Главные проблемы удалённых сотрудников: о прокрастинации, социализации и саморазвитии
Результаты опроса и советы от удалёнщиков с опытом — сотрудников LinguaTrip и основательницы Digital Broccoli.
Недавно в канале проекта о фрилансе Digital Broccoli я провела опрос среди фрилансеров и удалённых сотрудников на тему главных болей и проблем тех, кто работает из дома. Опрос прошли 308 человек, результаты получились интересные. Мы с ребятами из LinguaTrip приправили ответы своими комментариями и рекомендациями, чтобы помочь новичкам в удалёнке правильно выстроить процессы.
Вопросов было три: что даётся на удалёнке сложнее всего, как решаются эти проблемы и чего не хватает удалённым сотрудникам.
53% респондентов ответили, что сложнее всего на удалёнке заставить себя работать, победить прокрастинацию и развить самодисциплину.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Причём это работает и в обратную сторону: дома сложно себя заставить отдохнуть, завершить работу, пойти прогуляться, поэтому легко заработать эмоциональное выгорание и проблемы со сном и здоровьем.
Елизавета Царева, переводчик: «Получается решать эту проблему только очень чётким планированием времени. Расписываю весь день в календаре в телефоне по часам. Тогда наглядно видно, что если сейчас я засяду смотреть сериал, а потом начну готовить обеды-ужины — закончу работу к семи. А если сяду сейчас и поработаю — закончу к четырём и весь вечер со спокойной душой проведу с семьёй и книжечками».
Лиля Хисамутдинова, копирайтер: «Ставлю временные промежутки, когда не отвлекаюсь ни на что другое: отключаю все оповещения, звуки на телефоне и максимально погружаюсь в процесс. Обязательно с перерывами, чтобы опередить мысль, что „пора сдавать обороты“».
Алиса Ледовских, копирайтер: «Заставить себя работать сложно, если не получается выспаться или отдохнуть на выходных. Поэтому стараюсь соблюдать один режим дня и сдавать статьи до конца рабочей недели.
Когда что-то идёт не по плану, делаю работу максимально быстро, чтобы освободиться пораньше и отдохнуть. Если становится ясно, что просижу за ноутом несколько часов, а напишу всего три строчки, беру таймаут, чтобы сэкономить силы, выспаться и сделать всё с утра. Опыт показал, что это продуктивнее, чем работать ночью и быть не в ресурсе весь следующий день».
Инна Кормилец, переводчик: «Прокрастинация случается не часто. Но когда случается, ставлю таймер и 25 минут работаю без остановки. Этого обычно хватает, чтобы мозг перестроился. Могу поменять рабочее место, уйти в другую комнату или в кафе. Если прокрастинация происходит от усталости, то выхожу минут на 15–20 на улицу проветриться».
Миля Котлярова, автор проекта Digital Broccoli: «Я чётко разграничиваю рабочее место и время. За рабочим столом (или в рабочем кабинете, если есть) не ем, не смотрю сериалы, не отдыхаю — только работаю. Захотела перекусить или посмотреть ролик на Ютубе — пересела на диван или ушла в другую комнату.
С графиком так же: я знаю, что раньше полудня к работе не приступлю, и посвящаю это время себе: завтракаю, общаюсь с близкими, просматриваю статьи. Потом работаю часа четыре, делаю перерыв и вечером работаю ещё пару часов. Честно признаюсь: чтобы приучить себя к такому чёткому разделению, ушёл не один год, зато теперь проблем с работой из дома и концентрацией на задачах нет».
На втором месте — 36% ответов — социализация: отсутствие общения и поводов часто выходить из дома.
Некоторые искусственно придумывают себе дела вне дома, заставляют себя раз в два–три дня куда-то выходить, общаются с коллегами по видеочату.
Ирина Грязных, главный редактор: «Проблемы с социализацией я решаю двумя способами.
Первый — я специально планирую встречи и прогулки на месяц вперед, чтобы не сидеть дома (почти все мои друзья — фрилансеры или удалёнщики, так что встречаться нам немного легче, чем офисным сотрудникам).
Второй — купила фитнес-браслет и поставила цель в 8000 шагов. Это меня мотивирует ходить каждый день (дом не считается, только улица, парки или лесополоса)».
Инна Кормилец, переводчик: «Я взяла абонемент в спортзал, чтобы чаще видеть людей. Для смены обстановки иногда иду работать в кафе. В выходные обязательно нужно куда-нибудь уходить или уезжать хотя бы на день и не отказываться от встреч с друзьями».
Алиса Ледовских, копирайтер: «С социализацией всё сложно. Я много путешествовала, а потом осела в городе, где у меня почти нет друзей. На прогулки и мероприятия обычно хожу одна, с мужем или сыном. С другими людьми общаюсь в основном онлайн, поэтому всегда рада поболтать с бабушкой в троллейбусе :–)».
Третий по популярности ответ, набравший 26% — саморазвитие.
На удалёнке сложно заставлять себя проходить онлайн-курсы, особенно когда их нужно оплачивать самостоятельно.
Ирина Грязных, главный редактор: «Субботу я уделяю своим делам и учёбе: смотрю лекции и вебинары (круто, что теперь всё есть на Ютубе и можно смотреть, когда удобно), читаю книги по работе и работаю над своим подкастом. В другие дни такое получается редко — почти всё время занимает работа».
Алиса Ледовских, копирайтер: «Книжки по тайм-менеджменту и организации рабочего процесса — мастхэв. А чтобы работа не казалась рутиной, читаю статьи о копирайтинге, иногда прохожу мастер-классы и онлайн-курсы».
