Как использовать аналитику в онлайн-кассах для увеличения прибыли
Как соответствовать законодательству и увеличить прибыль своего бизнеса.
С 1 июля практически весь бизнес должен использовать онлайн-кассы, как требует того закон. Разбираемся, как предпринимателям использовать аналитику современных онлайн-касс, чтобы увеличивать прибыль.
Сегодня бизнес воспринимает кассу как прибор для расчётов с клиентами и контроля со стороны ФНС, однако современная онлайн-касса (смарт-терминал) — это не менее многофункциональное устройство, чем смартфон, который давно перестал быть просто телефоном и объединил функции связи, персонального компьютера, навигатора, видеокамеры и прочего.
На самом деле онлайн-кассы могут быть очень полезны для бизнеса сами по себе и за счёт своей товароучётной системы — программы, которая подключена к устройству, обрабатывает данные с кассы и составляет подробную аналитику продаж.
Опрос предпринимателей, использующих товароучётную систему МТС Касса, показал, что их доход за время использования программы увеличился в среднем на 15–20%. Во многом увеличение прибыли связано с грамотной маркетинговой стратегией предпринимателя, которую он строит, исходя из реальной аналитики своих продаж.
На примере товароучётной системы МТС Кассы рассмотрим, какая аналитика доступна в программе и как её можно использовать для увеличения прибыли.
Рейтинг ликвидности товаров/услуг
Эти данные говорят о потребностях и предпочтениях клиентов. Иными словами, рейтинг показывает, какие товары востребованы у клиентов бизнеса, а какие — нет.
Что с этим делать?
Ознакомившись с этим отчётом, проанализируйте местоположения товаров. Переставив менее популярные позиции на более просматриваемые места или ближе к кассе, вы сможете увеличить их продажи и избежать списания просрочки. Либо запустить акцию, сделать скидку — повысить привлекательность товара в глазах клиента. В то же время можно постепенно повышать цену ликвидных позиций.
Пример. В продуктовом магазине в топ-10 неликвидных товаров оказался консервированный тунец с овощами, при том, что обычный консервированный тунец продаётся отлично. Тунец с овощами — не знакомый покупателю товар. Продавец запустил скидочную акцию и рекламу на этот товар, параллельно поднял цену на популярного тунца в собственном соку и разместил эти две позиции на одной полке. Покупатель, заинтересованный ценой, покупал новый для себя продукт и одновременно с этим брал хорошо знакомые ему консервы, что позволило поднять продажи неликвидной продукции и получить больше прибыли с хорошо продаваемой.
Динамика продаж
Этот отчёт показывает рост и падение потребительской активности. Смотреть показатели можно за любой период.
Что с этим делать?
Находить закономерности в росте и падении продаж, отслеживать сезонность. Отмечайте резкие всплески и падения продаж и анализируйте — что происходило в этот период, какие праздники были «на носу», какая погода, кто стоял за кассой и так далее. Используйте полученные знания для своих маркетинговых активностей.
Пример. Вы заметили, что в предпраздничные дни отлично продается определенные марки шоколада. Перед следующими праздниками спланируйте акцию и предложите покупателям покупать набор «шоколад плюс шампанское» за две недели до праздничной даты. Этот же отчёт позволяет проанализировать результативность подобных акций.
Контроль за персоналом (мотивация кассира)
Оценивать личную эффективность каждого сотрудника можно по нескольким показателям — время работы, число продаж и возвратов, реализация необходимых товаров и наборов. Мотивация каждого работника рассчитывается автоматически с учетом числа продаж и возвратов каждого. Так, контролировать персонал можно удалённо из любой точки планеты — не обязательно стоять у каждого над душой и приезжать каждый день с проверками.
Что с этим делать?
Имея перед глазами эту аналитику, управляющий может принимать решения об увольнении или поощрении, делать премии, либо проводить мотивационные программы, а также смотреть, как это влияет на работу персонала.
Пример. Вы замечаете, что в день работы одного из сотрудников всегда значительно более низкая выручка, чем в другие дни. Попросите коллег проследить за тем, как работает сотрудник, поговорите с ним лично. Возможно, у него есть проблемы со знанием ассортимента или ему просто не интересно работать у вас и его пора отпустить в «свободное плавание».
Средний чек
Средний чек позволяет понять, сколько в среднем денег оставляет покупатель в магазине. Чтобы вычислить это значение, нужно разделить оборот магазина на общее количество чеков. Средний чек даёт возможность судить о том, правильно ли построена ценовая и ассортиментная политика организации, эффективен ли маркетинг и мерчандайзинг. Товароучётная система рассчитывает этот показатель автоматически за любой период.
Что с этим делать?
Внедряйте самые разнообразные маркетинговые активности и следите за размером среднего чека в вашей компании. Вы удивитесь, почувствовав, как сильно средний чек влияет на выручку вашей компании.
Пример. Система показывает, что в чайном магазине большим спросом пользуется чай Basilur, а конфеты «Ласточка» в последние месяцы продаются очень плохо. Из этих товаров можно скомпоновать набор и продавать его с 10% скидкой. Сумма среднего чека увеличится, а невостребованные конфеты скорее уйдут с полки. Расположите набор на самом видном месте, продвигайте его в наружной рекламе, с помощью рассылки спецпредложений, пропишите соответствующие скрипты для сотрудников. Сформируйте несколько подобных наборов. Динамика роста среднего чека покажет, насколько выбранная в стратегия была правильной.
Отчёт по остаткам
Этот отчёт позволит отследить количество товаров и расходных материалов не только на одной конкретной точке, но и по всей сети, а также на складе.
Что с этим делать?
Регулярно следите за остатками в сети и своевременно перекидывайте излишки с одной точки на другую, где образовался дефицит. Так, у вас не возникнет ситуации, когда востребованный товар внезапно закончился.
Пример. В одной и кофеен начало заканчиваться печенье ручной работы. Владелец кафе заметил, что на точке их осталось всего 10 штук. Печенье явно пользуется популярностью у посетителей кафе, и предприниматель срочно заказал новую партию печения и на всякий случай перекинул в эту точку часть пирожных с другой точки, на случай, если заказчик не успеет испечь новую партию печенья. Кофейня не должна оставаться без выпечки. Для этого он посмотрел — на какой из точек осталось больше всего пирожных. Для анализа остатков в системе потребовалась 1 минута — все данные выгрузились автоматически.
Современная товароучётная система позволяет вести бизнес грамотно, осмысленно и опираясь на актуальную аналитику. Помимо этого, она выполняет значительную часть функций маркетолога, товароведа, кладовщика, бухгалтера и администратора. Технический прогресс позволяет не только сэкономить на зарплатах, но и минимизировать ошибки, обусловленные человеческим фактором.
Партнёрская публикация
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.