Держим оборону от собирателей чужого трафика с помощью товарных знаков
Инструкция + общие рекомендации по составлению претензий. Продолжение статьи Боремся с «рекламой по конкурентам» в AdWords и «Директе».
Закон жизни: когда онлайн-проект становится достаточно заметным на рынке — либо органически, либо с помощью эффектной и запоминающейся рекламной кампании — он также привлекает к себе повышенное внимание профессиональных собирателей чужих кликов. Они охотятся за трафиком в основных каналах привлечения клиентов — в вебе, в контекстной рекламе и в социальных сетях.
Имея под рукой зарегистрированный товарный знак, собирателям можно успешно противостоять. В остальных случаях серьёзных юридических рычагов для воздействия на конкурентов практически нет.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Веб
Ситуация. Сайт — самая очевидная мишень для собирателей чужого трафика. На попытки отъёма посетителей их может спровоцировать любая медийная активность, связанная со всплеском популярности и упоминаемости конкретной онлайн-площадки.
Уже почти классическим в этом смысле стал кейс ДелоБанка. После охватной рекламной кампании в интернете появилось множество сайтов, которые так или иначе использовали бренд ДелоБанка и перенаправляли трафик на партнёрские программы других банков. Инициатор кампании достаточно быстро разобрался с «неавторизованными» сайтами, хотя кое-какие отголоски конкуренции за трафик ещё встречаются. Например, заглушка по адресу http://delobank.ru предлагает посетителю перейти на страницу банка Точка.
Нередко мишенью собирателей чужого трафика становятся организации, находящиеся на пороге или в процессе больших перемен.
Так случилось с сетью Техносила, которую поглотила другая сеть — М.Видео. Новый владелец перестал использовать бренд Техносила, чем воспользовался некий онлайн-предприниматель, создавший сайт http://tehnosila-store.ru: площадку, которая ежемесячно собирает более 35 тысяч посещений (87% — из поисковых систем, с высокой вероятностью брендовый трафик), он использует для рекламных размещений Яндекс.Директ и Google.AdWords.
Решение. Начать противодействие охотникам за чужим трафиком имеет смысл с подготовки претензии. Если нарушение непосредственно на самом сайте — например,в дизайне использован ваш товарный знак, то в первую очередь необходимо составить обращение к хостеру. В нём следует указать, что на конкретном сайте без вашего разрешения используются принадлежащие вам средства индивидуализации.
Обращение к хостинг-провайдеру — достаточно мощный инструмент, поскольку в рамках российского законодательства хостинг-провайдеры несут ответственность за нарушение интеллектуальных прав, имеющее место на поддерживаемых ими ресурсах, на общих основаниях. То есть — как если бы они сами использовали ваш товарный знак без вашего ведома и согласия. Для обеспечения собственной безопасности хостингу, не получившему внятных пояснений от потенциального нарушителя, разумнее прекратить размещение спорного сайта. Безусловно, ваш оппонент может перенести сайт-клон на абузоустойчивый хостинг, но ваше обращение точно создаст ему проблемы — хотя бы временные.
Параллельно вы можете направить претензию в адрес администратора домена и лица (физического и/или юридического), фактически его использующего. Отсутствие ответа в течение 30 дней, либо неисполнение ваших требований по претензии является основанием для обращения в суд. Правда, можно обойтись и без претензии вовсе, если для вас принципиально важно разобраться с нарушителем в суде, и вы не планируете требовать возмещения убытков.
Аналогичная логика действует в том случае, если для ловли вашего трафика применяется доменное имя, похожее на ваше. Если вы планируете возмещать убытки — направляете администратору доменного имени претензию. В ней объясняете, что ваш домен защищён товарным знаком, и имеете законное право рассчитывать на то, что суд при разбирательствах окажется на вашей стороне. Надо дать адресату те же 30 дней на ответ и/или на выполнение ваших требований, а по истечению этого времени — составлять исковое заявление в суд.
Самое главное — не забудьте принять обеспечительные меры. На сайте Координационного центра национального домена сети Интернет по этому поводу есть толковая инструкция и шаблоны документов. Если обеспечительных мер не принять, администратор доменного имени быстро сменится, и разыскивать ответчика вы будете бесконечно долго.
Контекстная реклама
Ситуация. Инициированная третьими лицами рекламная кампания, где в объявлениях указывается ваш бренд, а ссылка ведёт на сторонний сайт, может расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. А это уже «двойная сплошная» в рекламных технологиях, пересечение которой грозит нарушителю разбирательствами с Федеральной антимонопольной службой.
В досудебном порядке бороться с этим можно, направив заявление в ФАС или просто претензию в адрес недобросовестного рекламодателя.
Вдобавок к этому, Google AdWords располагает собственной системой административного урегулирования, в рамках Google Trademark Compliance. Американская компания, как правило, чутко реагирует на такие запросы, но гарантировать, что модераторы выловят все объявления с нарушениями, нельзя.
