Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager. Читайте на Cossa.ru

26 ноября 2020, 13:12

Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager

Сергей Мацнев, директор проектного офиса в Sifox, рассказывает о сходствах и различиях двух профессий.

Кто такой Project Manager

Должность руководителя проекта существует довольно давно. Профессия хоть и не древнейшая, но на строительстве пирамид протопроджекты скорее всего уже задействовались. Официально эта роль была стандартизована в 1960-е в США, тогда же появился институт управления проектами PMI.

BOSS BUSINESS LEADER

Источник

Для понимания роли менеджера проектов важно уточнить, что такое проект. Согласно определению PMI,

проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.

Проект имеет жёсткие временные рамки, а его результат уникален — это и отличает проект от процесса, и очень важно не путать эти понятия. Здесь легко показать разницу на примерах:

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!


Проекты Процессы
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора Подключение новых тарифов абонентам
Внедрение CRM в компании Работа сотрудника продаж в CRM-системе
Строительство моста Эксплуатация моста
Создание нового iPhone Производство каждого отдельного iPhone на заводе

Круг задач и обязанностей проджекта с одной стороны понятен, а с другой может быть весьма размыт. Если говорить в общем, проджект-менеджер руководит командой проекта и отвечает за то, чтобы результат проекта:

  • соответствовал заявленным изначально требованиям;
  • был получен в заявленные сроки;
  • был получен в рамках заявленных затрат.

В рамках решения этой задачи руководитель проектов может иметь дело с различными юридическими вопросами, закупками, работой с подрядчиками. Ему приходится улаживать конфликты, решать споры как внутри коллектива, так и вне его, выставлять приоритеты, договариваться с заказчиками, реагировать на всевозможные изменения требований, сроков, стоимостей — в общем, постоянно решать самые разные проблемы, из-за которых всё может пойти не по плану, который сам ПМ и составляет перед началом работ.

Кто такой Product Manager

«Управление продуктами» как отдельная специальность появилась относительно недавно, в конце XX века. В последнее время частота упоминаний этой роли заметно выросла в связи с повышенным интересом к стартапам и популярностью ряда методологий и подходов к разработке ПО, где продакт-менеджеры занимают очень заметную позицию.

Источник

Термин «продукт» трактуется уже не так однозначно, как проект, но можно ориентироваться на следующее определение:

«Продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей».

Выглядит довольно однозначно.


Проекты Процессы Продукты
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора Подключение новых тарифов абонентам Тарифы
Внедрение CRM в компании Работа сотрудника продаж в CRM cистеме CRM
Строительство моста Эксплуатация моста Мост
Создание нового iPhone Производство каждого отдельного iPhone на заводе iPhone

Несмотря на точность определения продукта, понимание задач менеджера по продукту в разных странах и разных компаниях может серьёзно отличаться. Такие задачи как исследования рынка (клиенты, конкуренты), проведение пользовательских интервью, обучение сотрудников продаж, управление командой разработки могут восприниматься в разных комбинациях в зависимости от компании. Продакт-менеджер отвечает за все аспекты продукта, которым управляет: бюджет, формирование стратегии, ценообразование, монетизация, документация, продвижение и так далее.

Поэтому таких менеджеров иногда называют CEO продукта. Но так работает не везде. В силу некоторых причин разные компании интерпретируют роль менеджера продукта в своих структурах по-своему: где-то он отвечает только за метрики и бэклог, не управляя при этом напрямую командой разработки. Где-то за исследования рынка и customer development отвечает один человек, а за стратегию продукта другой. У нас в компании продакт в меньшей степени погружен в техническую составляющую продукта и почти не участвует в разработке — его задача описать бизнес требования и передать их на реализацию менеджеру проекта. Могут быть и другие варианты, которые наглядно видны из описаний вакансий.

Product manager 3/п не указана МойОфис Пушкинская, • Тверская, • Чеховская. Москва, большой Гнездниковский переулок, Јс2 Откликнуться Показать контакты Требуемый опыт работы: 3-6 лет Полная занятость, полный день Мы разрабатываем МойОфис — платформу для корпоративных коммуникаций и работы с документами. Наш продукт включает д себя полный набор современных офисных приложений для всех популярных операционных систем, веб.браузеров и мобильных платформ, Дирекция по продуктам отвечает за формирование портфеля продуктов компании, бизнес-требований и планов выпуска продуктов; анализирует рынок и тренды в использовании офисного программного обеспечения и средств коммуникации, организует интеграцию с другими прикладными системами и выпускает коммерческие продукты на рынок. На дачный момент мы ищем Менеджера продуктов коммуникационной платформы. Ваши будущие задачи: — создание и реализация стратегии развития коммуникационной платформы МойОфис (Почта, [М, конференции) — формирование Ценностной модели для продуктов коммуникационной платформы — определение бизнес.требозаний и дорожной карты развития продуктов — исследования рынка и продуктов конкурентов работа на постоянной основе с командой Product 0wners подготовка и проведение презентаций по продуктам Пля нас важно:

Возможные обязанности (зависят от Вашего уровня и навыков): — Research: проведение маркетинговых исследований и бенчмаркинг; — CustOev: Проведение глубинных интервью онлайн офлайн; Анализировать текущие продукты, находить проблемные места и улучшать юнит-экономику продукта; Создание дорожной карты создаваемых продуктов и оценка их себестоимости; — Трансляция потребностей клиента разработчикам продукта (первоначальное функциональное проектирование, ИХ, системная аналитика); — Поиск решения проблемы клиента совместно с разработчиками; — Участие в координации рабочей группой по созданию продукта совместно с проектным менеджером; — Тестирование продукта в качестве внутреннего заказчика; Сбор и анализ обратной связи по продукту; Бюджетиродание отдела ИТ и разработки, снижение себестоимости производимых продуктов; — Аналитика бизнес задач клиентов, исследование ЦА, ABOXYZ тестирование.

