Основные экономические характеристики digital отрасли
В этой статье представлены результаты обзора отрасли
«Чтобы правильно задать вопрос нужно знать большую часть ответа».
Роберт Шекли
В digital рекламе практически нет стандартов, прозрачных технологий и источников информации. Негде посмотреть объемы рынка креативной рекламы или социальных медиа. Есть только масса отдельных мнений и измерения рынка медийной рекламы. Чтобы понять закономерности рынка, его условия, изменения, тенденции, нужно внимательно наблюдать за тем, что происходит в отрасли, проводить аналитику на основе доступных нам данных — собственных наблюдений и открытых источников.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Мы рассматриваем рынок маркетинговых digital агентств, которые, в первую очередь, предоставляют услуги стратегического планирования, креатива, дизайна, разработки рекламных кампаний и авторского контроля интегрированных кампаний (важно то, что в этом исследовании мы не рассматриваем агентства, которые занимаются медиараспространением).
Мы рассчитываем, что данный материал окажется полезным как для начинающих специалистов, так и для тех, кто уже давно находится на рынке. Мы не претендуем на научность и исключительность данных, но рассчитываем, что статья займет достойное место в ряде материалов, данных и рейтингов, которые помогут оценивать рынок более точно.
Объем рынка
Российский рынок рекламы существует более двадцати лет, но на сегодняшний день нет инструмента, который бы помог дать однозначную оценку отрасли.
Это связано, c одной стороны, с тем, что большая часть данных от рекламодателей и распространителей рекламы просто отсутствует в открытом доступе. С другой cтороны, процедуру объективного исследования усложняет диверсификация отрасли (большое количество услуг) и отсутствие универсальных методик подсчета.
Чтобы составить более-менее объективное представление о рынке, мы обратимся к оценкам нескольких исследовательских компаний и ассоциаций.
Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) подводит такие итоги развития рекламного рынка России за 2011 год:
Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (сегмент ATL-услуг) без учета НДС, несмотря на серьезное замедление темпов роста в конце года, составил 263,4 млрд. рублей, что почти на 21% больше, чем за предыдущий год. 2011 год для российского рынка оказался весьма знаменательным, поскольку наконец удалось превысить показатели докризисного 2008 года (+4%).
| Сегмент | 2010 год,
млрд. руб. | 2011 год,
млрд. руб. | Прирост
в 2011 г., % |
|
---|---|---|---|---|---|
Телевидение* | 110,8 | 131,0 | 18 | ||
в т.ч. эфирное | 109,2 | 128,9 | 18 | ||
кабельно-спутниковое | 1,58 | 2,16 | 36 | ||
Радио | 10,3 | 11,8 | 15 | ||
Печатные СМИ | 38,0 | 40,4 | 6 | ||
в т.ч. газеты | 8,2 | 8,8 | 7 | ||
журналы | 18,3 | 19,8 | 8 | ||
рекламные издания | 11,4 | 11,8 | 3 | ||
Наружная реклама | 29,7 | 34,3 | 15 | ||
Интернет** | 26,8 | 41,8 | 56 | ||
в т.ч. медийная реклама | 10,5 | 15,3 | 45 | ||
контекстная реклама | 16,3 | 26,5 | 63 | ||
Прочие медиа | 3,1 | 4,1 | 32 | ||
в т. ч. indoor-реклама | 2,4 | 3,2 | 35 | ||
реклама в кинотеатрах | 0,75 | 0,93 | 25 | ||
ИТОГО по сегменту ATL | 218,6 | 263,4 | 21 | ||
Маркетинговые услуги | 55,1 | 68 | 23 | ||
* без учета политической рекламы, объем которой составил в ноябре-декабре 2011 года 1.0 млрд.руб. без НДС
** данные по сегменту Интернет-рекламы за 2009-2010 гг. скорректированы |
В этом исследовании нас интересует объем интернет-рынка. Рынок интернет-рекламы оценивается АКАР почти в 42 млрд. рублей в год (или $1,3 млрд). По предположению АКАР, в эту цифру могут не входить данные по оборотам за креатив, маркетинг в социальных сетях и ряд других digital-инструментов (например, создание сайтов).