В Яндекс.Директе рассчитывать на позитивное решение вопроса и вовсе не приходится — в российском законодательство рассматривает деятельность Директа как технической платформы и никаких санкций к нему как информационному посреднику не предусматривает.
Решение. Парадокс, но часто прекрасно работает прямое обращение к рекламодателю-нарушителю. Очень часто перехват трафика в канале контекстной рекламы происходит из-за шаблонной работы агентства, которое настраивает рекламу для нарушителя «по конкурентам» — чтобы собрать максимум трафика и перевыполнить заявленные KPI.
На Cossa по этому поводу уже была соответствующая заметка.
Заказчик рекламной кампании может быть даже не в курсе, и когда ему укажут на нарушения, он, скорее всего, выполнит ваши законные требования. Если же нарушитель молчит и не исправляет то, что вы требуете по закону, для вас это повод обратиться в ФАС или в суд.
Социальные сети
Ситуация. Цель создания «неофициальных» групп в социальных сетях та же, что и в истории с сайтами-клонами — перехват трафика.
Решение. Обычно подобные вопросы решаются через администрацию социальной сети — практически у всех площадок есть разработанная политика в области защиты товарных знаков и интеллектуальных прав в целом. Однако, поскольку сроки рассмотрения претензий самой социальной сетью не регламентированы, в случае затяжного разбирательства, пострадавшей стороне имеет смысл обратиться в ФАС или в суд.
Вместе с тем, судебной практики по нарушениям, связанным с размещениями в социальных сетях, не очень много. Это говорит об эффективности рассмотрения претензий пользователей. Следовательно, обращением к администрации социальной сети лучше не пренебрегать — получится быстрее и проще, чем добиваться справедливости по решению суда.
Эффективность такого шага, как обращение в поддержку по нарушению товарных знаков, на своём опыте испытал разработчик Валерий Киркиж. Вместе с сайтом он создал официальную группу клиники в сети VK, но после смены руководителей клиники обнаружил, что прав на группу у него больше нет. В диалоге с представителем техподдержки выяснилось, что представитель клиники предоставил свидетельство на товарный знак. Поскольку название клиники фигурировало в названии группы и на аватарке, сообщество было передано ему вместе с правами создателя на основе действующего законодательства Российской Федерации.
Одно только наличие зарегистрированного товарного знака обеспечивает интернет-предпринимателя мощным орудием борьбы за свой трафик. Впрочем, неправильно представлять его только как некую «перчатку бесконечности», по щелчку которой все недобросовестные конкуренты превращаются в прах. С точки зрения этичного бизнеса товарный знак — это, в первую очередь, подтверждение вашей добросовестности. Оно говорит о вас как о предпринимателе, который знает цену такой тонкой материи, как объекты интеллектуальной собственности, а потому не нарушает ничьи права на ранее зарегистрированные знаки.
Общие рекомендации по правильному составлению претензий
Если это веб-страница или соцсети
1. Убедиться, что нарушение происходит именно для тех товаров и услуг, на которые у правообладателя есть исключительные права — согласно свидетельству на товарный знак.
2. Зафиксировать нарушение. Если правообладатель нацелен на бескомпромиссную борьбу, то для фиксации нарушения нотариально заверяются страницы сайта с каждым примером нарушения. Это может потребоваться в суде при доказательстве нарушения, если его уже не будет на сайте. Расходы на заверение сайта можно истребовать в качестве убытков.
3. Определить лицо, которому можно обращаться с претензией в случае выявленных нарушений. Администратора доменного имени и хостинг-провайдера можно найти через сервис WhoIs. Если администратором сайта является физическое лицо, то узнать его данные можно только через адвокатский запрос, что потребует дополнительного времени. Для пабликов и групп в соцсетях можно смело обращаться к администраторам.
4. Также если правообладатель настроен серьёзно, и адресат претензии является юридическим лицом, то претензию лучше направить не только по электронной почте, но и дублировать физическим письмом — заказным отправлением с уведомлением (или курьерской почтой), чтобы исключить вероятность её неполучения адресатом.
5. В претензии важно указать возможные пути решения проблемы, а также ответственность, которая может наступить для адресата, в случае если он не предпримет никаких действий в ответ на претензию.
Как составить жалобу в Google AdWords
1. Убедиться, что нарушение относится именно к тем классам МКТУ, для которых зарегистрирован товарный знак, правообладателем которого является заказчик.
2. Убедиться, что нарушение относится именно к той территории (стране), в которой зарегистрирован товарный знак правообладателя.
3. Убедиться, что нарушение представлено именно в тексте объявления и не является «ключевым словом».
4. Уточнить, на какие именно объявления и рекламодателей распространяется жалоба; и напротив, какие уполномоченные лица (рекламодатели) могут с согласия правообладателя публиковать объявления.
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.