Главное о digital-рынке рунета 2018 — результаты исследования RUWARD
Наиболее актуальный и детальный отчёт об агентском рынке России 2018: обороты, география, популярность услуг, спрос и другие ключевые данные в исследовании RUWARD.
RUWARD публикует результаты комплексного исследования агентского digital-рынка России, проведённого в октябре 2018 года. В основе методики исследования лежат опрос представителей digital-агентств и имеющаяся актуальная информация из онлайн-базы данных агентств Руварда. Результаты исследования сформированы на основе анализа данных около 1000 российских digital-агентств и продакшенов (однако по некоторым разделам исследования это число может быть меньше общей заявленной численности респондентов).
Профиль рынка 2018
Ключевые характеристики рынка агентских digital-коммуникаций России. Данные исследования актуальны на момент октября 2018 года.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
1. Распределение агентств по оборотам
Digital-рынок России по-прежнему имеет мелкодисперсный характер, ни одно агентство из примерно 10 000 действующих игроков (если не учитывать сквозные бюджеты на медиазакупки) не имеет даже 1% рынка по оборотам. Подавляющее большинство компаний сегмента можно отнести к микробизнесу.
Тем не менее роль агентского digital-сегмента в развитии цифровой экономики России крайне важна.
2. Динамика оборота по сравнению с прошлым годом
Необходимо отметить, что в подобных опросах (анкетирование проводилось на верифицированных аккаунтах представителей агентств) игроки рынка всегда склонны к излишнему оптимизму и завышению динамики своего роста.
3. Распределение по коэффициенту оverhead
Более двух третей агентств работают на рынке с коэффициентом overhead менее трёх. Это означает, что общая доля ФОТ (net, на руки) производящих сотрудников в большинстве случаев превышает треть общих расходов компании. Учитывая, что для типового агентства в структуру расходов включаются затраты на ФОТ непроизводящих сотрудников, условно-постоянные расходы, налоги, собственный маркетинг, норма прибыли среднего игрока агентского digital-рынка остаётся весьма небольшой и колеблется на уровне 5–20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов.
4. Распределение агентств по городам России (головные офисы)
Данное распределение не вызывает удивления и отражает общую ситуацию концентрации бизнеса России как такового в Москве и Санкт-Петербурге.
5. Распределение агентств по городам России (дополнительные офисы)
С точки зрения открытия дополнительных офисов агентств существует два разнонаправленных тренда.
Относительно крупные агентства из регионов открывают дополнительные офисы формата sales-house в Москве и Санкт-Петербурге для более тесной коммуникации с федеральными клиентами.
Крупные же московские агентства открывают дополнительные офисы в регионах для переноса туда производственных мощностей в связи с меньшим кадровым голодом и общим снижением издержек.
6. Возраст агентств
Интерес на данном графике представляет снижение количества агентств, созданных в течение последних 2–3 лет. Можно выделить две причины такой статистики:
Технический фактор. Анализ данных по данному параметру проводится на основе базы данных агентств, заполнивших данные на Руварде. Поэтому с точки зрения процента представленности в базе молодых агентств существует определённая естественная задержка.
Вторая причина кроется в уменьшении популярности открытия digital-агентства среди молодых специалистов как первого собственного бизнеса в карьере. Точка входа на рынок по-прежнему крайне низка, но на нижние сегменты отрасли в последние 3–4 года оказывают серьёзное давление SaaS-сервисы автоматизации digital-услуг, которые позволяют малому бизнесу решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь в специализированные агентства. Вторым фактором является рост популярности среди молодёжи формата «стартапов», который зачастую подразумевает хотя бы теоретическую возможность «экспоненциального роста бизнеса», слабо возможную даже в теории в случае бизнеса агентства.
7. Количество сотрудников
Данные по распределению штатной численности агентств прямо коррелируют с распределением по оборотам. Две трети российских агентств имеют оборот менее 2 млн рублей в месяц и штат менее 20 сотрудников.
8. Наиболее популярные базовые digital-услуги
Распределение по популярности оказываемых базовых digital-услуг вполне естественно с точки зрения истории развития интернет-технологий в России. Ядром рынка до сих пор является веб-продакшены как наиболее массовый сегмент digital-отрасли.
9. Наиболее популярные услуги узкого профиля
Распределение услуг узкой специализации вытекает из исторического характера развития рынка (преобладание продакшен-компаний) в сочетании с ростом популярности определённых технологий в течение последних 3–4 лет. Например, высокий процент оказания услуги «Интеграция CRM-систем» объясняется технической возможностью быстрого её запуска в наиболее массовом сегменте отрасли (веб-продакшенов) одновременно с ростом популярности использования CRM-систем как таковых в компаниях малого и среднего бизнеса России.
10. Рейтинг digital-услуг по росту спроса
Анализ данных проводился на основе sell-side анализа рынка. И в связи с его мелкодисперсным характером отражает довольно разрозненную картину роста спроса (по мнению агентств) на те или иные услуги. На основе этих данных нельзя сделать однозначных выводов о картине реального распределения спроса на digital-услуги России с точки зрения buy-side. Однако по ряду сегментов можно заметить явную корреляцию изменения динамики спроса с прохождением тех или иных технологий/услуг по стандартному циклу кривой Гартнера.
11. Рейтинг digital-услуг по падению спроса
По аналогии с предыдущим графиком, из представленных данных нельзя сделать однозначных выводов о реальной картине изменения динамики спроса на digital-услуги, но по ряду позиций можно так же легко заметить корреляцию с прохождением технологий по жизненному циклу Гартнера.
12. Отраслевой ландшафт
Распределение по наиболее популярным отраслям бизнеса заказчиков услуг агентств коррелирует с двумя параметрами: важностью и потенциалом использования digital-технологий в конкретной отрасли — и общей численностью компаний в ней.
Голос отрасли 2018
В рамках проведённого опроса представителям агентств было также предложено выразить своё мнение по нескольким тезисам о текущей ситуации в digital-отрасли в 2018 году.
1. Рынок растёт
2. Конкуренция растёт
3. Отрасль страдает от кадрового голода
4. Отрасль затрудняется с ответом о роли государства в её поддержке
5. Компетентность заказчиков растёт
На данный момент это наиболее актуальные данные о состоянии рынка digital-услуг в России. Исследование проведено проектом RUWARD в октябре 2018 года.