Стартаперам на заметку. Идеи новых мобайл-приложений на геоданных
Основываясь на опыте работы с геоинформационными системами, директор по развитию бизнеса Everpoint Эльдар Мамедов составил список сервисов, которые уже в скором времени помогут нам экономить время и деньги.
Рекламой в картах и навигаторах никого не удивишь: люди привыкли, что гаджеты собирают информацию о нас, которая потом используется в коммерческих целях. Раз уж все мы так или иначе стали открытой книгой для наших смартфонов, мы хотим использовать это для нашего удобства.
В этой колонке делюсь идеями о том, какие геосервисы появятся уже в ближайшем будущем.
Подсказки в навигаторе
Быт людей довольно упорядочен: мы выбираем одно или несколько любимых кафе, заправок, парикмахерских или магазинов.
Каким бы маршрутом мы ни возвращались домой, за продуктами мы захотим заехать именно в «наш» магазин. Так почему бы навигатору не предложить нам ближайшую точку именно «нашей» торговой сети на нашем маршруте?
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Мобильные устройства и приложения давно научились видеть, где мы чаще всего бываем и что покупаем. Современные технологии позволяют проанализировать, в какие дни или с какой периодичностью мы ходим стричься — и предложить салон нашей любимой сети неподалеку в подходящее время. Тем не менее, пока в навигаторах можно увидеть только георекламу на маршрутах пользователей. При этом такой формат носит откровенно рекламный характер и не учитывает потребности владельца устройства.
Важный нюанс. Рекламные предложения не должны быть избыточными и навязчивыми. Всегда есть вероятность, что такой сервис начнут использовать конкурирующие компании, чтобы перетягивать клиентов, тогда сервис из удобного мгновенно превратится в раздражающий.
Заманчивые предложения
Многие любят прогуляться по городу с ароматным кофе в руке. Таким людям приложение сможет показать ближайшую кофейню по пути и сразу указать на скидки в том или ином заведении. Вероятно, в таком случае пользователь даже не будет воспринимать это как классическую рекламу. Главное, не предлагать ему каждую кофейню на пути, особенно если до этого смартфон уже зафиксировал покупку в одной из кофеен.
Пионером в этом направлении станет Google Maps: недавно компания анонсировала запуск рекомендаций — в разделе «Для вас» будут собраны интересные места: кафе, музеи, торговые центры, достопримечательности. Это будут не только известные и популярные места, но и персонифицированные предложения. Предполагается, что пользователь будет идти своим маршрутом, а сервис предложит ему рекомендации по пути.
При этом идее ещё есть куда расти. Можно оценивать не только маршрут и пользователя, но и другие факторы: погоду, время года, время суток и другие события.
Если я иду пешком и началась гроза, приложение покажет ближайший магазин с зонтами. Технически это сделать довольно просто: сервисы погоды всем известны, наше местоположение и способ передвижения — тоже.
Справка. Реклама в мобильных приложениях — самый быстрорастущий рынок рекламы в мире. По данным компании PubMatic, во втором квартале 2018 года расходы на мобильную рекламу в мире выросли на 25%, на рекламу в мобильных приложениях — на 21%. Аналитическая компания App Annie посчитала, что мировые расходы на рекламу в мобильных приложениях к 2021 году вырастут втрое (по сравнению с 2016 годом) — до 201 млрд $. А к 2022 году количество смартфонов в мире вырастет до 6 млрд единиц (+56% к показателям 2017 года). В России же рынок интернет-рекламы составляет, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, 166,3 млрд рублей, его рост ежегодно превышает 20%. И уже во втором квартале 2018 года рынок российской интернет-рекламы по объёму впервые обогнал телевизионную: общий объём интернет-рекламы вырос на 21% за полгода и составил 90,5–91,5 млрд рублей, сообщает ассоциация.
Напоминания про дела и расходы
Сервисы для упорядочивания дел и управления финансами продолжают набирать популярность. Представим приложение для автомобилиста: информация о количестве топлива передаётся в мобильное приложение, и это приложение рассчитывает, через сколько времени понадобится заправка, — а в это время навигатор находит наиболее удобную заправку. При этом можно было бы задать параметры и выбрать именно те АЗС, на которых человек привык заправляться.
Сюда же относится всё, что связано с оплатой коммунальных счетов, страховок, штрафов и прочего — отчасти такие функции уже работают, вплоть до автоматического списания с карты, но потенциал роста у этого направления огромен. Например, помог бы сервис приоретизации расходов, — он будет напоминать о покупке важных товаров (пополнение запаса лекарств, оплата коммунальных услуг и учёбы), а уже потом — напоминать об остальных покупках. Приложение будет создавать в мобильном банкинге некий резерв для приоритетных категорий товаров. Для такой функции необходима качественная синхронизация данных между разными приложениями, так что разработчикам есть над чем поработать.
Фильтр спецпредложений
Существуют компании, которые собирают о клиентах много информации, но не используют её. Так, некоторые банки хаотично рассылают предложения о кредитах, причём часто на несопоставимые суммы. Но если человек 20 раз подряд отказался от одного и того же предложения, то логично в 21 раз предложить ему что-то другое.
Некоторые компании активно переходят от SMS-рассылок к звонкам — оператор или робот настойчиво предлагают товар. Многие пользователи с радостью бы установили приложение, которое блокирует эти звонки.
