Чеклист: 9 признаков надёжного диджитал-агентства
Как определить, осилит ли подрядчик ваш проект. Советы Тимура Угулава из Медиасферы.
Выбрать подходящее агентство — сложно, и нередко этот процесс превращается в болезненный цирк с конями. Но если при общении с очередным менеджером обратить внимание на некоторые признаки, то уже в начале переговоров отсеете львиную долю ненадёжных подрядчиков и повысите шансы на успех проекта. Разберёмся, на что смотреть в первую очередь.
Какие бывают веб-студии
Рынок диджитал-агентств переполнен. Только в Москве насчитывается больше полутора тысяч компании. Это ярко отражается на разнородности предложений и подходов, а разброс цен может легко достигать и десятка, и сотни раз. Оно и понятно: агентства отличаются по своим компетенциям и уровню реализации. Для начала определим, какого уровня агентство вам требуется.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Российские агентства принято условно делить на три категории.
Третий эшелон
Команда: 2–4 человека, редко больше.
Цена: крайне низкая (например, разработать сайт обойдётся в 15–30 тысяч ₽).
Услуги: сконцентрированы на 1–2 услугах (например, разработка сайта плюс SEO).
Качество услуг: низкое, как и цена.
Бизнес-модель таких компаний строится на постоянном притоке новых клиентов. Из-за низкой стоимости проблем с обращениями, как правило, нет. Подходит для ИП и начинающего бизнеса, когда нужно быстро и недорого запустить несложный сайт.
Второй эшелон
Команда: до 20–30 человек.
Цена: средняя и выше (здесь разработка сайта обойдётся уже в 300–700 тысяч ₽).
Услуги: стараются охватывать больше инструментария и предлагают комплексные решения, которые иногда по уровню приближаются к командам из первого эшелона.
Качество услуг: среднее и высокое, зависит от агентства.
Целевая аудитория: бизнес, который перерос начальную стадию и понимает, что сайт — это не столько картинка, сколько инструмент решения бизнес-задач.
Первый эшелон
Команда: от 20 человек.
Цена: высокая (сайт будет стоить от 1 000 000 ₽).
Услуги: performance-маркетинг, full digital service.
Качество услуг: высокое.
Высшая каста агентств. Работают преимущественно с крупными и известными брендами. У таких компаний жёсткий отсев по первичной квалификации, бо́льшую часть запросов пропускают мимо, концентрируясь на конкретных направлениях.
В этой статье статьи разберём работу с агентствами из второго эшелона. Первый работает с узким сегментом клиентов, а третий — фастфуд среди агентств, отчего, как правило, страдает качество услуг.
Выбираем список агентств и отправляем задание
Как искать подходящие агентства:
- На рейтингах агентств (например, RUWARD или Рейтинг Рунета). Кстати, в карточке агентства обычно сразу обозначен ценовой диапазон и портфолио с проектами.
- На сайтах конкурентов и компаний из смежных сфер. В «подвале» обращаем внимание на копирайты разработчика.
- По рекомендациям знакомых. С этим аккуратнее, так как задачи отличаются, и предыдущий положительный опыт (как и отрицательный) не гарантирует того же самого в вашем случае.
Много компаний выбирать бессмысленно. Хватит и десяти, иначе только запутаетесь.
Следующий шаг — составляем предварительное описание проекта. Важно, чтобы каждое агентство получило одинаковые стартовые вводные. Простой вариант — запросить бриф у компании, подробно его заполнить и разослать по всему списку. Вариант посложнее — написать предварительное техническое задание и также разослать всем агентствам.
Оцениваем первичный контакт с агентством
На этом этапе обращаем внимания на четыре критерия: скорость реакции, предложение о встрече, дополнительные вопросы и вопросы о бизнес-задачах.
Скорость реакции. Через сколько с вами связались после отправки письма? Норма — 15–60 минут в рабочее время. Если задержка достигает нескольких дней (частое явление), вероятно, агентство не успевает обрабатывать входящие обращения. Случаются и технические накладки, клеймить пока рано, но запоминаем.
Предложение о встрече. Невозможно подготовить точный расчёт без детального общения на встрече или по скайпу. Зачастую заказчики стараются сэкономить время и избежать встречи. Это самообман: на обсуждение оффера, который не соответствует проекту, времени уйдёт в несколько раз больше.
