Считается, что онлайн-маркетплейсы — одна из наиболее перспективных ecommerce-отраслей. Однако две третьих из них закрываются в первый год. Илья Горбаров из агентства Атвинта рассказывает, как избежать ошибок при разработке и продвижении.
Маркетплейс — бизнес-модель, которая предполагает создание площадки и развитие веб-сервиса, где встречаются продавец и покупатель. Сам веб-сервис становится местом проведения сделок, а владелец маркетплейса зарабатывает на проценте от этих сделок. Известные примеры таких интернет-проектов: Авито, AliExpress, Booking, Ozon.
И хоть онлайн-маркетплейсы — одна из наиболее перспективных ecommerce-отраслей, две третьих из них закрываются в первый год. Так себе статистика с учетом стоимости разработки и маркетинговых расходов на запуск проекта. Рассказываем, как избежать ошибок при разработке и продвижении маркетплейса, чтобы проект выжил.
Главный плюс маркетплейса в том, что большой выбор товаров или услуг от разных поставщиков привлекает больше клиентов, чем отдельные интернет-магазины. А поставщикам удобнее предлагать товары и услуги в маркетплейсе, где уже есть спрос, чем создавать и продвигать свой сайт или интернет-магазин.
Еще один плюс бизнес-модели: в классическом варианте маркетплейс снимает с владельца проблемы с доставкой, общением с покупателем, урегулированием проблем с заказами. Все это ложится на поставщиков, а собственник маркетплейса занимается привлечением пользователей и развитием онлайн-площадки.
Разработка и запуск маркетплейса требует значительной сумме инвестиций на старте.
Во-первых, разработка веб-сервиса обойдется не меньше, чем в 1 миллион рублей. Во-вторых, придётся одновременно привлекать и удерживать как покупателей, так и поставщиков. То есть маркетинговый бюджет нужно закладывать двойной.
Нивелировать риски помогает тщательная аналитика на старте, быстрый запуск онлайн-сервиса, а также привлечение пользователей на ранних этапах.
Быстро запуститься позволит разработка минимальной рабочей версии продукта (MVP). А уже после старта можно и нужно развивать функциональность маркетплейса.
В среднем разработка MVP маркетплейса займет 3–4 месяца. Это время включает весь процесс от этапа аналитики и проектирования до дизайна и непосредственно разработки, если оперативно согласовывать каждый этап.
Составляющие каталога:
В карточках товаров необходимо дополнительно предусмотреть поля для информации о поставщиках: бренд или имя, контактные данные, условия доставки и возврата.
Внутри:
Здесь же предусмотреть возможность безопасных покупок, а также защиту платежных данных.
Обязательные функции в административной панели:
В нише довольно сильная конкуренция. И прежде чем реализовать такой продукт, нужно удостовериться, что идея свести потребителей и тех, кто продает товар или услугу, действительно актуальна, причем для обеих сторон: и для продавцов, и для покупателей.
При разработке сервиса для молодоженов и свадебных организаторов Karavai Party мы сначала реализовали публичную часть сайта и личный кабинет для организаторов.
Вторым шагом провели рекламную кампанию для привлечения на платформу исполнителей — ведущих, музыкантов, фотографов, оформителей. Этим мы проверили, насколько удобно и интересно исполнителям размещать информацию о своих услугах. После того как эта гипотеза была проверена, приступили к разработке и проектированию личного кабинета для молодоженов и начали развивать функциональность планировщика свадьбы.
Маркетплейс можно реализовать на готовых платформах, а можно выбрать индивидуальную разработку на фреймворке. Первый вариант актуален, если у вас очень небольшой бюджет для запуска или нужно быстро проверить гипотезу.
Неправильно выбранная технология может сильно сузить возможности дальнейшего развития: у готовых решений меньше гибкость. Кастомизировать их окажется дороже и хлопотнее, чем разработать веб-сервис на фреймворке с нуля.
Мы разрабатывали сервис Buzz.im, платформу для покупки продажи рекламы в телеграм-каналах.
Еще до обращения к нам владельцы сервиса реализовали его на шаблонной платформе и проверили, есть ли спрос. После чего уже вложились в кастомизированную разработку.
С таким дизайном сервис был запущен для проверки спроса:
Так выглядит сервис теперь:
В процессе разработки вы можете увлечься и придумывать все новые и новые функции, которых не было в контурах проекта. Каждая из них будет казаться очень важной для того, чтобы обогнать конкурентов. Однако в этом случае есть шанс так и не запуститься. Или все деньги уйдут на разработку, а на привлечение пользователей денег уже не останется.
Рекомендуем на старте расставить приоритеты, сделать упор на создание и запуск MVP. А остальные фичи дорабатывать после запуска маркетплейса, когда уже появятся первые пользователи.
Разрабатывали сервис продажи деталей для автомобилей. В процессе один из руководителей постоянно подсматривал у конкурентов новые функции и способы реализации, а потом настойчиво просил их внедрить. Контуры проекта разрастались вместе со сроками. Вместо нескольких месяцев разработка заняла больше года. За это время появились новые конкуренты, а прежние успели занять существенную долю рынка.
Тревожный итог: цена привлечения пользователей теперь настолько высока, что развитие проекта под вопросом.
Успех маркетплейса напрямую зависит от того, насколько легко пользователю разместить или найти товар, добавить его в корзину, связаться с поставщиком, оплатить. Все эти моменты решаются за счет проектирования и дизайна. Неудобный интерфейс снижает конверсию в покупку, повышает процент незавершенных заказов, приводит к оттоку покупателей и поставщиков.
Удобный и функциональный дизайн интерфейса — одна из составляющих успеха маркетплейса. Он помогает привести пользователя к целевому действию и превратить посетителя в постоянного пользователя.
Взгляд на процесс покупки рекламы глазами пользователей позволил разработать максимально удобную витрину и личные кабинеты рекламодателя и владельца канала.
Личный кабинет покупателя рекламы:
Личный кабинет поставщика услуги:
Почему 85% стартапов прекращают свою деятельность? Потому что мало сделать продукт, необходимо заранее спланировать и заложить бюджет на привлечение пользователей. А в случае маркетплейса — это как минимум два отдельных направления продвижения: для продавцов и для покупателей.
Так, через год после запуска сервис для молодоженов Karavai Party ушел с рынка — владельцы не заложили достаточный бюджет для привлечения самих молодоженов. Организаторов и исполнителей на площадке было достаточно, но создать спрос не удалось.
Запуск собственного маркетплейса имеет — это как плюсы в долгосрочной перспективе, так и риски при запуске.
Как снизить стартовые риски:
Рекомендуем не экономить ни на одном из этих пунктов — именно от них зависит, окупятся в итоге инвестиции в проект, или ваш маркетплейс пополнит грустную статистику. Успехов!