Чеклист: как компании получить грамотный расчёт по digital-проекту. Читайте на Cossa.ru

10 сентября 2020, 14:45

Чеклист: как компании получить грамотный расчёт по digital-проекту

Егор Сизяков, управляющий партнёр Hawking Bros, рассказывает, как подготовиться к первому после карантина высокому сезону и найти диджитал-подрядчика.

Чеклист: как компании получить грамотный расчёт по digital-проекту

Клиенты в digital с каждым годом становятся всё более грамотными. Однако доля неподготовленных заказчиков всё ещё велика. Часто это тормозит работу уже на этапе пресейла.

За 6 лет работы мы закрыли больше 400 проектов и поучаствовали в сотне тендеров, поэтому можем рассказать, как лучше готовиться к пресейлам, чтобы сэкономить время и бюджет. Надеемся, что в преддверии активного, да еще и постковидного сезона, статья будет полезна.

1. Что желательно иметь при себе

Как только вы задумались о поиске digital-агентства, не спешите открывать Google или Яндекс. Вместо этого подумайте над двумя задачами.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Описанные бизнес-цели проекта

Или хотя бы понимание того, что компания хочет получить на выходе. Например, «охватить аудиторию 50+ с помощью веб-версии приложения» или «разработать новый сайт и увеличить продажи/количество регистраций на 25%» — это бизнес-цели.

А «сделать красивый сайт», «увеличить прибыль компании» звучит слишком размыто. Начните с цели. То, как её достичь, уже находится в поле нашей экспертизы. Также рекомендация: не стоит сразу рисовать прототипы, дизайн или подбирать шрифты. Порой это только усложняет работу агентств.

Если же подрядчик согласится использовать ваши макеты, то бюджет на проект может быть больше, чем если бы все делалось с нуля.

Понимание сроков старта и окончания проекта

Такие вещи тоже лучше сразу озвучивать, так как сроки непосредственно влияют на стоимость и планирование проекта. Это может показаться странным, но часто информация о дедлайнах всплывает на финальных этапах тендера, что заставляет игроков пересмотреть своё предложение.

Например, у вас сложный проект по разработке высоконагруженного интернет-магазина. Вышедшим в финал 2–3 участникам вы заявляете, что надо запуститься за 3 месяца. Это как заявлять, что за это время нужно выучить японский и сдать все три ступени экзамена. Звучит фантастично. И на практике такого тоже не бывает.

Дорогая, сначала бизнес-цель, потом дизайн

2. Обращайте внимание на специализацию

Перед тем, как звать кого-то в тендер, стоит посмотреть на ценовой сегмент агентства, на его локацию и количество сотрудников. Например, если заказывать оценку проекта у лидера рынка и параллельно у мелкой студии из маленького города, то у первого стоимость проекта может быть в 5–7 раз больше. Поэтому нет смысла идти в агентства топ-уровня, если единственный критерий для вас — цена. Это будет лишней тратой времени.

То же самое и со специализацией. Кто-то занимается только дизайном, кто-то только backend-разработкой, а кто-то работает исключительно с крупными компаниями. Если обратите внимание на позиционирование, то сразу сможете отсечь заведомо неподходящих подрядчиков.

Нам, например, до сих пор приходят заявки на SEO-продвижение, хотя за все 6 лет работы SEO мы никогда не занимались и даже не планировали.

А вы точно работаете только с крупными проектами?

3. Используйте единый оценочный лист и определитесь, нужна ли вам детализация

Вам лучше сразу донести до агентств, по каким критериям ведётся отбор, кто ещё участвует в тендере (желательно), в каком виде вам лучше присылать материалы (смету, КП и так далее).

Последнее особенно важно — не указав формат, вы получите 10 смет с разной детализацией и, скорее всего, с разным бюджетом. И по итогу потратите неделю на то, чтобы просто разобраться в них, обсудить с командой и получить детализацию.

Мало кто из компаний так делает, хотя это действительно экономит время и силы. Плюс с таким подходом вы, скорее всего, получите меньший разброс по ценам. Кто-то из разработчиков предпочтёт подробно расписать каждую статью расхода, а кто-то ограничится простыми формулировками в духе «вёрстка», «дизайн» и так далее.

Только не говори, что опять не составил оценочный лист для тендера

4. Примерное BRD: не оставляйте его напоследок

Есть клиенты, которые ещё до запуска проекта более-менее представляют себе, как всё должно работать. Но этим ви́дением надо делиться с агентством, опять же, на этапе пресейла. Иначе в дальнейшем вас ждут столкновения вашего ви́дения с экспертизой подрядчика. Если есть понимание того, как должен работать сервис — озвучивайте сразу и обсудите с командой.

Хочу услышать три слова: «Я подготовил BRD»

5. Как оценивать портфолио: пара советов

Часто компания пытается найти подрядчика, у которого в портфолио есть с десяток проектов аналогичных тому, который она хочет запустить. Доходит до крайностей: некоторые заказчики ищут портфолио с проектами вроде заводов по производству радиоаппаратуры.

С таким подходом подрядчика можно искать вечно. Если у вас интернет-магазин бытовой техники, то не ставьте обязательным пунктом наличие 10 проектов для ваших конкурентов или для вашего рынка. Вы вряд ли найдёте такое агентство.

Совет тут один: не перегибайте. Находите проекты с похожим функционалом или решениями.

Конечно, легче сориентироваться, когда в портфолио есть похожие работы. Но не сужайте требования слишком сильно. Если агентство работало с интранетами для крупной финансовой компании, то наверняка сможет взяться за аналогичный проект для сегмента FMCG.

Пока вы это читаете, в мире грустит один подрядчик, портфолио которого не посмотрели

6. Скажите сразу обо всех блокерах, которые могут мешать в работе

Даже о неочевидных. Это позволит не тратить время на заведомо ненужную коммуникацию и работу с агентствами, которые не подходят.

Сроки подписания документов могут стать блокером для старта работ. Или обязательное наличие не самых очевидных лицензий и сертификатов. Или особые условия договора о порядке и сроках оплаты/штрафных санкциях.

Например, нам пару раз на финальных стадиях пресейлов отказывали из-за локации: мы живём и работаем во Владимире. Как-то раз клиенту нужна была студия именно из Санкт-Петербурга. При этом он сам позвал нас в тендер, просто не посмотрел на город.

Сказали о всех блокерах до начала работы? Вы восхитительны!

Источник тизера: Patrick Fore on Unsplash

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is