CusDev и CJM — долго, дорого, ох@енно. Вот и нет. Инструкция для малого и среднего бизнеса от агентства Na meste
Инструкция и кейс по разработке Customer Journey Map. Кейс (строительная ниша, новый продукт) принёс авторам с десяток инсайтов. А они принесли их нам. Дмитрий Артемов из агентства Na meste предупреждает: теория в статье для новичков, а практика — для всех.
CJM (Customer Journey Map) и CusDev (Customer Development) набирают популярность. Если не знаете, что это — прочтите в другой статье. Карта пути клиента даёт понимание, в каких каналах настраивать рекламу в первую очередь. Зачем это надо? К примеру, чтобы не разбазаривать деньги на гипотезы и лишние тесты.
Ради интереса введите запрос „CJM“ и посмотрите выдачу по картинкам. Примеры CJM каких компаний вы там видите? Верно, крупных.
А что делать малому и среднему бизнесу? Упрощать процесс и вытаскивать из него только самое главное — где обитают ваши клиенты и какие у них триггеры.
Предупрежу, что статья для тех, кто ещё не проводил CusDev или не строил CJM. И сразу говорю — это сокращённый вариант исследования, чтобы вы могли быстро провести и найти для себя точки роста.
Для того, чтобы сделать то, что описано в статье, вам понадобится:
- поддерживать температуру тела в районе 31 градуса;
- понимать, что такое интерес к клиенту;
- знать хотя бы примерно, как настраиваются рекламные каналы.
Конечно же, любой опытным маркетолог всегда проявит экспертизу и с ходу скажет, куда стоит инвестировать рекламный бюджет. При этом практика CJM и CusDev показывает, что 10 клиентов могут дать больше инсайтов, чем прожжённый маркетолог.
CusDev. Как подготовиться
Ваша задача — получить идеи, где и как цеплять клиентов. Всё понятно, Кэп — скажете вы.
Окей, окей, это очевидно. Но чтобы это получить, надо подготовиться.
Вот, как это делаем мы.
-
Отбираем по 10–15 клиентов со средним LTV для каждой услуги или продукта.
-
Если вы только начинаете бизнес или у вас узкая база, берите всех подряд и проводите интервью.
-
Выбираем самого располагающего к беседе сотрудника. Интервьюер должен говорить мало, больше слушать и следить за ходом беседы.
- Осознаём, что для клиента ваш продукт нужен, чтобы Jobs to be done (JTBD).
- Ещё раз — это работа, которую продукт выполняет для клиента.
- И крайний раз — ваш продукт нанимают на время выполнения работы для клиента.
-
Пишем короткий скрипт приветствия, цели общения с клиентом и списком вопросов.
-
Связываемся с клиентом и предлагаем пройти интервью лично (или хотя бы по видеосвязи). Это нужно для приятного расположения клиента и беседы.
-
Если клиенты отказываются, предложите им бонус или плюшку, но не увлекайтесь. Часто клиенты готовы пообщаться просто так.
-
Даём с собой интервьюеру диктофон или объясняем, как записывать беседу с помощью телефона.
-
Тестируем в офисе пробное интервью и слушаем качество записи.
-
Заставляем интервьюера заучить суть всех вопросов наизусть. Это важно, потому что он будет беседовать с клиентом, а не опрашивать.
- Осознаём, что люди знают, в чем их проблемы, но не знают, как их решить.
- Настраиваемся говорить с людьми о их жизни, а не о вашем продукте.
-
По графику отправляем интервьюера на беседы с клиентами. Не забудьте дать ему маску :–)
CusDev. Что спрашивать
Самый простой способ узнать у клиентов то, что вам интересно — спросить. Да, всё так просто.
Для начала берём стандартные вопросы CusDev. Если хотите, дополните их нужными именно вам.
-
Где сейчас вы решаете свою проблему? Сколько заплатили за это решение? Довольны? Нет? Расскажите?
-
Как вы понимаете, что решили вашу потребность? Что для вас является успехом?
-
Что произойдёт, если вы не сможете решить вашу потребность/проблему или не достигнете успеха в её решении?
-
Что при выборе решения доставляет вам неудобство? С чем приходится справляться каждый день?
-
Расскажите про последний раз, когда вы сталкивались с этими сложностями. Как часто это происходит?