Исследование Interactive Advertising Bureau (IAB)
Исследование свидетельствует, что продажи интернет-рекламы в первом квартале 2012 года стали рекордными за отчетный период и составили $8,4 млрд. Это самый высокий показатель с тех пор, как IAB исследуют рекламный рынок. По сравнению с первым кварталом 2011 года ($7,3 млрд.) объемы рекламы выросли на 15%.
Чтобы оценить потенциал роста рынка маркетинговых услуг, креатива и ведения социальных медиа, можно использовать вышеприведённые данные как источник информации для анализа смежных отраслей. Основываясь на этих общих данных, мы постараемся понять, что характеризует успешность услуг консалтинга, разработки стратегических программ или креатива. Поэтому, продолжая исследования, мы положимся на оценочные данные различных агентств.
Для отбора кампаний, чьи обороты можно измерить, мы воспользовались рейтингом «Теглайн». При этом мы учитываем, что часть digital-бизнеса сосредоточена в компаниях, которые не указаны в данном рейтинге.*
* Мы выделяем три крупные отрасли позиционирования агентств: BTL, сетевые креативные агентства и digital агентства. Cложно точно оценить ту долю рынка, которая сосредоточена в BTL-агентствах, но пока, видимо, это большая часть рынка. Некоторые из агентств имеют больше двух миллионов долларов дохода в год по статье digital. Наиболее дальновидные компании из этого сектора выделили эти бюджеты в отдельные компании в рамках холдинга (например, Orange создал Pichesky). Также мы не можем оценить digital бизнес крупных сетевых групп (Omnicom, IPG, Havas, Publicis, Densu и т. д.).
- По оценке холдинга WPP, консолидированные неаудированные доходы компании Grape за 2011 год cоставили примерно 425 млн. рублей с чистыми активами, по состоянию на 31 декабря того же года — 216 млн. рублей.
- По косвенным данным, оборот компании в 2011 году составил более 120 000 млн. рублей. Мы переоформляли компании в 2010 г., поэтому оборот показан только за часть года, — подчеркивает Евгений Этин, генеральный директор агентства Promo Interactive. Обычные рекламные агентства стоят меньше своей выручки, у интернет-агентств этот мультипликатор выше единицы, — говорит аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын. Во время объявления о сделке в прессе звучали цифры $5–10 млн.
По словам Андрея Анищенко, совокупный оборот рынка digital услуг (без медийных услуг) составляет около 10 млрд. рублей ($300 млн.). Это примерно 20% рынка всей интернет рекламы.
Рынок рекламы непрозрачен, и мы можем основываться на информации только из открытых источников. Однако, если учитывать информацию из так называемых «закрытых источников» (личное общение с директорами разных компаний — Б.В.), то можно совокупно оценить бизнес пятидесяти digital агентств из рейтинга «Теглайн» в 3–5 млрд. рублей ($100–150 млн.). Мы здесь не учитываем возможные медийные размещения в биллинге этих агентств. Если предположить, что похожая сумма денег сосредоточена в BTL- и сетевых агентствах, то мы можем оценить объем digital услуг в размере 6–9 млрд. рублей ($200–300 млн.).
Темп роста рынка
По разным данным, рынок интернет-рекламы растет в год выше, чем на 50%. По данным АКАР, в 2011 году рынок интернет-рекламы вырос за год на 56%, составив оборот в 41,8 млрд. рублей.
Cреди видов интернет-рекламы больше всех «выросла» контекстная реклама, объем которой увеличился на 63%. (Так как рынок медиа тесно связан с рынком создания рекламы, то можно перенести процентный рост и на рынок маркетинговых услуг в digital).
