Как заставить клиента читать ТЗ? Нарисовать его!
Техническое задание в схемах и иллюстрациях — почему бы нет? Как такой формат сделает клиента счастливым, рассказывает CEO бизнес digital-агентства INPRO.digital Виталий Арбузов.
Когда речь идёт о масштабных IT-проектах, самым сложным этапом становится первичное согласование всех требований и пожеланий клиента. Упростить этот процесс помогает проектная документация, которая состоит из визуализированных элементов различных стадий подготовки, описания структуры будущего сайта и прототипов. На уровне схем и изображений клиент утверждает основные моменты, а ТЗ в текстовом формате уже становится формальным результатом первого этапа работы.
Техническое задание на 170 страниц никто не прочитает
Особенность большинства digital-проектов в том, что очень сложно согласовать чёткие требования к проекту без наглядных примеров, то есть без проектной документации. У клиента в воображении есть свой идеальный сайт: он о нём что-то рассказывает, вы готовите техническое задание. Он пробует прочитать и понять его, проходит все стадии от отрицания до принятия, сдаётся и утверждает его. На середине работы вдруг выясняется, что это вообще не то, чего хотел заказчик: реализация затягивается, отношения портятся.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Вместо многостраничного монотонного документа отправьте клиенту первые прототипы и согласовывайте их постепенно, регулярно получая фидбек. Так процесс пойдёт гораздо быстрее.
Визуализация: 170 страниц в 4 картинках
Как правило, проектная документация делится на несколько элементов: модель сущностей, распределение ролей, схема действий, структура сайта и система прототипов. Набор может варьироваться в зависимости от масштаба проекта, поставленных задач и оговоренного формата работы. Например, описание ролей может быть опциональным для разработки интернет-магазина и ключевым для создания рейтингового портала.
Кто такие сущности и где они обитают
Проектирование сущностей — первый этап создания проектной документации. Это матрица проекта, в которой должны быть все основные элементы будущего сайта. На схеме должны быть и типы пользователей, и их возможные действия, и описание доступных опций.
Чтобы разобраться в сущностях, возьмите глубинное интервью у заказчика. Под словом «глубинный» мы подразумеваем, что оно:
- подготовлено и структурировано заранее;
- содержит открытые вопросы;
- выявляет основные боли, потребности и желания клиента.
Схема сущностей помогает «выяснить отношения» между участниками и элементами сайта. Клиент может выдавать разрозненные ответы о том, как он видит работу ресурса, как пользователь взаимодействует с различными функциями продукта, какие опции и на каких этапах ему доступны. Вы всё это слушаете, визуализируете, приходите к клиенту и говорите: «так»? И после ответа «да» двигаетесь к следующему этапу работы.
IT-кастинг: какую роль выбрать
Нужно определить, кто и на каких условиях будет взаимодействовать с сайтом, чтобы понять его общую структуру. Роли дадут вам возможность классифицировать пользователей и выстроить логику проекта так, чтобы каждой категории удобно было им пользоваться.
Мы предлагаем визуализировать схему ролей как пирамиду: в нижней части расположите обычных гостей сайта, а дальше разместите пользователей по ступенькам в зависимости от уровня их доступа и «полномочий».
Если проект классический, например, сайт для интернет-магазина, то этот этап можно пропустить. Роли будут очевидны и для вас, и для клиента: есть покупатель и продавец.
Что такое действия и как их делать
Чтобы создать схему действий, нужно ответить на вопрос: как роли взаимодействуют с сущностями? Спросите клиента: «что будет делать пользователь на вашем сайте?». Собирается ли гость что-то купить, нужно ли ему заполнять форму для регистрации, какие разделы ему необходимы? В итоге у вас должна получиться классическая блок-схема, где важнее даже не то, что вы напишете в самом прямоугольнике как конечный результат, а описание самого пути.
Схема действий — переломный момент, когда ваша экспертиза имеет тот же вес, что и мнение клиента. Не бойтесь использовать свой опыт и подсказывать заказчику оптимальные решения с технической точки зрения.
Майндмэп для проекта: как отрисовать структуру сайта
Создание структуры сайта — классический этап, который проходит любой проект, связанный с веб-разработкой. И поэтому вашим конкурентным преимуществом станет наличие одного понятного изображения вместо 50 страниц текста. Создание визуала облегчит работу и вашим программистам: когда они будут реализовывать проект, то сразу увидят структуру и иерархию страниц.
Здесь уже не нужно прописывать конкретные действия пользователей, которые приводят их к определённым точкам. Это верхнеуровневый макет, где должна быть глобально видна взаимосвязь элементов внутри ресурса. Когда будете составлять структуру, держите под рукой текстовую версию технического задания: все детали и комментарии не уместятся на одном изображении.
Прототипы: как собрать всё воедино
Когда вы определили роли и их действия, на их основе подготовили детальную структуру сайта, дело за малым — отрисовать прототипы. Это финальная стадия разработки проектной документации, для создания которой вы и согласовываете все предыдущие действия с клиентом.
Когда вы делаете проектную документацию, макеты должны быть просто понятными изображениями, приближёнными к тому, как будет выглядеть реальный продукт. Интерактивные вайрфреймы можно делать позже, а на этапе согласования с клиентом достаточно будет указать стрелочками или линиями, как отдельные прототипы связаны между собой.
Проектную документацию на один лист посмотрят все
Визуализация хороша в целом как формат коммуникации: клиент наглядно видит, какой проект получится в итоге, не тратит время на понимание технических терминов и даже начинает вам улыбаться. И ещё несколько неочевидных преимуществ проектной документации.
-
Клиент, видя макеты своего будущего проекта, начинает любить его ещё до момента финальной реализации.
-
Поэтапное согласование каждого визуала минимизирует риск глобальных правок, когда проект уже будет запущен в работу.
-
Комментировать изображения легче, чем тексты. Клиент сразу увидит недостающий функционал в прототипах или лишнюю ветку в структуре проекта.
Источник фото на тизере:
Рекомендуем:
- Какие 10 ограничивающих убеждений создают 70% проблем руководителям digital-проектов
- Как таргетологу взаимодействовать с командой маркетинга
- 11 инструментов продуктолога в IT. Личный топ Константина Шакурова, SimbirSoft
- Как управлять ИТ-продуктом: 10 принципов продакт-менеджмента
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.