-
Почему это было тяжело? Какие у этого были последствия?
-
Какую эмоцию вы испытывали в этот момент? Опишите её.
-
Оцените силу эмоции по 10-бальной шкале. Что для вас 10-ка?
-
Какой контент вы обычно потребляете в интернете? Где читаете новости? Почему именно там? Что вам нравится в этом ресурсе?
-
В какой социальной сети вы зарегистрированы? Где проводите больше времени? Где читаете новости? Почему именно там? Что вам нравится в этом блогере?
-
На каких блогеров вы подписаны? Кого считаете кумиром? Кого постоянно читаете? Почему именно его? Что вам в нём нравится?
Это стандартные вопросы. И если ваш интервьюер будет задавать больше вопросов по ходу беседы или уточнять ответы клиента, это круто.
Самое важное в интервью — живой интерес. У интервьюера должно быть желание встать на место клиента и понять его.
В среднем такая беседа занимает час при встрече (+ 20 минут поздороваться и поговорить о погоде) и 30–40 минут по видеосвязи.
CusDev. Как делать выводы
Если наш коллега возвращается в хорошем настроении, то интервью прошло хорошо и такую информацию мы берём для изучения. Пока интервьюер под впечатлением от встречи, попросите его законспектировать суть того, что он услышал от клиента, и отметить, где можно зацепить такого клиента и какую работу выполняет ваш продукт для клиента.
Также отдайте записи интервью коллеге с аналитическим складом ума. Ну знаете, их всегда ищут на HH, у вас такой наверняка есть. Его задача будет найти закономерности в ответах клиентов.
Имея данные, на каких ресурсах клиент ищет решение проблемы и вдохновение, и какие эмоции он при этом испытывает, вы сможете понять, какие триггеры нужно показывать таким клиентам. Что делают триггеры? Верно, запускают цепочку поведения, ведущую к JTBD.
Что со всей этой инфой делать? Ага, читать дальше и строить карту пути клиента.
CJM. Как строить карту
Тут всё просто — расположите площадки, на которых обитает ваш клиент в порядке приближения к JTBD.
Обычно все клиенты проходят 5 стадий (ха, почти как с принятием горя).
Осознание проблемы → Сравнение решений → Сравнение вариантов → Цены/Отзывы → Транзакция.
Так выглядит соответствие площадок, где обитает клиент с его приближением к покупке продукта.
|
Осознание проблемы |
Сравнение решений |
Сравнение вариантов |
Цены/ Отзывы |
Транзакция |
|
---|---|---|---|---|---|---|
|
Статьи | Статьи | Статьи | Отзовики | Ваш сайт |
|
|
|
Обзоры | Звонки с брейнфакингом менеджерам по продажам | Агрегаторы | Звонок + Счёт по email |
|
|
|
|
Рейтинги | Маркетплейсы | Маркетплейс |
|
|
|
|
Обзоры | Обзоры |
|
|
|
|
|
|
|
Jivosite |
|
|
|
|
|
|
Telegram, WeChat |
|
|
|
|
|
|
Мобильное приложение |
|
|
|
|
|
|
VK pay |
|
Вам должны быть интересны крайние две стадии, Цена/Отзывы и Транзакция — это самый горячий спрос и самые быстрые продажи. Греть клиента на этапе сравнения решений или сравнения вариантов это долго, дорого и ох... ну вы поняли.
А теперь просьба к вам: напишите в комментах, что предпринимателю нужно делать на площадках с ценами и отзывами, чтобы получить конверсии? И что нужно делать на площадках с транзакциями, чтобы получить продажи?
CJM. Настраиваем рекламу в обратном порядке CJM
Оооо, уже слышу: «Хватит уже этой мутной теории, давай, рассказывай, как настраивать рекламу! Бууу! Или мы пойдем читать другую статью!».
