Краткая история интерактивных стендов: от «Горячей линии Платона» до наших дней
Колонка арт-директора ADN Digital Studio Алексея Шепелина, который недавно разработал концепцию интерфейса для терминалов Московского метро.
Интерактивные стенды — это терминалы с тач-скринами, которые стоят на вокзалах и торговых центрах, в метро и аэропортах. Их интерфейсы — отдельная больная тема, которой в России уделяют до обидного мало внимания (но это уже другая история).
Во всём мире такие стенды принято называть киосками, поэтому не удивляйтесь — в статье мы их так и будем называть.
Интерактивные киоски — это про самообслуживание. Все терминалы нужны для того, чтобы помогать людям оперативно получить информацию, доступ в интернет или карту торгового центра. И всё это самостоятельно и без посредников.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Но обо всём по порядку.
Первый интерактивный киоск
Как ни странно, первый интерактивный киоск создал студент-медик. В 1977 году Мюррей Лаппе разработал для родного Иллинойского университета в Урбане-Шампейне информационный стенд «Горячая линия Платона». Названием киоск обязан компьютерной системе PLATO, на которой был создан.
Интерфейс представлял собой плазменную панель, которую изобрели за 13 лет до этого всё в том же Иллинойском университете.
С помощью интерактивного киоска студенты могли найти информацию о кампусе, посмотреть карту, расписание лекций и автобусов. Разумеется, «Горячая линия Платона» моментально стала популярной. По рассказам самого Лаппе, в любой момент дня и ночи к его детищу стояла очередь, а за первые 30 дней новинку опробовало около 50 тысяч человек.
Первая коммерческая сеть
В 1985 обувной бренд Florsheim Shoes из Калифорнии решил использовать интерактивные киоски, чтобы помочь своим покупателям. Компания ByVideo Inc. создала более 600 аппаратов — по одному в каждый магазин. С их помощью посетители могли посмотреть электронный каталог (фото и видео), выбрать цвет, размер и оплатить покупку.
«Я просто выбрал свой размер, посмотрел, должно быть, 30 или 40 моделей и выбрал две пары», — покупатель Джон Зиппаро, 1987 год.
Транзакция передавалась в главный офис компании, и уже через один-два дня обувь доставляли клиенту. Таким образом покупатели могли получить любую модель, даже если её не было на складе. Интерактивные киоски получили название Florsheim Express.
Интернет и 90-е
В 1991 году на компьютерной выставке Comdex представили первый интерактивный киоск с подключением к интернету. Сеть таких киосков использовали для поиска пропавших детей.
В течение десятилетия технология продолжала развиваться и становилась всё популярнее. Интерактивные киоски стали использовать для видеопроката, покупки и печати авиабилетов и билетов в кино, поиска информации в музеях и парках, заказа в ресторанах, оплаты в супермаркетах и регистрации пациентов в больницах.
С 1997 года интерактивные киоски не демонстрируют на компьютерных выставках, потому что для них появилась специализированная — KioskCom. Сейчас она называется Customer Engagement World и проходит каждый год в Нью-Йорке.
Первая государственная инициатива
На государственном уровне использовать интерактивные киоски начали в США — в парках штата Вирджиния. В 2007 году правительство заказало у компании Imperial Multimedia киоски для 31 парка. С тех пор посетители могут найти любую необходимую информацию: от маршрута по тропам до инструкций на случай чрезвычайной ситуации, а также распечатать карту парка.
Впервые в России
В России инфокиоски появились в офисах Московского центра занятости. Произошло это в 1997-м, одновременно с первым KioskCom. Чуть позже киоском обзавёлся Центр Занятости в Серпухове. Его информационную систему «Центр занятости населения. Подбор вакансий» разработала компания «Сенсорные Системы».
Информация в программе делилась на четыре категории: для работодателей; для поиска работы; расположение компаний и предприятий на карте города; план самого Центра Занятости.
Интерактивные стенды сейчас
Глобальный рынок интерактивных киосков к настоящему моменту оценивается в 34 млрд $, а некоторые страны устанавливают их на государственном уровне.
В Великобритании, например, киоски помогают людям искать работу, в Индии — оплачивать счета. А на родине в США их используют для самых разных целей: силами Министерства национальной безопасности создан иммиграционный киоск, через который проходят все въезжающие в страну, а Почтовая служба использует инфостенды для обучения сотрудников.
Популярность интерактивных киосков продолжает расти, что можно объяснить не только удобством, но и безопасностью платёжных шлюзов и интеграцией с сетевыми операторами.
Теперь о классификации. Как вы поняли, помимо информационной функции у киосков есть и другие: по способам применения их можно разделить на пять типов.
Киоски самообслуживания
Киоски самообслуживания помогают людям получать услуги без участия посредников. В первую очередь речь идёт об оплате платежей, печати документов, выдачи лицензий, бронировании и резервировании. Такие киоски можно найти практически в любой сфере. Вот несколько примеров.
Здравоохранение. С помощью киосков в поликлиниках и больницах по всему миру пациенты могут записаться на приём к врачу и оплатить рецепт. В марте прошлого года в тридцати поликлиниках Осетии установили киоски, которые выдают талоны и считывают штрих-коды со страховых полисов.
Бизнес. В крупных компаниях такие киоски заменяют администраторов: выдают посетителям временные пропуска, знакомят с необходимой информацией, некоторые даже могут соединить с сотрудниками через интернет или внутреннюю сеть.
Правительство. Интерактивные киоски в правительственных организациях могут распечатывать документы, регистрировать обращения, принимать оплату штрафов (за превышение скорости, например).
