографий есть авторы. Если дизайнер использует их без лицензии, он нарушает закон. Чтобы на агентство или клиента не подали в суд по вине дизайнера, он должен знать аспекты права и учитывать их в работе.
Что изучить:
Советы Владимира Беляева:
HTML и CSS
Вёрсткой страниц занимается технолог, но дизайнер всё равно должен знать основы HTML и CSS. Это помогает найти общий язык с технологом и предлагать решения, используя редактор кода в браузере. Младший дизайнер в агентстве проходит курс «Структура HTML-документа».
Английский язык
Много хороших книг о дизайне выходят на английском языке, некоторые из них не переведены до сих пор, а некоторые не будут переведены никогда. То же самое касается статей, лекций и подкастов. Знание английского языка открывает дизайнеру доступ к новым знаниям и опыту.
С чего начать:
- Пройти пятнадцатиминутный тест, чтобы определить свой уровень.
- Прочитать статью Максима Ильяхова о правильном подходе к изучению английского.
- Переключить все интерфейсы на английский: операционную систему, браузер, программы, почту, сайты и социальные сети.
- Читать книги и смотреть сериалы на английском. Если не смотрите сериалы, попробуйте выступления на Ted.
- Установить приложение для изучения новых слов и тренировки грамматики. Например, LinguaLeo.
-
Найти преподавателя и начать заниматься регулярно. Если не знаете где искать, попробуйте бесплатный урок в Skyeng или Инглексе.
На что подписаться
На рассылку и сообщества IT-Agency, чтобы развивать знания в смежных областях (рекламе, редактуре, продажах и личной эффективности) и понимать, что творится вокруг сайта за границей дизайна, и учитывать это при проектировании.
В Фейсбуке, «ВКонтакте» и Твиттере мы рассказываем о новых статьях, открытых вакансиях, предстоящих мероприятиях и новостях агентства.
В Телеграме всё то же самое, но ещё личные заметки нашего ведущего джедая Захара и музыка :–)
В рассылке собираем все новости и материалы агентства, а также полезные ссылки из канала #знания в Слаке.
На рассылку Кирилла Олейниченко, чтобы получать на почту самое интересное о дизайне за неделю, а не тратить часы на самостоятельный поиск. Стоит 108 ₽ в месяц, пример письма.
На канал Кости Горского в Телеграме, чтобы узнать о дизайне продуктов, руководстве дизайнерами и продуктивности. Прошлые публикации.
На советы Бюро, чтобы разбираться в типографике, вёрстке, веб-разработке, шрифтах, редактуре и переговорах.
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.