За счет чего происходит подобный рост? В первую очередь, за счет замедления темпов роста традиционных медиа — прессы, радио, наружной рекламы и телевидения. Во-вторых, важно учесть появление e-commerce. Эта отрасль получает прибыль только при продвижении через интернет, и реклама для нее — важнейший канал для привлечения внимания посетителей, поэтому электронная торговля по-своему подталкивает развитие цифровой рекламы.
Масштаб рынка
Хотя рынок цифровых маркетинговых коммуникаций развивается в национальном масштабе, нужно учитывать, что основные заказчики базируются преимущественно в Москве. Но исполнители находятся не только в столице: в других регионах тоже есть компании — в основном, это небольшие агентства, которые работают как с московскими клиентами напрямую, так и с крупными московскими агентствами.
Стадия развития рынка
Рынок находится в стадии зарождения — как в области спроса, так и в области предложения. Можно сказать, что список и характер основных услуг прояснился только в 2010 году (сегодня новых инструментов и предложений появляется не так много). По разным оценкам, стадия развития будет длиться еще ближайшие три-четыре года.
Наличие конкурентов
Конкуренция в этой отрасли многообразная. Например, услуги по созданию сайтов в России предоставляют более 6 000 организаций. Но каждый пытается занять свою нишу: агентства имеют определенные экспертизы, которые могут назвать своим ноу-хау. Скажем, услуги в маркетинге в социальных сетях предоставляет не более 500 компаний.
Агентства, которые предоставляют комплексные услуги, а не только разработку сайтов, можно пересчитать по пальцам. Всего не более ста-двухсот компаний.
Полноценными digital агентствами мы можем назвать лишь те компании, которые предлагают ряд разных услуг. Например, минимальный набор экспертиз может выглядеть так:
- статегическое планирование;
- креатив;
- дизайн;
- клиентский сервис;
- продюсирование.
Требуемый размер капиталовложений
Чтобы войти в отрасль, необходим стартовый капитал — деньги на оплату труда сотрудников, маркетинговые инструменты продвижения. Впрочем, можно войти в отрасль, не имея капиталовложений, но уже обладая заказами.
Чтобы создать конкурентоспособное агентство, необходимы инвестиции в размере 10–20 млн. рублей в течение года-полутора. После этого периода у компании должны появиться постоянные клиенты и отлаженная структура работы с возможностью извлекать прибыль.
Структурный анализ отрасли (формы и интенсивность конкуренции)
В отрасли наблюдается четыре типа конкурентного давления на digital агентство.
1. Конкуренция со стороны других отраслей
Что интересно, на рынке digital конкуренция зависит, в первую очередь, не от качества предоставляемых услуг.
Клиентские компании имеют маркетинговые бюджеты, а выбор каналов распространения и инструментов всегда остается за клиентом. И некоторые игроки на рынке, претендуя на эти бюджеты, предлагают даже не чисто конкурентную услугу, а услугу-«заменитель». Когда маркетинговые бюджеты перераспределяются не в пользу digital среды, а, например, в пользу PR-агентства.
Можно выделить несколько типов агентств, которые предлагают услуги-«заменители»:
- медийные агентства;
- агентства традиционной рекламы (ATL, OOH);
- BTL-агентства;
- PR-агентства;
- остальные небольшие отрасли (например, директ-маркетинговые агентства, брендинговые агентства).
2. Внутриотраслевая конкуренция
Список услуг в digital достаточно велик. На этой ниве «чисто» digital агентства конкурируют со смежными отраслями.
На рынке есть компании, которые предлагают определенные услуги в digital среде. Наибольшее число таких компаний относит себя к так называемой отрасли веб-разработчиков (production house).
Компаний, которые декларируют себя как digital агентства, на рынке пока не так много. В пределах двухсот компаний в Москве и несколько компаний в регионах.
На рынке есть два ресурса, исследующих эти отрасли: www.cmsmagazine.ru и www.tagline.ru. В каталоге первого ресурса значится 4 151 компаний, предоставляющих услуги веб-разработки.
