Топ-5 технологий, которые позволят маркетплейсу конкурировать в нише бытовой техники и электроники
Какие технологии помогают ведущим маркетплейсам выиграть в конкуретной борьбе в год торжества ecommerce? Пятёрка лучших: от голосового поиска до блокчейна в мобильных платежах.
Голосовой поиск
Скажем, вы хотите купить фитнес-браслет. Вы точно не помните, как пишется название бренда, но не хотите тратить слишком много времени на то, чтобы его искать. Специально для вас онлайн-магазины всё чаще всего внедряют голосовой поиск.
К концу 2022 года объём продаж voice commerce в США подойдёт к 40 млрд долларов. Исследование Stone Temple показывает, что почти четверть покупателей предпочитают искать товары с помощью голоса. Специально для этого были придуманы Dragon Naturally Speaking, Dragon Anywhere, Google Now — многие из них уже встроены в маркетплейсы.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Благодаря Alexa сейчас в этой нише лидирует Amazon с 64,4% доли рынка США. Он же позволяет распознавать голос через Amazon Seller Central.
Голосовой поиск теперь заточен на разговорные фразы вроде «Где я могу купить подарок на Новый год?», более живые, непохожие на поисковые запросы. Конечно, больше всего он пригодится, когда нужно заказать что-то срочно из того ассортимента, что есть поблизости. Идеальный контент для клиентов помогут создать ответы на пять вопросов: кто, что делает, где, когда и почему. Например, «онлайн-магазин фитнес-гаджетов с доставкой по Москве».
В России голосовой поиск уже активно используется: например, за это отвечают Алиса на Яндекс.Маркете и Yandex SpeechKit в терминалах Ситилинк в Новосибирске. Мобильное приложение торгового центра Мега от Mobile Dimension также ищет сервисы, магазины, акции и скидки с помощью голосового поиска. Благодаря этим сервисам искать товар намного проще, а продажи растут на 5–10%.
Искусственный интеллект
К 2030 году 70% компаний будут использовать ИИ для онлайн-бизнеса. И не зря: ведь он может сам сортировать товары, делает картинки чёткими и яркими, переводит переписку и описания товаров автоматически и советует клиентам то, что им скорее всего понравится. ИИ в маркетплейсах сильно завязан на персонализации: он предсказывает желания пользователя, напоминает ему, что пора, например, купить новые наушники, подбирает самые подходящие по цене, дизайну и функционалу товары.
Такой подход помог маркетплейсу Overstock увеличить выручку на 23%. ИИ отмечал клиентов, которые хотели купить товар, и составлял для них персонализированные предложения. Предсказывать наши действия помогают машинное обучение, чатботы, персонализированный шопинг, отслеживание наших привычек, автоматизированные описания товаров — этими технологиями пользуются уже 49% маркетологов (по данным Salesforce).
Давать хорошие советы искусственному интеллекту помогают вишлисты, тренды и предыдущие покупки. Некоторым игрокам такие рекомендации помогают получить почти половину продаж (до 40%).
Если контент некачественный и товар описан скучно, неточно, без подробностей — как минимум треть клиентов уйдёт с сайта (по данным Retail Dive).
Контент должен сиять по всех отношениях, и в этом тоже может помочь искусственный интеллект. Например, Ebay использует для описания товаров ИИ, который предварительно изучил 130 млн изображений в 16 тысячах категорий.
ИИ-сервисы можно использовать для разных целей: например, Market Brew следит за поисковиками и быстро меняет SEO-стратегию, Blueshift ищет маркетинговый подход к каждому пользователю в зависимости от его действий, а Zoomph анализирует поведение аудитории и показатель ROI в социальных сетях.
В России чатбот на основе ИИ повышает лояльность клиентов и сотрудников и положительно влияет на конверсию. Shipit.to использует предсказательную аналитику для отслеживания грузов. Smarsy работает над умным зеркалом, которое следует принципу win-win: пользователи могут тестировать косметику с помощью дополненной реальности, а бренды — собирать данные в одно и то же время. В Texel разрабатывают умную примерочную, которая анализирует 130 показателей, чтобы подобрать именно тот размер, который сядет как влитой.
В российском маркетплейсе Cleverbots уже есть минимально жизнеспособный продукт (MVP), который может тестировать гипотезы по внедрению речевых технологий, анализа данных, NLP, чатботов и компьютерного зрения в бизнесе.
Чатбот и персональный ассистент Билайна в сервис-маркетплейсе уже несколько лет развлекает пользователей — приглашает в кино, в салоны красоты, помогает доставить продукты. Делает он это с помощью предиктивной аналитики и технологий машинного обучения.
3D-обзоры
3D-обзор сильнее вовлекает потенциального покупателя, чем обычное видео: покупатель обычно внимательно рассматривает и вращает товар как минимум 65–70 секунд. В результате посетитель останется на странице с товаром в полтора раза дольше и скорее захочет что-то купить.