Общественное питание. Помимо очередей к кассам во многих кафе и ресторанах быстрого питания появились очереди к интерактивным киоскам, в которых также можно оформить и оплатить заказ. Что характерно, вторые очереди движутся гораздо быстрее.
В прошлом году в китайском KFC появились киоски с технологией Smile to Pay — «Улыбнись, чтобы заплатить». Это платёжные терминалы с возможностью распознавания лиц. Посетителю не нужно доставать кошелёк, достаточно посмотреть в камеру и ввести номер мобильного.
Информационные киоски
Как можно догадаться по названию, в первую очередь такие киоски нужны, чтобы быстро получить информацию. В поликлиниках и правительственных организациях эту функцию целесообразно совместить с самообслуживанием, а вот инфокиоски сами по себе чаще всего можно встретить на выставках и в общественном транспорте.
Выставки и музеи. Не нужно ждать, пока наберётся целая группа, чтобы экскурсовод снизошёл до объяснений — можно прочитать всё об экспонатах самому. Во многих музеях информацию преподносят не просто наглядно, но интерактивно.
Метро. С помощью инфостендов в метро можно узнать расписание поездов, посмотреть интерактивную карту или построить маршрут. В 2014 году, когда киоски только появились в подземке Дубая, они стали настолько популярными, что их номинировали на премию правительства.
Аэропорты. Здесь можно найти информацию о рейсах, терминалах, изменения в расписании, расположение магазинов и кафе. В международных аэропортах информация доступна на нескольких языках. Например, в аэропорту Франкфурта установлено более ста киосков, которые поддерживают восемь языков: немецкий, английский, китайский, японский, корейский, русский, испанский и арабский.
США как родина интерактивных киосков на шаг впереди других стран. Так, в апреле 2018-го инфокиоски установили в центре Луисвилля. Они помогают людям найти рестораны и достопримечательности поблизости, а также рассказывают о предстоящих мероприятиях.
Интернет-киоски
Интерактивные киоски для доступа в интернет часто можно встретить в залах ожидания аэропортов, вокзалов и в других местах скопления людей. От остальных киосков они отличаются наличием мышки и клавиатуры, в некоторых даже есть принтеры.
Например, в апреле департамент транспорта штата Мэриленд объявил в Twitter, что теперь посетители могут использовать интернет-киоски для печати, если они вдруг забыли документы.
Как правило, доступ в интернет можно получить двумя способами:
- бесплатно в обмен на номер мобильного телефона и электронной почты для маркетинговых целей;
- платно — почасовая оплата наличными или жетонами.
Wayfinding — киоски для поиска пути
Киоски для поиска пути показывают людям, где они находятся прямо сейчас, что расположено поблизости, и строят маршруты из одной точки в другую. Их можно встретить в аэропортах, парках, больших торговых центрах и даже библиотеках.
Также интерактивные киоски для поиска пути популярны в зарубежных университетах. Их можно найти как в помещении, так и на открытом воздухе. Они показывают подробную карту зданий с расписанием занятий, что позволяет быстро найти нужную аудиторию и построить до неё маршрут.
Рекламные киоски
В торговых центрах Европы, США, Китая и Японии встречаются рекламные киоски самых разных форм и размеров. Одни просто транслируют рекламу, другие интерактивные и могут взаимодействовать с пользователями. Главное правило — они должны хорошо просматриваться с расстояния и привлекать посетителей.
Интересные функции рекламных киосков:
- NFC-модули — дают возможность пользователю отправить информацию с экрана стенда на смартфон.
- Модули Hotspot — раздают Wi-Fi вокруг дисплея, тем самым привлекая пользователей.
- Запись и анализ поведения посетителей — собирают данные о поле и возрасте пользователей, сколько раз посмотрели на экран, как долго смотрели ролик, самое активное время дня. Всё это позволяет определить эффективность транслируемой рекламы.
- Анализ аудитории перед стендом — если рядом находятся преимущественно молодые мужчины, то на экране появится реклама, рассчитанная на молодых мужчин.
Например, компания Intel использует интерактивные киоски для демонстрации своих технологий. Дисплеи можно поворачивать на 90 градусов, чтобы просматривать контент вертикально или горизонтально — так, как подразумевалось разработчиками.
И ещё один пример
Необычный способ применения киосков нашла компания Serviceplan France. Совместно с DRIEA, французским органом по безопасности дорожного движения, они запустили довольно радикальную социальную кампанию в марте прошлого года.
Возле пешеходных переходов на самых оживлённых улицах Парижа установили интерактивные киоски с детектором движения, громкоговорителем и камерой. Если кто-то начинал переходить дорогу на красный свет, киоск издавал звук визжащих тормозов и фотографировал нарушителя в этот момент.
Когда человек добирался до противоположной стороны, то видел на экране киоска своё испуганное лицо и надпись «Не рискуйте смотреть в лицо смерти. При пересечении улицы обратите внимание на светофор». Получившиеся фото и видео транслировали на телевидении, в социальных сетях и общественных местах Парижа.
Что касается интерфейсов, то это отдельная и обширная тема для исследования. Сказывается ситуативность пользования инфокиосками: люди, как правило, спешат, и у них совершенно нет времени на знакомство с интерфейсом. С другой стороны — важен контекст локации.
Пример с теми же терминалами Московского метро: у каждой станции есть своё лицо и список наземных достопримечательностей в радиусе станции. Где-то пользователям важнее проложить маршрут до аэропорта и узнать о пробках на поверхности, на другой станции — разобраться в хитросплетениях переходов (нужна карта). И интерфейс каждого стенда должен меняться в соответствии с этими переменными.
Постараюсь в следующем материале подробно разобрать тему интерфейсов инфокиосков, до скорого!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.