По словам главного редактора CMS Magazine Анатолия Денисова, 1 608 компаний — это студии, которые в своем портфолио разместили хотя бы одну работу, дата запуска которой относится к 2011 или 2012 годам. В реальности, говорит Анатолий, цифра больше. Но не больше, чем на несколько десятков процентов. То есть в пределах 2 000 компаний что-то производят на рынке.
3. Конкуренция, провоцируемая клиентом
Сегодня клиенты часто диктуют условия. Например, бесплатное участие в большинстве тендеров. Агентства должны предоставлять работу на тендер, а оплата будет производиться только в случае выигрыша. Также клиенты ставят условия по оплате: настаивая на постоплате, они вынуждают агентства инвестировать собственные средства в работу с новым клиентом, что, конечно, затрудняет развитие.
C одной стороны, это стимулирует здоровую конкуренцию, но с другой — повышает порог входа на рынок. Молодое агентство, не имея инвестиций, не сможет обслуживать крупных клиентов и работать с подрядчиками. Ведь они не могут на несколько месяцев «заморозить» большую сумму денег.
4. Потенциальные новые конкуренты
За последние несколько лет рынок digital услуг вырос, и интерес к нему проявляют как российские предприниматели, так и зарубежные компании, стремящиеся выйти на российский рынок.
Ознакомившись с вышеперечисленными пунктами, можно сделать вывод, что сложившаяся ситуация непривлекательна: соперничество на рынке достаточно сильно, есть барьеры для входа на рынок, а клиенты оказывают сильное давление на условия сделок.
В чем же конкурентное преимущество digital? Если говорить о ситуации с услугами-«заменителями», то маркетинговые активности в интернет-среде дают прозрачный и оцениваемый результат. Реклама в интернете, в отличие от рекламы на телевидении, может привести человека к конкретному действию — покупке товара в интернет-магазине. Поэтому остальные медиаканалы проигрывают по качеству рекламы. Можно сказать, что рынок digital еще несколько лет будет расти, отбирая доли у других отраслей маркетинговых коммуникаций. Реклама становится не конкуренцией каналов за охват, а конкуренцией инструментов за результат. И инструменты эти, в основном, находятся в плоскости digital маркетинга.
Кроме того, на рынке услуг есть факторы (отлаживание эффективности бизнеса, снижение расходов, постоянное увеличение клиентской базы, реклама и пиар), которые позволяют получать высокие доходы при условии, что вы постоянно следите за эффективностью бизнеса и проявляете деловую активность. И напоследок, на рынке пока наблюдается неудовлетворенный спрос на услуги digital агентств.
Итогом всех этих выводов становится то, что создание digital агентств и агентств стратегических макретинговых коммуникаций сегодня выгодно.
Конкурентное положение основных компаний и стратегические группы
На рынке присутствует три типа агентств:
- независимые;
- входящие в сетевые группы (WPP, Publicis, Omnicom, Interpublic, Havas, Densu);
- компании, которые связаны с теми или иными отраслями рекламы (например, с BTL).
Независимые агентства предлагают обычно одну экспертизу и определенные услуги. Такие агентства достаточно быстро справляются с задачами, имеют свои ноу-хау по оптимизации эффективности работы. К таким компаниям относится Студия Артемия Лебедева, Qsoft, Deluxe Interactive, ADV/web-engineering, Articul. Это лидеры рынка, которые имеют обороты от 60 млн. до 500 млн. рублей.
Но часто компании, подобные этим, не имеют «кредитного плеча» — возможности предоставлять долгие отсрочки платежей для клиентов. Основные заказы в этих компаниях — проектные. Таким образом, независимые агентства часто имеют горизонт финансового планирования — не более полугода (в лучшем случае).
