Как провести конкурс в Facebook и не облажаться
Проведение конкурса, лотереи, стимулирующей акции в социальных сетях — один из самых популярных способов увеличить вовлеченность пользователей, создать «шум» и получить новых подписчиков. Но не все так просто…
Для многих маркетологов и SMM-менеджеров становится сюрпризом тот факт, что проведения конкурсов, стимулирующих акций и прочих рекламных мероприятий регламентируются не только правилами (или их отсутствием) социальных сетей и других площадок, но и законами РФ.
Гражданский кодекс
Так как с законами в компаниях имеют дело юристы, то после того, как конкурс или акция, казалось бы, продуманы до мелочей, лучше все-таки проконсультироваться с ними. Юристы вынесут свои рекомендации, и вы сможете устранить все недочеты и «узкие места», подстелив себе тем самым соломку.
Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!
Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.
Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.
Успейте приобрести пакет до повышения цены!
Юристы — это хорошо, но базовые вещи о проведении рекламных и стимулирующих мероприятий в социальных сетях должен знать любой маркетолог и SMM-менеджер. Организация и проведение подобных мероприятий в онлайне регулируются на основании гражданского кодекса РФ и его 57-й главы в частности.
Основные моменты:
1. Обязательно нужно написать правила, содержащие всю информация об организаторе конкурса, способе и сроках регистрации для участия в нем, количестве призов, порядке определения победителя и получения призов. Данные правила необходимо опубликовать.
2. Собственно, затем идет сам конкурс, определение победителей, выдача призов и публикация результатов конкурса.
3. Если профит победителя превышает 4 000 рублей, то об этом нужно оповестить налоговую инспекцию по форме справки 2-НДФЛ.
Кроме того, существует и закон РФ «О рекламе», предъявляющий к конкурсам и акциям сходные требования. Особое внимание стоит обратить на статьи 5 (общие требования к рекламе) и 9 (реклама о проведении стимулирующих мероприятий).
Неисполнение требований законодательства может повлечь за собой внушительные денежные штрафы.
Правила проведения конкурсов в Facebook
По сути, официальные правила социальной сети запрещают проведение любых конкурсов и акций, которые хоть как-то можно ассоциировать с Facebook. Это значит, что нельзя проводить конкурсы на страницах брендов и обычных пользователей, использовать «лайки» в качестве механизма голосования и сообщать результаты победителям посредством личных сообщений, постов в хронике пользователей и комментариев к ним.
Зато разрешено просить пользователей зачекиниться в кафе, магазинах или призывать установить какое-либо приложение. Плохая новость для организаторов фотоконкурсов — для участия в соревнованиях нельзя просить пользователей загружать фотографии на стену.
i. Promotions on Facebook must be administered within Apps on Facebook.com, either on a Canvas Page or a Page App.
ii. Promotions on Facebook must include the following:
a. A complete release of Facebook by each entrant or participant.
b. Acknowledgment that the promotion is in no way sponsored, endorsed or administered by, or associated with, Facebook.
c. Disclosure that the participant is providing information to [disclose recipient(s) of information] and not to Facebook.
iii. You must not condition registration or entry upon the user taking any action using any Facebook features or functionality other than liking a Page, checking in to a Place, or connecting to your app. For example, you must not condition registration or entry upon the user liking a Wall post, or commenting or uploading a photo on a Wall.
iv. You must not use Facebook features or functionality as a promotion’s registration or entry mechanism. For example, the act of liking a Page or checking in to a Place cannot automatically register or enter a promotion participant.
v. You must not use Facebook features or functionality, such as the Like button, as a voting mechanism for a promotion.
vi. You must not notify winners through Facebook, such as through Facebook messages, chat, or posts on profiles (timelines) or Pages.
Все промо-активности должны проходить только в специальных приложениях (можно использовать приложения-вкладки). Однако в России мало кто читает правила, так что в итоге, чуть менее, чем все конкурсы и стимулирующие акции, проводимые отечественными брендами, каким-либо образом нарушают правила.
Вот пример недавней акции Промсвязьбанка, которая вслед за реакцией представителя Tele2 Александра Блохина, вызвала шквал комментариев SMM-специалистов:
Для того, чтобы побороться за приз (новый iPad mini), пользователи должны нажать «Лайк» странице компании в Facebook и «поделиться новостью» об акции.
Как видим — рекламное предложение нарушает как многие пункты правил Facebook, так и законы РФ:
Еще один пример — представительство компании LG в России, которое проводило лотерею среди подписчиков своей страницы. Чтобы получить возможность выиграть приз — смартфон LG Optimus Black — участнику было необходимо написать комментарий со своим именем под анонсом конкурса на странице LG Russia. Затем победитель выбирался случайным образом.
Очевидно, что в этом случае правила Facebook явным образом нарушены, хотя законы РФ соблюдены — написаны и опубликованы посредством заметки в соц. сети правила конкурса.
Пример, иллюстрирующий нарушения правил Facebook — фотоконкурс, проводимый журналом Glamour совместно с сервисом скидок Groupon. В правилах, опубликованных посредством создания события в соц. сети, сказано, что для участия в конкурсе женщины должны опубликовать фотографию на странице в Facebook. Далее победители определялись посредством голосования подписчиков — ими стали те участники, фотографии которых набрали больше лайков.
Как видим, здесь нарушается требование, запрещающее использовать «лайки» в качестве механизма голосования.
Примеров, где нарушаются правила, можно найти множество (сложнее будет найти, где не). Однако стоит отметить, что существуют специальные (в том числе бесплатные) приложения, которые позволяют проводить конкурсы и стимулирующие акции (например, Easy Promos).
Правило обложки
Еще одно частое нарушение — картинка на обложке страницы (Cover), которая появилась в профилях с приходом Timeline. Facebook накладывает ограничения (пункт Page Features — Cover правил) на содержание внешнего вида. Кроме оскорбляющей, недостоверной информации, запрещается размещать какие-либо коммерческие предложения, призывы к действию вроде «скачать программу по адресу» и так далее.
За все эти нарушения Facebook может заблокировать страницу. Пресс-служба соц. сети сообщила Cossa.ru, что подобные случаи рассматриваются отдельно, после чего принимается решение о блокировке/не блокировке страницы. Других комментариев получить не удалось.
Судя по тому, что такие крупные бренды как Промсвязьбанк и LG могут идти в обход правил Facebook, нужно очень постараться, чтобы вашу страницу заблокировали. После IPO Facebook топ-менеджеры соцсети не раз говорили о своем желании увеличить капитализацию компании, а активная работа по отслеживанию нарушений могла бы негативно сказаться на отношениях с представителями брендов.
Ссылки по теме:
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный)
SocialMedia Examiner
facebook.com (1, 2, 3, 4, 5)
Как юридически правильно организовать конкурс в Facebook