Рекламные каналы запускаем в противоположную сторону CJM.
|
Транзакция |
Рекламный канал |
Цены/Отзывы |
Рекламный канал |
|
---|---|---|---|---|---|
|
Ваш сайт |
Я.Директ Google ADS FB ADS |
Отзовики |
РСЯ КМС |
|
|
Звонок + Счёт по email |
Я.Директ Google ADS |
Агрегаторы |
РСЯ КМС |
|
|
Маркетплейс | Спецразмещения | Маркетплейсы | Спецразмещение |
|
|
FB ADS | Обзоры | YouTube |
|
|
|
Jivosite |
Я.Директ Google ADS |
|
|
|
|
Telegram, WeChat | Платное размещение в пабликах |
|
|
|
|
Мобильное приложение |
UAC Я.Директ |
|
|
|
|
VK pay | VK ADS |
|
|
|
И бонусный совет. Помните 5 стадий выбора клиента? Я солгал, есть шестая.
Осознание проблемы → Сравнение решений → Сравнение вариантов → Цены/Отзывы → Транзакция → После покупки/Допродажи.
После покупки запустите ретаргетинг и ремаркетинг в РСЯ и КМС и FB Audience network на аудиторию с покупками. Таргетируйте на них дополнительные услуги, товары и ваш сервис.
Кейс: CJM для нового продукта в строительной нише
На российском рынке недавно появился замечательный новый продукт — современные и технологичные подпорные стены Redi Rockers. Поскольку продукт новый, его не ищут и нужно показывать клиентам, знакомить с ним. Этот фактор повлиял на выбор рекламного канала.
Мы с ребятами работаем с самого начала и, честно признаться, начали мы неверно — создали сайт, провели оптимизацию и сидели ждали индексацию. Ну так себе решение, признаём.
На этапе старта у клиента были записаны конкурентные преимущества продукта:
- высокая механизация;
- прохождение экспертизы с 1 раза;
- антивандальность;
- высокая скорость монтажа.
Круто? Круто! Но не для конечного клиента, потому что за таким УТП клиенты почти не обращались...
Нам всем это надоело, и мы описали профили клиентов. В итоге получилось 6 профилей и у каждого около 3 разновидностей. Для каждого профиля расписали ценности, которые создаёт продукт — по сути то, за что они готовы заплатить. Всё было написано с нашей точки зрения и требовало проверки гипотезы.
- Проектировщик.
- Муниципальный управляющий.
- Архитектор.
- Ландшафтный дизайнер.
- Генеранльный подрядчик.
- Конечный клиент.
- Частный строитель.
Да, я знаю, что мы придумали 6 профилей, а перечислил я 7. Рассказываю почему.
Покажу пример одного профиля: конечный клиент.
Для проверки гипотезы мы связались с несколькими клиентами и задали два-три простых вопроса, чтобы узнать, почему они выбрали наши подпорные стены.
Из ответов мы построили CJM для этого профиля.
Вдобавок, в ответ посыпались инсайты:
- они нам показались надёжными;
- они эстетично выглядят;
- они быстро монтируются;
- их можно разобрать и переставить в другое место, если нужна перестройка.
И тут мы почуяли разницу в том, что важно продавцу в продукте, а что важно клиенту. И для продолжения исследования мы настроили рекламную кампанию в FB ADS с картинками (вы ведь помните, что продукт новый и его нужно показать).
Так выглядит реклама для частных клиентов:
Результат получился довольно приемлемый — 460 рублей за заявку.
И, вуаля, на сцену вваливается, как медведь на бал, 7-й профиль клиента — частные строители! Они реагировали на те же критерии, что и частные клиенты, потому что они работают на частных клиентов.
Но формат их общения был иной: им сразу подавай прайс-лист, они уже всё знают, на вопросы не отвечают. Мы поняли, что у них такая манера вести переговоры и ещё мы поняли, что у каждого есть 10-12 проектов в год. А это значит, что они могут продавать вместо нас и вполне уместна агентская схема работы.
Мы вооружились вопросами для CusDev.
- Что для вас важно в подпорной стене?
- Что вашим клиентам важно в подпорной стене?
- Опишите процесс, как вы создаете проект и заключаете контракт с вашими клиентами.
В качестве продолжения мы настроили рекламную кампанию также в FB ADS на частных строителей и получили стоимость 300 рублей за заявку.
Вывод
Вся процедура должна занять у вас от силы 2 недели. Если у вас одна-две услуги, постарайтесь уложиться в одну неделю.
Когда вы настроите рекламу, не старайтесь продать по каждой входящей заявке, продолжайте изучать своих клиентов.
Источник фото на тизере: Nathaniel Shuman on Unsplash
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.