Сетевые агентства имеют возможность пользоваться общемировыми контрактами и выходить на клиентов группы компании. Таким образом, бизнес сетевых агентств может быть легко прогнозируемым. Но из-за того, что компании входят в большие холдинги, их деятельность сильно бюрократизирована. Финансовая ответственность стоит выше, чем творчество. Поэтому работа построена только на безопасных сделках с клиентами. Они часто отказываются от экспериментов и инвестирования в новые услуги (в отличие от независимых агентств).
«Дочерние» компании, которые имеют сильную материнскую компанию в рекламной отрасли, имеют свое преимущество на рынке: клиент может выйти на них не только напрямую, но и от материнской компании. Это большой плюс, так как часто они (особенно BTL) имеют хорошие отлаженные связи с клиентами и большой кредит доверия. С другой стороны, такие компании бывают сильно завязаны на финансировании от материнской компании, поэтому есть риск, что они могут быть закрыты (в том числе, с убытками).
Ключевые факторы успеха
Одним из важнейших факторов успеха компании являются клиенты. Агентство должно стремиться к тому, чтобы в компанию поступало больше обращений от клиентов, которым нужны услуги именно этого бизнеса, обеспечивая таким образом большой выбор клиентов для агентства.
Второй важный фактор — это персонал. Люди — это основная производственная мощность агентств. Кроме того, лучшие профессионалы отрасли притягивают к себе внимание клиентов, и часто бывает так, что клиенты обращаются в агентство только благодаря репутации его сотрудников.
Третий фактор успеха — производительность, эффективность компании. Этот фактор влияет на получение прибыли.
И еще один фактор — это качество. Это субъективная величина, которую каждое агентство оценивает по-своему. Качество для клиента — это, в первую очередь, соблюдение сроков поставки. Качество для себя агентство устанавливает самостоятельно. Постарайтесь понять, что ваше агентство делает проекты того качества, которого считает нужным. То есть, в принципе, на рынке нет мерила качества или эталона. Есть набор субъективных параметров, которые определяют качество услуг агентства.
Клиенты
Одним из драйверов бизнеса производителей рекламы в интернете является модель бизнеса, построенная на типе клиентов. Агентство может выбрать тип клиентов по отрасли, географической принадлежности или культуре маркетинга.
На основе такого деления агентство может сокращать издержки на разработку рекламы. Для одинакового типа клиентов можно разрабатывать стандартные решения и алгоритмы работы, автоматизируя таким образом процессы и сокращая затраты на производство.
Крупные транснациональные компании отличаются от российских по управлению маркетингом.
Агентство может работать с представителем среднего или малого отечественного бизнеса. Но в такой ситуации, по нашему мнению, увеличивать оборот возможно только в том случае, если сокращать издержки. Тут возникает вопрос, как делать больше работы при помощи меньшего количества персонала. Этот вопрос стоит для всех креативных, digital, рекламных агентств, и решает его каждый по-своему (только если агентство не получает retainer, в этом случае выгодно делать работу помедленнее, ведь оплата производится за потраченные часы).
Важна сезонность клиентского бизнеса. Обычно в летний период маркетинговая активность многих компаний снижается. На рынке заказывают работу, по большей части, только те компании, для которых лето — это сезон продаж (мороженое, фотоаппараты, газированные напитки), но этих компаний несравнимо меньше, чем тех, кто заказывает работу в digital агентствах осенью, зимой и весной.
Поэтому агентству, чтобы пережить сезон спада, нужно либо иметь клиентов, для которых лето — это сезон продаж, либо предоставлять достаточное количество услуг, которые будут закрывать потребности бизнеса.
Нужно также при работе с крупными транснациональными клиентами учитывать инерцию. С момента первой встречи до момента получения первого платежа нередко проходит полгода. Это значит, что вы должны постоянно искать новых клиентов, чтобы иметь контракты через полгода, год.
Профессиональный опыт
Экспертиза любого агентства зависит от его сотрудников.