Задачи: организовать развитие продукта на основе цифр, фактов и product vision исследовать ЦА, выявлять ее проблемы, придумывать и тестировать решения исследовать рынок, конкурентов, следить за трендами формировать беклог и расставлять приоритеты описывать задачи, работать над их реализацией с дизайнерами и разработчиками, проводить приемку постоянно работать над улучшением продукта оценивать влияние внедренных изменений на продуктовые и бизнес-показатели вместе с экспертами и методологами работать над постоянными улучшением алгоритмов оценки рисков и добавлением новых данных вдохновлять продуктом маркетологов и продавцов уметь грамотно презентовать свои идеи и решения на уровне менеджмента компании

Какие должны быть навыки у продакт- и проджект-менеджеров

Проджект-менеджер должен обладать хорошими коммуникативными навыками, лидерскими качествами, критическим мышлением, навыками планирования, пониманием основных методологий, умением работать с основными инструментами: таск-трекерами, таблицами, планировщиками, инструментами для коммуникаций.

Но, пожалуй, основное качество проджектов — стремление к результату, умение понять что конкретно нужно для его достижения и навыки решать все проблемы на пути. Проджект видит перед собой конкретную задачу и делает всё возможное для её решения, проявляя настойчивость, иногда терпение, смекалку, а иногда используя угрозы или подкуп (шутка, это входят в смекалку).

Для продакта также важны коммуникации, навыки работы с инструментами, планирования и приоритизации, но он применяет их в иной плоскости: его задача видеть картину более широко и принимать решения о том, какими будут те цели, которых обычно достигает проджект.

Для этого продакту понадобятся навыки проведения самых разных исследований: от поиска и изучения отчётов с цифрами до общения с большим количеством конечных пользователей. Пригодится умение абстрагироваться от собственных ощущений и ориентироваться на данные. Способность убедить всех вокруг в правильности своего решения, даже если оно кажется всем абсурдным, а также страсть к экспериментам и постоянное стремление к улучшениям. Принцип «работает — не трогай» совсем не про продактов.

Сходства и различия

Задачи перед этими ролями стоят совершенно разные: проджект вместе с командой в течение ограниченного промежутка времени делает проект по заранее заданным требованиям (автором которых, кстати, может быть продакт, как это делается у нас), а продакт бессрочно занимается всеми аспектами развития продукта. Откуда тогда берётся путаница? Попробуем разобраться.

Роль менеджера продукта включает в себя довольно большое количество разных задач. В некоторых компаниях объём задач такой, что один человек не может с ним справиться. Поэтому кто-то занимается общением с клиентами, другой разбирается в технической составляющей продукта, третий работает с метриками. При этом людей с разным функционалом называть одинаково язык не поворачивается, поэтому кого-то из них назовут всё-таки продактом, кого-то проджектом, а кого-то и аналитиком.

В отдельных компаниях может быть и наоборот: есть фронт работ, который закрывает один и тот же менеджер. Времени ему на это хватает, задачи подпадают и под одну роль, и под другую, поэтому называют его как придётся.

У продактов и проджектов действительно может пересекаться функционал в зависимости от особенностей конкретного продукта. Это лучше продемонстрировать в таблице ниже:


Продакт Проджект
Управление командой Управление командой
Приоритизация задач Приоритизация задач
Планирование Планирование
Управление бюджетом Управление бюджетом
Работа с подрядчиками Работа с подрядчиками
Исследование рынка Работа с внутренним заказчиком
Документация продукта Проектная документация
Описание функционала для разработки Ограниченный перечень работ в рамках проекта
Работа с метриками Ограничение по бюджету
Ценообразование Ограничение по срокам
Продвижение продукта

Что интересно, некоторые пункты, которые здесь называются одинаково, могут на самом деле означать разные задачи. Например, под работой с подрядчиками у продакта может подразумеваться выбор этих подрядчиков, а у проджекта — плотное взаимодействие с ними по реализации какого-то конкретного заказа. При всём при этом продакт- и проджект-менеджеры зачастую могут сосуществовать внутри одной компании.

У нас я наблюдаю эволюцию этих ролей в связи с ростом компании. Долгое время был один менеджер (я), отвечающий и за развитие продукта, и за все связанные с ним проекты. С ростом компании и числа продаж задач стало гораздо больше, и появились продакт-менеджеры, которые взяли на себя задачи по исследованию рынка и формированию стратегии развития продуктов, а проджектам осталась собственно проектная часть — они отвечают за задачи по созданию новых продуктов и внедрению существующих.

На рынке есть масса вакансий, где роль продакта и проджекта совмещена. Занятно наблюдать, каким образом при этом выбираются названия для таких позиций:

Даже образовательные курсы иногда с целью сбора широкой аудитории довольно странно формулируют свои программы.

Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager

Вся эта подмена понятий вполне объяснима с точки зрения потребностей конкретной компании, но очень сильно усложняет процесс подбора персонала с обеих сторон. Поэтому спор, кто такой продакт, а кто проджект, имеет мало практического смысла — главное, чтобы вы понимали зону своей ответственности на конкретной позиции в конкретной организации, она вам подходила и нравилась.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is