Миля Котлярова, автор проекта Digital Broccoli: «Примерно раз в 3–4 месяца прохожу онлайн-курсы: на Курсере, в Нетологии, Скиллбоксе. А ещё каждую свободную минуту уделяю чтению статей про контент, маркетинг, бизнес и финансы. В этом, как ни странно, помогает прокрастинация: если не получается приступить сейчас к задаче, открываю несколько статей и трачу это время с пользой».
21,6% удаленных сотрудников и фрилансеров испытывают проблемы в общении с клиентами, работодателями или коллегами.
Причина кроется чаще всего в непривычном формате: легче проигнорировать или гнуть свою линию, а человека, которого не видишь, сложно воспринимать как живого собеседника и полноценного члена команды. Заказчики могут кинуть или надолго пропасть, приходится подстраиваться под их график.
Тимофей, руководитель отдела разработки: «По возможности стараюсь установить личный контакт, при невозможности — использую голосовое общение как дополнение к чатам, иногда созваниваемся по видеосвязи».
Миля Котлярова, автор проекта Digital Broccoli: «Коллег и заказчиков стараюсь всегда держать в курсе этапов работы: отписываюсь по каждому, стараюсь не пропадать дольше, чем на день. Так им спокойнее, они знают, что я работаю над проектом, понимают, на какой стадии он находится. Стараюсь не доводить до ситуации, когда заказчик пишет сам „Когда будет готово?“ — для меня это маркер, что я затянула с задачей, в этом случае анализирую свою работу и думаю, как в следующий раз сделать её быстрее».
14,4% ответивших испытывают трудности в объяснении семье, что такое удалёнка: когда ты целый день сидишь за компьютером дома, близким сложно понять, что это работа и от неё нельзя отвлекать.
Кристина Салина, Customer Care Manager: «Семья поверила, что я реально работаю, когда я получила свою первую зарплату».
Миля Котлярова, автор проекта Digital Broccoli: «Семья долго не понимала, чем я занимаюсь, сколько бы я ни пыталась объяснить. Единственное, что их убедило — что я действительно себя обеспечиваю, значит, не просто так сижу за компьютером.
Если семья всё время вас отвлекает и не верит в то, что в интернете можно нормально зарабатывать, покажите им и подробно расскажите, чем занимаетесь: процесс и результаты работы, общение с клиентами, поступления на счёт. Пока вы просто говорите, что „работаете удалённо“, они не могут сложить в голове картинку, как это происходит и откуда берутся деньги. Важно этот пазл достроить своими силами».
Почти столько же фрилансеров и удалёнщиков — 13,8% — не могут организовать удобное рабочее место, поэтому иногда работают из кафе или коворкингов.
На удалёнке большой соблазн работать с дивана или прямо из постели, что приводит к сбитому графику и проблемам со здоровьем, плюс не у всех есть возможность работать в отдельной комнате, чтобы никто не мешал сосредоточиться.
Анастасия Суркова, СОО: «Нужно место со стабильным интернетом, достаточно тихое, без посторонних звуков, с достаточным количеством дневного света и воздухом. Желательно парк рядом в пешей доступности, чтобы прогуляться на обеде (да-да, это важно, когда твой рабочий день 15 часов, дышать чем-то нужно).
За годы удалённой работы я поняла, какую сим-карту в путешествиях лучше юзать, чтобы не зависеть от отельного интернета. Мой главный совет: если работаете за рубежом удалённо, не снимайте один и тот же коворкинг, местные жители могут обратить на вас внимание и „настучать“ куда нужно, что ты разрешения не работу не имеешь, приехал по турвизе и работаешь тут. Избегайте подобных проблем.
Обычно я выбираю коворкинги в центре, но тихие, летом — с открытой верандой, чтобы работать на свежем воздухе с естественным светом: это важно, когда работа постоянно за ноутбуком. Хожу два раза в неделю в один коворкинг, два раза в другой, остальное время — в кафе или номере.
Если у вас есть карта ISIC — в Европе много приятных скидок: бесплатная печать, копия документов или пару часов дополнительно в коворкинге, кофе или чай с вкусностями для всех гостей».
Другие сложности удалённой работы
В поле для свободных ответов чаще всего указывали проблему с адекватной оплатой труда — фрилансерам хочется больше высокооплачиваемых проектов — и стабильного потока заказов. Удалённые сотрудники чаще всего указывали, что не хватает уверенности в завтрашнем дне (удалёнщики обычно первые попадают под сокращение) и неформального общения с коллегами, корпоративной культуры, командной работы.
Миля Котлярова, автор проекта Digital Broccoli: «Удалёнка с юридической точки зрения ничем не отличается от работы в офисе. В договоре должны быть прописаны больничные, отпуск, все стандартные социальные гарантии по трудовому кодексу. Если вас устраивают по договору ГПХ или просят оформить ИП, при этом предлагая работу на полный день, — это повод засомневаться в компании.
Чтобы не бояться сокращений и простоев с заказами, прокачивайтесь в своей сфере и становитесь незаменимым сотрудником, делайте то, чему других придётся долго учить.
В кризис обычно избавляются от тех, кого легко заменить, на чьё место можно взять кого-то своего или вчерашнего студента. Чем больше сил и времени вы вкладываете в саморазвитие, тем ценнее и востребованнее становитесь как специалист. И тогда вам уже не будет страшно ни увольнение, ни потеря постоянного заказчика — проекты начнут находить вас сами».
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.