Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина. Читайте на Cossa.ru

25 июня 2019, 15:10

Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина

Как корабль назовёшь, так Роспатент его и одобрит.

Защищай меня полностью: три ошибки регистрации товарных знаков для интернет-магазина

В прошлых публикациях мы подробно рассмотрели, как именно товарный знак помогает онлайн-предпринимателям отстаивать свои права в интернете. Зарегистрированный в Роспатенте бренд может стать мощным оружием как при борьбе с рекламой по конкурентам, так и в противодействии собирателям чужого трафика

При этом, конечно, самым важным юридическим щитом для интернет-магазина становится защита доменного имени, которое тоже регистрируется в качестве товарного знака. Правда, в такой регистрации немало подводных камней. Отсутствие представления о них может обойтись дорого: вы можете случайно оказаться без защиты вовсе или получить права на «половинчатый» товарный знак, фактически не охраняющий ваш домен.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Ошибка № 1. «Общеупотребимые слова не защищаются»

Самые лучшие домены для интернет-магазинов с однородным товарным предложением — конечно же, домены «со значением». Потребители хорошо запоминают домены, созвучные их любимым товарам, а поисковики охотно поднимают сайты в выдаче.

Правда, в обмен на любовь и узнаваемость владельцам звучных доменных имён приходится жертвовать их защитным потенциалом. Гражданский кодекс запрещает получать исключительные права на товарные знаки, прямо описывающие продаваемые с использованием этих брендов товары или услуги. Нередко предприниматели, почитав статьи в интернете, толкуют этот запрет ещё более жёстко: «У нас в домене общеупотребимое слово, на него товарный знак получить нельзя!»

Это ошибка. Любое слово или словосочетание, которое имеет словарное значение, вполне можно регистрировать для обозначения тех товаров и услуг, к которым оно прямого отношения не имеет. «Магазин игрушек» зарегистрирован для маркировки шоколада, а «Такси» — в частности, для чая и кофе. Просто товарные знаки регистрируются не для всего на свете, а по определённым классам Международной классификации товаров и услуг (наподобие ОКВЭД для регистрации товарных знаков).

Регистрация товарных знаков интернет-магазинов при отсутствии собственного производства выполняется всегда по одному-единственному классу — классу № 35, относящемуся к продажам товаров и услуг третьих лиц. И, как показывает практика Роспатента, операция по регистрации значимых доменов в этом случае очень часто вполне успешна.


Номер товарного знака Изображение товарного знака Ссылка на сайт правообладателя
614081 101sauna.ru
622355 101TEA 101tea.ru
628213 папироска.рф

Правда, как и в любом процессе, в который вовлечены люди и их субъективное мнение, процесс экспертизы Роспатента не всегда приводит к одинаковым результатам. Поэтому иногда мы сталкиваемся и с отказами в регистрации товарных знаков для подобных доменных имён. А в других случаях можно наблюдать успешно состоявшиеся регистрации товарных знаков для, на первый взгляд, совершенно общеупотребимых товаров — например, для венских вафель (охраняемых именно для товара «вафли», а не каких-нибудь духов) или кондитерских изделий «Муравейник», права на которые в России принадлежат одной конкретной компании.

Ошибка № 2. «Нужно больше классов МКТУ»

Итак, в заявку на регистрацию товарного знака добавлен 35-й класс. Всё уже почти готово, и вдруг вы задумываетесь, почему бы не зарегистрировать товарный знак по более широкому перечню товаров и услуг, благо разница в пошлине +1750 ₽ за каждый новый класс, что уж явно дешевле, чем базовый платёж за первый класс регистрации в размере 10 500 ₽. Это тоже ошибка. Соблазн «застолбить» побольше места для своего товарного знака в разных классах часто ведёт к неприятным последствиям.

В чём риск? Предположим, вы являетесь владельцем доменного имени frukt.ru и открыли на нём онлайн-магазин по продаже свежих фруктов с доставкой. Казалось бы, что может быть логичнее, чем подать заявку сразу по парочке классов — например, по классу № 35, относящемуся к деятельности магазинов, и, например, по классу № 31, включающему свежие фрукты. 

Однако, как мы недавно узнали, для фруктов frukt.ru точно будет описательным — и вашей заявке откажут, причём, скорее всего, «до кучи» завернут и 35-й класс тоже: продавать-то вы фрукты будете, теперь экспертизе всё понятно и допускать такого непорядка категорически нельзя. Это пример того, как жадность губит хорошие заявки. Правда, иногда она их губит хитро — так, что владелец интернет-магазина по неведению может этого и не заметить.

Всё дело в том, что в зарегистрированный товарный знак могут входить элементы, на которые правовая охрана не распространяется. Такие элементы называются «неохраняемые». Например, в товарных знаках № 629691, №  657812, № 362711 к неохраняемым элементам относится надпись «Интернет-магазин».

