Ясно-понятно: как строить коммуникацию в B2B
Алексей Коваленко, стратег агентства Dotorg, рассказал, как сделать текстовую коммуникацию в B2B (на сайте или в презентации) эффективной.
Вам знакома ситуация, когда вы заходите на сайт партнёра и не понимаете, что вам пытаются рассказать? Вы тратите время, продираясь через сложные предложения и технические детали. А вам нужно просто найти подтверждение, что с этими ребятами можно работать, что они понимают ваши проблемы и смогут их решить.
Подавляющее большинство компаний говорит о себе не то, что хочет слышать их потребитель. Вот типичный пример текста welcome-баннера IT-продукта:
«Гибкая самонастраивающаяся система автоматизации. Повышает комфорт и безопасность. Снижает энергопотребление. Даёт возможность самостоятельной установки и настройки систем автоматического управления в доме, квартире и офисе».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На самом деле это текст про устройство, которое можно подключить в любую розетку и управлять всеми приборами, которые находятся в комнате.
Возникает та самая ситуация, когда менеджер на встрече должен первые 30 минут объяснять, что мы не дебилы, и только после этого заниматься продажей.
Первая причина таких проблем в том, что люди, отвечающие за коммуникацию, находятся внутри системы. Они много думают о своем продукте, влюблены в него и им кажется, что всё понятно. Но на выходе получается целое полотно текста, в котором без ста грамм и телефонного звонка не разберёшься.
Вторая причина — непонимание, для кого пишется сообщение. В B2B это почти всегда руководители: генеральный директор, технический директор, директор по продажам или по маркетингу. Именно они принимают решение, на них ответственность, и они владельцы денег.
Мы провели сотни интервью с такими людьми, типичный портрет выглядит так.
Ценят: экономию времени, эффективность затрат, целевые продуманные расходы, индивидуальное предложение.
Избегают: Хаоса и неопределенности, потери времени, неэффективных решений, потери контроля.
Хорошая коммуникация для лиц, принимающих решение, выглядит так.
Немного теории
Теперь давайте разберемся в теории. Мы используем модель SCORE, которую модифицировали под анализ коммуникации. Эта модель для эффективного сбора информации, она помогает исследователю быстро погрузиться в картину мира клиента. Она также работает и наоборот, сообщение структурированное по SCORE — эффективно и убедительно передаёт смысл. Итак, у нас есть лицо принимающее решение (ЛПР).
-
У него есть текущее состояние А, которое описывается рядом проблем.
-
Есть желаемое состояние В, которое описывается результатом, к которому стремится наш ЛПР.
-
Есть процесс перехода из текущего состояния в желаемое. Что должно произойти, чтобы мы переместились из точки А в точку B? (Функция вашего продукта).
Эффективное предложение в B2B строится через результат и через решение проблем.
Давайте разберём несколько примеров сообщений:
-
мы автоматизируем производственные процессы;
-
мы разрабатываем стратегии брендов.
Это всё описание процесса, которое не даёт понимания, чем занимается компания или человек. Давайте теперь эти описания дополним проблемами и результатом.
Пример 0.1
-
Процесс. Автоматизируем технологические процессы.
-
Проблема ЛПР.
- Я не контролирую себестоимость.
- Теряю средства из-за систематических сбоев (времени, ресурсов).
- Аварии и простои оборудования.
-
Результат.
- Хочу знать, что происходит на предприятии.
- Хочу видеть, сколько и каких ресурсов потребляется.
- Хочу больше времени уделять стратегическим задачам, а не рутине. Сокращение времени на выполнение процессов.
Как бы выглядело хорошее сообщение:
«Решение Х для автоматизация позволит вам точно знать, что происходит на предприятии (результат) и принимать решения вовремя, избегая аварий и излишнего износа оборудования (решение проблемы)».
Пример 0.2
-
Процесс. Разрабатываем стратегии брендов.
-
Проблема ЛПР.
- В компании назрели изменения. Как измениться, не потеряв важное, и усилить свои рыночные позиции?
- В компании кризис — теряем долю рынка и клиентов. Как системно подойти к решению проблем и выбору пути?
-
Результат.
- Туман рассеивается, понятно, куда и как идти.
- Достижение финансовых результатов.
Как бы выглядело хорошее сообщение:
«Если в компании назрели изменения и пришло время перейти на новый уровень (проблема), разработка стратегии бренда поможет правильно выбрать направление для развития (результат)».
Или так:
«Если ваша компания теряет долю рынка, конкуренты поджимают — разработка и реализация стратегии бренда поможет достичь желаемых финансовых результатов и защититься от конкурентов».
Ещё примеры
Большинство компаний не умеют о себе рассказывать. Давайте наберём в поисковой строке Яндекса «автоматизация производства» и изучим сайты в выдаче.
Пример 1
«Автоматизация производства 1С (описание процесса).
Автоматизация производственных предприятий оптимизирует операции, которые связаны с учетом затрат и расчетом себестоимости, управлением основными средствами и ремонтами, планированием, закупками и так далее. (описание процесса)».
Как исправить.
Если вы сталкиваетесь с проблемой учёта затрат и расчёта себестоимости (проблема), автоматизация производственных процессов (описание процесса) позволит вам держать под контролем расходы и себестоимость продукции (результат).
Пример 2
«Разработка автоматизированной системы управления на заказ. Программный комплекс для оптимизации различных технологических процессов. (описание процесса)».
Как исправить.
Разработка автоматизированной системы управления (описание процесса) увеличит эффективность производства на 10% (результат). Снизит расходы на управление оборудованием на 10% (результат).
Пример 3
«Комплексная автоматизация технологических процессов и производств. (описание процесса) Повышение эффективности производства за счёт сокращения издержек при полном контроле над производством (результат)».
Хорошее описание, коллеги — молодцы.
Пример 4
«Автоматизированная система управления производством, запасами на производстве и складах. В систему Replenishment заложен уникальный алгоритм мирового класса Demand Driven Material Requirements Planning (описание процесса)».
Как исправить.
Автоматизированная система управления производством и запасами (описание процесса) позволяет на 20–40% сократить расходы на хранение, доставку и перемещение запасов (результат).
Где брать проблемы и результат?
Это тема для следующей статьи. Если коротко, то есть несколько способов.
Первый — поговорить с вашими клиентами, спросить, с какими проблемами они сталкиваются и к какому результату стремятся. Второй — устроить со своей командой мозговой штурм по методике семантического проектирования.
Рекомендую отталкиваться от проблем, а не от результата. По нашему опыту, это более эффективно. Обычно на В2В-рынках пока на горизонте не появилась проблема, никто не будет совершать лишних телодвижений.
Выводы
-
Описание услуг на В2B-рынках адресовано лицам, принимающим решения. А значит, текст должен отталкиваться от проблем, с которыми сталкиваются ЛПР или от результата, к которому они стремятся.
-
Ролевая модель «руководитель» предполагает типичные проблемы, связанные с эффективностью, контролем, экономией времени и ресурсов.
-
Используйте в описаниях трехчастную структуру: есть проблема, есть описание процесса (ваш продукт), и есть результат.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.