Почему агентства неправильно продают стратегию, а клиенты неправильно её покупают
Директор по стратегии агентства Пленум Андрей Силин намекает, что российскому бизнесу пора продавать и покупать стратегию правильно. И вот с чего следует начать.
Отвечая на растущий спрос, в последние годы мы активно развивали продукты и услуги, которые принято относить к стратегическому маркетингу, — потребительские исследования, разработка стратегии бренда, позиционирование на рынке, коммуникационные стратегии, стратегии потребительского опыта и всё в таком духе. Сегодня я хочу поговорить о том, чем отличается подход к подобной работе от создания креатива (дизайн, реклама, нейминг). И о том, как должны поменять своё отношение к стратегическому маркетингу и агентства, и бизнес, чтобы работа не пылилась, а бюджеты не тратились впустую.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Взаимоотношения «заказчик и подрядчик»
Исторически сложилось, что агентства воспринимаются клиентами (и, увы, воспринимают себя) как подрядчики. Мы получаем ТЗ или брифы, на их основе делаем КП, в результате составляем договор, в котором максимально подробно описан состав работ и предполагаемый результат. По окончании проекта мы передаём права на пользование всем, что мы создали, — логотипы, макеты, ролики и прочее. При этом у заказчика обычно нет ни желания, ни компетенций вносить в эти творческие продукты какие-либо изменения. Можно, хоть и с оговорками, утверждать, что заказчик в состоянии более или менее объективно оценить качество работы, а агентство должно нести за эту работу полную ответственность.
Главная мысль этого пассажа: в случае креативных материалов продукт, который производит и продаёт агентство, по форме и по содержанию полностью соответствует конечному результату, который ожидает и покупает заказчик. Заказчик пришёл за логотипом, агентство его разработало, заказчик подписал акт выполненных работ, забрал логотип и довольный ушёл размещать его там, где душе угодно. Та же история с рекламным роликом и с дизайном посадочной страницы.
Со стратегическими видами работ всё не так гладко. Допустим, клиент заказал у нас разработку стратегии бренда. В парадигме взаимоотношений «заказчик и подрядчик» перед стартом проекта мы прописываем состав работ в договоре: «Презентация в формате PDF с описанием ключевых сегментов целевой аудитории бренда, их мотиваций, драйверов и барьеров». Потому что в данном случае продукт, который производит агентство, — это действительно всего лишь презентация в формате PDF. Которая по договору точно так же будет передана заказчику с тем, чтобы он дальше пошёл и... сделал что?
Вооот!
Тут и появляется главная проблема. Продукт, который производит агентство, не является тем, что на самом деле покупает заказчик. Презентация в PDF имеет для заказчика очень низкую ценность, если в процессе её разработки (интервью, встречи, воркшопы) у него не поменялось или хотя бы не стало более чётким понимание своего бренда, потребителей или рынка, на котором существует бренд. Только подвижки в сознании менеджмента влияют на позитивные изменения в бизнесе. И если владелец компании и директор по маркетингу вышли с презентации стратегии с понимаем своих потребителей и ценностным предложением бренда на устах, то им больше не нужна презентация в PDF. Они и без неё смогут прорастить это понимание в компании и заставить маркетинговые процессы работать. А вот если они вышли без такого понимания, то будьте уверены — PDF-презентацию в компании больше никто не откроет, и она будет много лет собирать пыль на полке, то есть на корпоративном сервере.
Ещё раз главная мысль: продавая стратегические продукты, мы, агентства, всё ещё продаём презентации в PDF, тогда как должны продавать осознание ситуации на рынке, ви́дение различных путей развития бизнеса и решения его проблем. И наши заказчики должны воспринимать стратегическую работу именно так — не как легко отчуждаемый продукт, который можно засунуть в рамки строгого ТЗ, а как работу по расширению собственного ви́дения и мышления с помощью специалистов, отлично разбирающихся в маркетинге.
Взаимоотношения «компания и консультант»
Я так долго подводил к этой мысли, что для большинства она наверняка уже очевидна. Когда компания приходит в агентство за любого рода стратегической работой, обе стороны должны понимать, что реальная польза будет только в одном случае, — если эта работа будет восприниматься как консалтинг. Да-да, к сожалению, в нашей стране для многих это до сих пор почти ругательное слово, но надеюсь, что отношение всё-таки поменяется (начали же наши водители пропускать пешеходов на «зебре»). На мой взгляд, самое ценное в консалтинге — это то, что в случае таких взаимоотношений клиента и агентства права на принятие решений и ответственность за последствия этих решений находятся на одной стороне, а именно на стороне клиента. Только так можно избежать тупиковую ситуацию, когда клиент принимает все стратегические решения (что написать в финальной стратегии, кто и как в компании её реализует), а агентство в итоге несёт ответственность за результат (как минимум ментально, а значит — репутационно).
Так вот, в парадигме «компания и консультант» агентство справедливо передаёт ответственность за результаты внедрения стратегии клиенту. Роль агентства — помочь клиенту в процессе осознания проблем и путей их решения, а клиент уже сам решает, что делать дальше. Логика та же, что и в ситуации с логотипом, описанной в начале. Только наоборот: там роль клиента — правильно поставить рамки и объяснить суть бизнеса, а роль агентства — собственно нарисовать логотип. При этом агентство принимает все решения, связанные с итоговым видом логотипа и, соответственно, несёт полную ответственность за результат.
Заключение
Я надеюсь, что со временем мы дорастём до описанной мной парадигмы и даже начнём разговор о том, чтобы оплачивать стратегические услуги агентства по факту потраченных часов, а не писать ТЗ на разработку позиционирования бренда.
Вот так в упрощённом виде может звучать диалог между клиентом и агентством при обсуждении новой парадигмы:
Ещё нынче принято в конце статьи давать полезные советы, так что извольте: три совета агентствам, как продавать маркетинговый консалтинг, и три совета бизнесу, как этот маркетинговый консалтинг покупать.
Агентствам:
- Не стесняйтесь обсуждать с клиентом зоны ответственности. И не берите на себя ответственность за сферы, которые вам неподвластны. Когда вы помогаете и делитесь опытом, вы не можете отвечать за результат, так как влияете на него только косвенно.
- Называйте стратегические услуги консалтингом. Потому что лопату надо называть лопатой. И чем чаще наши клиенты будут слышать это слово рядом со словом «маркетинг», тем быстрее привыкнут.
- Найдите хорошего юриста, который поможет вам составить грамотный договор на предоставление консалтинговых услуг. Не мне вам объяснять, зачем.
Бизнесу:
- Забудьте про ТЗ и шаблоны брифов, когда покупаете услуги, связанные с маркетинговой стратегией. Загоняя стратегические проекты в рамки жёсткого состава работ, вы делаете эти проекты почти бесполезными для бизнеса.
- Не перекладывайте ответственность за стратегические решения на агентство. Агентство всё же не часть вашей компании и вряд ли ею станет. Так что воплощать стратегию и отвечать за результаты всё равно придётся вам и вашей команде.
- Найдите юриста как минимум не хуже, чем у агентства.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.