Но, если в случае с «интернет-магазином» всё более-менее понятно (и не обидно), то совсем не так радужно выглядит ситуация, в которой правовой охраны лишается сам домен.

Ошибка № 3: «Добавим доменное имя в изображение товарного знака»

Итак, как мы только что выяснили, в состав обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака, могут входить как охраняемые, так и неохраняемые элементы. Наиболее «популярный» неохраняемый элемент при регистрации доменных имён — это доменная зона (.РФ, .RU и подобные). Это разумно, поскольку ни одному лицу не могут принадлежать исключительные права на доменную зону — даже в двух зарегистрированных товарных знаках Координационного центра национального домена сети Интернет, являющегося национальной регистратурой доменных имён, элементы .РФ, .RU включены в качестве неохраняемых (товарные знаки № 505635 и № 558724).

Когда в качестве неохраняемого элемента в товарном знаке выступает сам домен, это ошибка. Она действительно опасна для владельца доменного имени, поскольку в этом случае регистрация товарного знака никак не меняет статус правовой охраны вашего домена — у вас как не было на него исключительных прав, так и не появится.

Зато вы получаете полные права на изображение товарного знака в целом, часто вместе с замысловатой картинкой, которую вам порекомендовали нарисовать в целях повышения шансов на успешную регистрацию товарного знака. Но и после благополучной регистрации ваша ключевая бизнес-задача — защита домена — не будет решена. Ведь нарушением ваших прав будет только воспроизведение зарегистрированного товарного знака в целом (вместе с картинкой), а не использование его словесной части в доменном имени. 

Так и получается, что товарный знак вроде бы есть, а защита у него неполноценная, «половинчатая», потому что бо́льшая часть нарушений в Интернете связана с использованием сходных слов, а не картинок. И при отсутствии прав на слово, образующее домен, легитимных способов противостоять его использованию в рекламе по конкурентам или тайпосквоттинге просто не будет.

Вот примеры регистраций товарных знаков в отношении доменных имён, в которых непосредственно домен включён в состав товарного знака в качестве неохраняемого элемента.


Номер товарного знака Изображение товарного знака Неохраняемый элемент
427389 КАРНИЗЫ.РФ
534074 ТЕПЛИЦЫВСЕМ.РФ
465584 Врачи РФ

Будьте внимательны и получайте охрану для ваших доменных имён. Впоследствии вам это точно пригодится. Например, в случае упомянутых уже товарных знаков 101TEA, 101SAUNA и ПАПИРОСКА.РФ — словесные обозначения всегда являются охраняемыми (за исключением элемента «.РФ»). На практике, это обеспечивает возможность реальной защиты их владельцев от злоупотреблений ловцов чужого трафика. Причём защита работает даже в том случае, если хитрые нарушители используют не тождественные, а похожие обозначения — например, такие, как 102TEA, 1001SAUNA и ПАПИРОСКА45.РФ.

Чеклист: выбираем и защищаем доменное имя для интернет-магазина

1. Самый простой способ избежать всех сложностей, описанных в этой статье, — сразу выбрать как можно более оригинальный домен для своего интернет-магазина. Не стоит выбирать действительно «говорящие» названия типа «магазин-игрушек» или “online-store” — защитить их не получится. Намного лучше выбрать выдуманное слово или слово, ассоциативно связанное с теми товарами и услугами, которые вы планируете продвигать на площадке своего интернет-магазина.

2. Перед тем, как регистрировать выбранное доменное имя, не забудьте проверить наличие аналогичных ранее зарегистрированных товарных знаков. Возможно, придуманное вами доменное имя нарушает чьи-то законные права — хотя вы пока об этом даже не догадываетесь.

При проверке учитывайте, что товарные знаки интернет-магазинов охраняются по 35-му классу Международной классификации товаров и услуг. Это значит, что вы никоим образом не нарушаете права лиц, у которых товарные знаки зарегистрированы по другим классам (в онлайн-поиске вы всегда сможете настроить фильтр по классам МКТУ, чтобы такие регистрации отсеять из результатов поиска).

3. Если всё ОК и никаких противопоставлений вашему доменному имени не найдено — целесообразно зарегистрировать права на соответствующий товарный знак. При регистрации товарного знака, не удивляйтесь тому, что вам едва ли удастся получить правовую охрану для элементов .рф или .ru. Однако стоит помнить о том, что регистрация красивого обозначения со множеством изобразительных элементов, включающего ваше доменное имя в качестве неохраняемого — с точки зрения защиты прав на домен никакой ценности не имеет.

4. В том случае, если вы всё-таки выбрали доменное имя, прямо характеризующее вид товаров, продающихся в вашем интернет-магазине (ПАПИРОСКА.РФ, 101TEA или подобное) — будьте сдержанны, не набирайте при регистрации много классов и подавайте скромную заявку в отношении продаж, по 35 классу. В конце концов, вы всегда сможете подать ещё одну заявку после успешной регистрации этой.

Если остались вопросы — буду рада ответить на них в комментариях либо по электронной почте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is