Многие агентства это понимают и предлагают (а иногда ставят обязательным условием) устроить встречу, в идеале — с проектной командой. В таком случае предложение получится персонализированным и вероятность сделки возрастёт. Если предложения пообщаться нет — значит, проработки тоже нет. Вы получите типовое КП.
Дополнительные вопросы. Если вам задают дополнительные и наводящие вопросы — это хороший признак того, что менеджер действительно пытается вникнуть в проект. Ещё лучше, когда присутствует кто-то из проектной группы (например, проект-менеджер).
Вопросы о бизнес-задачах. Хороший проект начинается с целеполагания: какие задачи решает сайт, что с маркетинговой активностью, какие клиенты нужны проекту. Информация такого рода нужна, чтобы сделать продукт, который решает конкретные бизнес-задачи. Если вас об этом не спрашивают — повод насторожиться.
Оцениваем коммерческое предложение
Вопросы заданы, ответы получены, начинаем получать коммерческие предложения. На этом этапе обращаем внимание на три критерия: презентация предложения, персонализация предложения и портфолио.
Презентация предложения — серьёзный признак уровня агентства. Если предложение направляют вам на почту, то проработки проекта в нём будет минимум. Это аксиома. Когда в проект погружена целая команда, когда на подготовку предложения потрачено не менее 10 человеко-часов, то никто и никогда не позволит менеджеру отправить КП на почту клиенту и получить в ответ тишину.
Персонализация предложения. Описание концепции и примеры — хорошо. Детализированная смета, при которой понятно ценообразование и объём работ — ещё лучше. Описание рисков проекта и подводных камней — идеально. КП, в котором нет вашего проекта, но есть агентское «какие мы молодцы» и непрозрачная смета, — ещё один повод напрячься.
Портфолио. Всегда запрашивайте портфолио! Более того, всегда запрашивайте портфолио дизайнера, который планируется на участие в проекте.
Оцениваем менеджмент
До заключения договора вы, скорее всего, общаетесь с продавцом. В задачи продавца входит продать сайт, а не реализовывать его. Часто бывает, что разработчик хватается за голову от того, сколько всего наобещал и наговорил продавец клиенту.
Обращаем внимание на два критерия: участие проект-менеджера в переговорах и формализация договорённостей.
Участие проект-менеджера — признак погружения агентства в проект. Если в переговорах ранее не было проект-менеджера, а общение велось только с продавцом, надо организовать с этим специалистом встречу и ещё раз обсудить все детали. Лучше — со всей проектной группой.
Формализация договорённостей. Уточните, как агентство будет фиксировать все договорённости и обсуждения. Разработка сайта зачастую длится больше шести месяцев, в памяти стираются или искажаются обсуждения между командой и клиентом. Иногда приходится искать концы. Если агентство ведёт протоколы встреч, фиксирует всё в CRM-системе и тщательно относится к сохранению информации, это тоже о многом говорит.
Объективность требований
Подчеркну: не стоит ожидать такого уровня погружения для низкобюджетного проекта. Все озвученные требования справедливы для сайтов с бюджетами от 500 тысяч ₽. Но если ваш проект именно такой — ищите достойных исполнителей и ориентируйтесь на эти триггеры.
Безусловно, это не даёт гарантий, что всё будет идеально, а проект гарантированно будет качественным, но риск снижает заметно. Вы отсеиваете все те команды, которые однозначно не смогли бы потянуть нормальный проект.
Удачи вам в поисках подрядчика!
Чеклист: признаки надёжного агентства
Первичный контакт:
- Скорость реакции — 15–60 минут.
- Предложение о встрече — менеджер предлагает встретиться и обсудить детали.
- Дополнительные вопросы — менеджер задаёт уточняющие вопросы.
- Вопросы о бизнес-задачах — проект обсуждается в разрезе решения бизнес-задач.
Коммерческое предложение:
- Презентация предложения — менеджер проводит личную презентацию.
- Персонализация предложения — предложение описывает проект, а не агентство.
- Портфолио — менеджер предоставил портфолио конкретного дизайнера.
Менеджмент:
- Участие проект-менеджера — переговоры ведутся не только с продавцом.
- Формализация договорённостей — агентство демонстрирует качество сохранения информации о проекте.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.