Дефицит кадров — это одна из самых острых проблем рынка. Нехватка квалифицированных специалистов негативно влияет не только на работу одного агентства, но и на всю отрасль. В рынок вкладываются инвестиции, которые в том числе идут на зарплаты сотрудникам (фонд оплаты труда нередко составляет 70% всех расходов компании), и часто специалистам c невысокой квалификацией платят неадекватно высокую зарплату. При этом запросы сотрудников повышаются, а эффективность — нет.
Компаниям же необходима высокая производительность труда, поэтому есть особый запрос на квалифицированных сотрудников, которые накапливают опыт и сохраняют экспертизу внутри агентства.
Ситуация такова, что современные институты, где есть отделения рекламы, не успевают за темпами развития отрасли. Таким образом, студенты-выпускники не способны сразу работать в digital агентствах. На сегодняшний день есть три учебных заведения, которые предоставляют специалистов, готовых к работе в агентстве. Это Британская высшая школа дизайна, курсы ИКРа и Академия коммуникаций.
Чтобы сохранять свои экспертизы и накапливать новые, агентству необходимо отлаживать внутренние процессы и устанавливать стандарты производства. Это помогает решать типовые задачи. Поэтому руководители компаний и отделов являются ключевыми сотрудниками для агентства, так как они следят за рабочим процессом, отлаживают взаимодействия внутри них, внедряют новые разработки.
Профессиональный опыт агентства отражается и в количестве реализованных проектов. Чем больше проектов делает агентство, тем больше ему доверяет клиент.
Если клиенту необходимо создать сайт, то он будет выбирать компанию по нескольким объективным критериям, в которые, кроме стоимости и сроков разработки, входит опыт работы компании в конкретной отрасли и конкретной услуге.
Производительность и ресурсы
Компания должна стремиться делать проекты как можно быстрее, всегда соблюдая дедлайн, — от этого зависит прибыль компании. Составление таймингов, подсчет времени каждого сотрудника — эти формальные вещи помогают оценить производительность и понять, в какой момент возникает перерасход времени на проект (а значит — возможные потери).
Что касается качества услуг, то это часто субъективный параметр. Пожалуй, для digital проекта есть два фактора, по которым можно оценить качество:
- Оценка клиента (причем, когда работа не просто принята клиентом, а когда она сослужила уже ему хорошую службу). Для оценки качества работы клиенты вместе с агентством определяют KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели, по которым измеряется успех проекта (не цели, к которым стремится агентство, а именно способы измерения результата).
- Оценка коллег в профессиональном сообществе (отзывы, рецензии, фестивали).
Чтобы получать результаты достойного уровня, можно, кроме уже названных тактик (вложения в сотрудников, работ над формализацией процессов), прибегать к диверсификации услуг.
Конечно, клиенту удобней общаться с одним подрядчиком, который предоставляет максимальное количество услуг. Но с точки зрения агентства, предоставлять много услуг — нерационально. (Во-первых, необходимо много сотрудников, чтобы развивать все направления. Кроме того, необходимо иметь достаточное количество клиентов, которые пользуются предлагаемыми услугами).
Поэтому сегодня многие компании выбирают работу со специализированными агентствами, по каждому направлению своей коммуникации с потребителями. Это благоприятная тенденция поможет небольшим агентствам существенно снизить роль обязательств перед сетевыми агентствами и даст возможность работать напрямую с клиентами.
Заработок агентств и расчет рентабельности бизнеса
Часто клиенты заказывают проекты, предлагая разовую оплату. Абонентские платежи делаются за определенный, достаточно небольшой круг услуг.
При этом на рынке появляется множество маркетинговых инструментов, новых форм и каналов продвижения. Сейчас все чаще говорят о новом типе закупок рекламы по моделям CPA (cost per action), про perfomance marketing (целевой маркетинг), про новые технологии связи digital коммуникаций с реальным миром (NFC, RFID).