Справка. По данным издания Miami Herald, число автоматических звонков, которые поступают жителям США, составляет 4 миллиардов в месяц, то есть примерно 1543 звонка в секунду. А доля мошеннических звонков выросла с 4% в 2016 году до 29%. В наступающем году этот показатель и вовсе вырастет до 45%, прогнозирует разработчик технологий блокировки и управления звонками First Orion. Американцев обманывают на 9,5 млрд долларов в год, посчитала компания Truecaller.
Параллельно начал развиваться рынок приложений, которые блокируют звонки от роботов, поэтому можно ожидать, что в будущем сервисов станет больше и работать они станут лучше. Пока же большинство таких приложений работают на основе «чёрных» и «белых» списков номеров, обходить которые мошенники давно научились.
Также будет актуален фильтр SMS-рассылок, в котором можно разрешить доступ только тем компаниям, чьими клиентами мы уже являемся. Другая полезная функция — уведомления о скидках на часто выбираемые нами товары или услуги (да, данные наших фискальных чеков — тоже доступная информация).
Прогулочные маршруты
Часто хочется, чтобы карты предлагали не только самые быстрые пешие маршруты, но и самые удобные: живописные, тихие и комфортные. Такой сервис особенно актуален в незнакомых городах. В тех же навигаторах можно будет включить режим прогулки, и тогда маршрут сформируется исходя из того, какие удовольствия можно встретить на пути: исторические здания, набережные, парки, широкие тротуары, кафе, тихие улочки — вариантов масса. Технически осуществить это можно уже сейчас, потому что почти вся необходимая информация для этого уже «зашита» в картах. Следующий уровень — дополнять эту информацию историческими справками, интересными фактами — вариантов тоже масса. Тут на помощь придут технологии дополненной реальности. Но я считаю, что в таких вещах важна умеренность. Не стоит забывать, что цель прогулок — любоваться красотой мира реального, а не виртуального.
Маршруты могут быть и тематическими или ориентированными на определённый образ жизни. Например, для ЗОЖ-активистов можно строить маршруты по актуальным данным: где сейчас проходят мастер-классы, где поблизости купить вегетарианской еды. Для этого можно ввести в картографических приложениях профиль пользователя, куда бы собиралась информация о привычках пользователя и его основные данные.
Впоследствии приложение бы «обучалось само»: запоминало информацию о местах, где человек бывает, из других приложений его смартфона и фитнес-трекеров. На основе данных кардиодатчиков, координат широты, долготы и высоты над уровнем моря, полученных от активных пользователей, прогуливающихся по горным тропам, можно собирать данные о сложности маршрута. Вся эта информация использовалась бы для рекомендаций — насколько маршрут сложный и подойдёт ли он конкретному пользователю.
Экологические и медицинские данные
В больших городах актуален сервис для отслеживания экологической обстановкой в разных районах: видеть, где наибольшая загазованность, шум, где происходили какие-то выбросы в атмосферу. Такой сервис может использоваться и в промышленных целях. Например, застройщики использовали бы его при экологической оценке места для застройки, городские власти — для организации парков и городских пространств.
Уже существует приложение французских разработчиков Plume Air Report, которое на основании данных 11 тысяч станций мониторинга по всему миру оценивает степень загрязнения воздуха в 180 мегаполисах, в том числе и в Москве. Но экологическая обстановка в разных районах Москвы может кардинально отличаться, а Plume Air Report показывает только карты в общемировом масштабе.
А приложение BreezoMeter в режиме реального времени определяет уровень загрязнения атмосферы в месте, где вы находитесь, и даёт советы по поддержанию здоровья.
Сейчас же мы ждём, когда подобная информация появится в популярных картах и навигаторах. А если сервис научится использовать информацию из других источников, то, помимо атмосферы, мог бы мониторить состояние воды, почвы, чтобы показывать, где летом безопасно искупаться, сходить на пикник, походить босиком по траве, а зимой поваляться в снегу, покататься с горки, погулять с детьми.
В эту же категорию отнесём сервис, который позволил бы держать под рукой всю медицинскую информацию о пользователе. Сейчас общая база медицинских карт есть даже не с каждой сети медицинских центров, не говоря уже о разных клиниках на разных территориях. Очень актуален сервис, позволяющий записывать информацию о себе как о пациенте, куда в онлайн-режиме добавлялись бы новые данные из других клиник. Тогда не приходилось бы вспоминать, какие последние анализы человек сдавал и какие лекарства принимал несколько лет назад, приходя на приём к новому врачу. Важно, что для реализации этой функции сами клиники должны быть заинтересованы в ней и подготовлены.
Появятся ли новые геосервисы — зависит от спроса
Технически создать подобные сервисы можно уже сейчас. Как только разработчики поймут, что на такие функции есть спрос со стороны бизнеса, стоит ожидать появления новых сервисов или обновления существующих. Здесь основной интерес бизнеса — максимально таргетирования и дешёвая реклама. Сегодня диджитал-маркетинг во многом удовлетворяет этим потребностям. В перспективе, как мы полагаем, традиционная реклама останется в довольно узком сегменте товаров: массовых или имиджевых. А основное направление продвижения обратится к способам персонализации рекламы, которая будет на 99% соответствовать нуждам человека, причём в конкретный момент времени.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.