Если в камере нет подходящих разъёмов, её придётся вернуть. 3D-обзор позволяет подробно рассмотреть гаджет и убедиться в том, что с ним всё в порядке, вас устраивает дизайн и функциональность.
По результатам A/B-тестирования в компании «Связной» покупатели, которые посмотрели 3D-обзор выбранного товара, покупали товар на 7% чаще, чем те, кому 3D-обзор не показывали. При этом в сегменте техники и портативной электроники благодаря 3D-обзорам конверсия увеличилась более чем на 10%. В Эльдорадо и М.Видео клиенты, которые кликнули уже на 3D-фото, покупали товар на 30% чаще.
Хороший визуал сильно повышает лояльность аудитории. Клиенты на 57% меньше сомневаются при покупке, а потому и возвращают товар реже. Детальные обзоры в магазинах Ice.com и The Simply Group уменьшили количество возвратов на 25%.
В России компания похожую технологию использует Cappasity. Они разрабатывают 3D и AR для интернет-ритейлеров и виртуальные шоу-румы для байеров. Благодаря этой технологии конверсия ЦУМ растёт на 40%, а вовлечённость пользователей — в два–пять раз.
Progressive Web App
PWA — это мобильный интерфейс, который не нужно скачивать. При этом он обладает всеми фишками приложения: присылает push-уведомления и доступен офлайн.
Онлайн-магазин George.com начал использовать PWA, чтобы покупатели не ждали, пока страница загрузится и не переживали из-за безопасности покупки. В результате страница стала загружаться в 3,8 раза быстрее, конверсия выросла на 31%, и пользователи стали просматривать на 20% больше страниц каждый раз.
Новый сайт и PWA в интернет-магазине La Nature уменьшили скорость загрузки страницы до 0,1 секунды и увеличили конверсию с 0,74 до 1,22%. К тому же, пользователи стали просматривать на 30% больше товаров.
В это трудно поверить, но поначалу AliExpress не пользовался популярностью у пользователей. Приложение скачивали очень мало. После установки PWA маркетплейсом стали пользоваться на 104% больше пользователей, конверсия увеличилась на 84%, а пользователи стали проводить на странице на 74% больше времени. В маркетплейсе Trivago благодаря PWA вовлечённость пользователей выросла на 150%, а в 5miles пользователи на 30% дольше оставались на сайте и в два раза реже возвращали товар.
Блокчейн в мобильных платежах
Блокчейн на данный момент — лучший способ защитить клиента от мошенничества: платёжные методы типа Stripe легко встраиваются в маркетплейс, поддерживают разные валюты и мобильные платежи, допускают покупку в один клик и подписку на определённые товары.
К тому же блокчейн-технологии умеют награждать покупателя просто за то, что он сидит в интернете: дарят токены внимания как Brave или позволяют хранить данные и сдают их в аренду разным приложениям, когда нужно зарегистрироваться в нужном сервисе, как это делает Blockstack. IBM и Unilever используют блокчейн, чтобы быстрее согласовывать и выставлять счета без посредников и отслеживать попытки мошенничества со стороны рекламных площадок.
Блокчейн очень сильно облегчает и ускоряет процесс онлайн-покупок, поэтому им всё активнее пользуются интернет-гиганты в России и других странах. Так, IBM сотрудничает с разработчиком Mediaocean, который планирует заказы и размещает их, выставляет счета и покупает рекламные места на основе базы данных из 5 тысяч издателей.
В Сколково разрабатывается блокчейн-платформа для факторинга, которая позволяет заказывать товары с отложенным платежом. Похожей технологией уже пользуются, например, Сбербанк и М.Видео.
Пока законодательство в области криптовалют не до конца урегулировано, использование блокчейна в онлайн-торговле связано с рисками. Например, сейчас Минфин обсуждает новые поправки, которые вводят штрафы и уголовную ответственность за неотчётность по криптовалютам.
Неясно, как точно будут применяться санкции и в каких случаях и какую информацию нужно передавать: например, можно ли использовать токены в качестве баллов лояльности, если их не пускают в оборот вне внутренней системы магазина.
С апреля 2022 года владельцы криптовалют должны будут отчитываться перед налоговой, если за год они провели операции с криптовалютами на сумму в 600 тысяч рублей. Осложняет ситуацию то, что рынок сильно волатилен и постоянно растёт.
В 2021 году ecommerce-тренды, сложившиеся под влиянием пандемии, продолжат укрепляться. Онлайн-игроки будут делать упор на персонализацию с вовлечением искусственного интеллекта, максимально простой процесс выбора товаров, в том числе с помощью сервиса подписки, использование дополненной и виртуальной реальности, максимально быстрый и простой процесс заказа, оплаты и доставки. Упор будет делаться не на привлечение новых клиентов, а на удержание существующих, например, с помощью CDP-платформ. Среди других важных тенденций — любые технологии, которые помогают создать эффект присутствия, например, 3D видео и онлайн-консультанты.
Источник фото на тизере: Jezael Melgoza on Unsplash
Рекомендуем:
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.