Несмотря на то, что на рынке преобладают компании со специализацией, все равно ряд крупных digital агентств обладает большим перечнем предлагаемых услуг. Компании, которые открывают у себя новые услуги и выводят их как самостоятельные продукты, могут диверсифицировать свой бизнес. Таким образом, компании снижают риск невостребованности основных услуг и увеличивают свои обороты.
В этом случае для digital бизнеса может быть применима философия метода совершенствования деятельности организации (ABC-метод, Activity Based Costing). Это бухгалтерский принцип расчета стоимости различного вида услуг, когда затраты по разным видам услуг учитываются на различных счетах. В организации устанавливают виды деятельности и рассчитывают их отдельно.
Так, для запуска новой услуги внутри компании создают подразделение, которое занимается только этой услугой. Такой подход хорош, когда можно четко определить границы услуги. Например SMM (social media marketing) или разработка сайтов.
Абонентские платежи возможны на этом рынке для ограниченого спектра услуг. В основном, это хостинги, техническая поддержка сайтов, social media marketing, веб-аналитика. Тем не менее, абонентская плата является весомым фактором успеха компании. Благодаря этим услугам компании могут осуществлять долгосрочное планирование финансовой деятельности.
Перспективы отрасли и ее общая привлекательность
По нашим прогнозам, в ближайшие 3–4 года рынок производства интернет-рекламы может дойти до $500 млн. в России. При этом агентств, готовых на высоком уровне обслуживать крупные траснациональные компании, остается по-прежнему мало.
Рынок находится в стадии активного развития, поэтому в ближайшие годы стоит ожидать массового прихода новых игроков. Для компаний, которые уже находятся на рынке, это означает, что нужно выбрать стратегию поведения и научиться работать в условиях высокой конкуренции.
Большое количество услуг, спрос клиентов, развитие новых видов и форм торговли позволяет говорить о том, что digital реклама как отрасль является перспективным направлением для создания или развития бизнеса.
Рост интернет-коммуникаций
По данным TNS, бюджеты на рекламу в интернете растут на 50–60% в год. Спрос на медиаразмещения влияет и на объемы производства рекламы.
Проникновение интернета
По разным оценкам (
Выход на рынок e-commerce клиентов
Важной тенденцией рынка является то, что появился новый тип рекламодателей. Это электронная торговля: интернет-магазины, сайты, продающие контент, saas-решения, софт. Это абсолютно новые участники рекламного рынка, со своими индивидуальными запросами. В первую очередь, эти компании стремятся вкладывать в те инструменты и методы, которые позволяют четко увидеть результат коммуникации и точно посчитать возврат инвестиций. Поэтому можно предположить, что бюджеты будут расти именно на digital коммуникацию, отъедая бюджетные доли у других медиа. Этот тренд позволит появится на рынке новым специализированным компаниям.
Появление новых видов рекламы (контекстная) и технологий (RTB, DSP, SSP)
Разве можно было раньше купить на телевидении определенную целевую аудиторию, четко представляя, сколько стоит действие пользователя? Появление новых видов рекламы благоприятно сказывается на отрасли в целом: реклама уходит из области абстрактных результатов. Перед нами — четкие цифры, анкеты пользователей, точечная реклама, попадающая в целевую аудиторию.
Новые инструменты маркетинга
Новые инструменты маркетинга, позволяя делать коммуникацию более точной и измеримой, ужесточат уровень требований к постановкам целей проекта, к показателям эффективности.
Борьба за сотрудников
Борьба за сотрудников будет еще более ожесточенная, образовательные программы в digital будут еще более востребованными. Должны появиться и рекрутинговые агентства в digital.
Формирование отрасли будет продолжаться еще несколько лет. Конечно, в подобном анализе хорошо было бы увидеть и аналитику по компаниям. В рамках данной статьи мы не беремся анализировать каждое агентство, но обладая достаточными знаниями в экономике, вы можете попробовать провести свой SWOT-анализ и поделиться результатами.
Автор: Виталий Быков