«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию. Читайте на Cossa.ru

15 января 2019, 15:20
1

«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию

Специалист по внешним коммуникациям Proscom Полина Василькова о том, как прийти в профессию, несколько раз облажаться и всё-таки начать делать PR.

«Закрой гугл-доки и поменьше сиди в офисе». Как я пришла работать пиарщиком в веб-студию

Раньше, говоря о работе, я часто использовала слово «пиарить». Полтора года я «пиарила» российскую власть в новостях федерального СМИ, несколько месяцев «пиарила» блокчейн-платформу в соцсетях и параллельно — отдельные проекты на фрилансе. Но когда меня позвали в Proscom делать имя веб-студии, я поняла, что вообще-то знаю о PR не так уж много.

Официально я занимаюсь внешними коммуникациями почти год, и за это время я опробовала много инструментов продвижения. Но речь не о них, а об уроках, которые я вынесла, начав пиарить по-настоящему.

Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона

Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.

Узнать больше >>

Реклама. ПАО «МегаФон». ИНН 7812014560. ОГРН 1027809169585. ERID LjN8K1P7y.

Всё по порядку

Упаковка кейсов для конкурсов, выход на потенциальных клиентов, ведение соцсетей и разработка стратегии. Такими были основные блоки моей работы на старте карьеры в PR. Сначала я обрадовалась: такая многозадачность — это не писать новость за новостью весь рабочий день.

Уже в первую неделю в браузере было как минимум десять открытых вкладок, и в течение дня я переключалась с документов с проектами на страницы агентств-конкурентов на Facebook, с них — на контент-план и так далее. Сами задачи казались мне несложными, поэтому и времени я отводила на них немного.

«Да это просто тексты. Я же тысячу разных писала», — подумала я однажды, начав составлять описания кейсов для конкурса и оставив себе на это час. Но час ушёл только на изучение самих проектов, условий участия и работ-победителей. «За день пригласить на мероприятие журналистов? Легко!», — с таким настроем я разослала приглашения сотрудникам отраслевых СМИ в соцсетях и на почту. И за день я, конечно, не справилась.

Спустя пару месяцев таких провалов я поняла, в чём ошибалась. Во-первых, из-за отсутствия опыта в PR я неправильно рассчитывала время, нужное на те или иные задачи. Во-вторых, позиционирование и план с приоритетными целями я оставила на потом, а с этого стоило начать.

Чёткая стратегия, и только потом PR — об этом, кстати, упоминают и руководители digital-агентств в публикации «Как digital-агентству делать пиар».

Взгляд под другим углом

Неопытность отчасти сыграла на руку: у меня не было твёрдых убеждений о «правильных» или «неправильных» подходах в PR.

Например, мне хотелось собрать для студии больше digital-наград. Опытные коллеги советовали сосредоточиться только на двух–трёх конкурсах на слуху, но я решила охватить и менее популярные, руководствуясь в первую очередь известностью организатора. В этом был смысл: награда от Минфина и шорт-лист конкурса ООН оказались неплохим бонусом для имиджа студии.

Ещё на старте я хотела организовать собственный ивент компании с выступлением первых лиц. Но, понаблюдав за игроками рынка, быстро от этой идеи отказалась: digital-сфера больше любит тусовки, чем лекции, и слушать о чужих успехах никому не интересно.

Вместо этого я предложила коллегам провести товарищеский футбольный матч. Вторая команда набралась быстро: на предложение сыграть в течение пары дней откликнулись от разработчиков до топ-менеджеров других компаний. Матчем мы убили двух зайцев: заявили о своей открытости и неформальности, а заодно отдохнули от работы.

Я и сейчас считаю, что не стоит зацикливаться на самых известных способах рассказать о компании. Нестандартный подход может принести не меньше пользы с точки зрения PR, чем проверенные пути.

Коммуникабельность обязательна

Из всех представлений о пиарщиках, которые у меня были до прихода в профессию, только один оказался не стереотипом: общаться приходится действительно очень много.

Мой первый опыт нетворкинга состоялся спустя неделю работы в веб-студии — на церемонии награждения Tagline. Спустя час на мероприятии я общалась с третьим или четвертым представителем digital-агентства. И внезапно поймала себя на мысли: мы больше говорим за жизнь, чем о кейсах.

Тогда я посчитала это ошибкой неопытного пиарщика. Сейчас я считаю, что диалоги шли в правильном ключе. Хорошие отношения с людьми, с которыми я познакомилась, продвигая веб-студию, выстроились именно из-за взаимной готовности общаться не о работе и вне работы.

Например, журналисты скорее откликнутся на предложение того пиарщика, с которым успели познакомиться и наладить коммуникацию. Другие студии и агентства будут голосовать за компанию в рейтингах и помогать продвижению, если знают людей, которые за ними стоят. Я не понимала этого, когда целыми днями сидела за ноутбуком и креативила. Я понимаю это сейчас, когда участвую в различных отраслевых мероприятиях и знакомлюсь всё с большим количеством людей.

PR-менеджер — в некотором смысле амбассадор своей компании. Если она позиционирует себя открытой к диалогу и сотрудничеству, то и человек, который делает PR, должен быть открытым. И совет генерального директора: «Закрой наконец свои гугл-доки и поменьше сиди в офисе», — я считаю лучшим советом для пиарщика. Особенно начинающего.

Предыдущий опыт не бесполезен

Ещё год назад мне казалось, что пиарщик — это специалист «во всех областях и ни в каких». Сейчас я понимаю, что это просто стереотип. Но я рада, что пришла в новую профессию с компетенцией в другой области.

Во-первых, в совокупности у меня было почти три года работы с текстом различных жанров и форматов: от новостных заметок до продающих лендингов. И компании не пришлось учить меня, как оформлять кейсы, в каком стиле вести соцсети и подавать информацию о нас на сайте.

Во-вторых, после работы в крупном СМИ у меня осталось много полезных контактов и представление о том, как не нужно вести себя с журналистами. Часто пиарщики пытаются попасть в издание, не особо разбираясь, кому именно и зачем они пишут — мол, просто сделайте из этого пресс-релиза публикацию. И когда я пришла работать PR-менеджером, то не пыталась повторить этих ошибок коллег по цеху.

Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, я часто общаюсь с практиками PR и маркетинга, иногда изучаю теорию. Собственный опыт работы в других сферах помогает мне быстро справиться с частью задач. А чужой опыт — не допускать дальнейших промахов. И я думаю, это оптимальная схема погружения в профессию PR-менеджера. Тем более, если вы в ней такой же новичок, как и я.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is

✉️✨
Письма Коссы — лаконичная рассылка для тех, кто ценит своё время: cossa.pulse.is