Как создать личный бренд: советы и рекомендации от ex-директора по маркетингу Black Star Burger
Эдуард Чечерин, CEO тикток-объединения XO TEAM и ex-директор по маркетингу Black Star Burger, делится мнением о том, сможет ли личный бренд стать решением всех проблем, и рассказывает о своём опыте.
Последние несколько лет все, включая меня, постоянно говорили о том, что персональный бренд — это магический трюк, который поможет решить все проблемы. Но практика показала, что это далеко не панацея и есть побочные свойства. Я это хорошо увидел в рамках работы с Black Star: бренд сильно зависит от конкретной личности — Тимати. То же самое я вижу и в отношении своего бизнеса.
Клиенты хотят работать исключительно со мной лично, а не с моим агентством.
Другая проблема — хейт. Вам могут начать писать абсолютно незнакомые люди, выдвигать какие-то дикие, надуманные претензии. Но подобные явления никак нельзя исключать. Никто не гарантирует, что люди, обсуждая вас между собой, не говорят при этом какие-то гадости. Вы об этом просто можете не знать. Если учитывать это, то позиция «не высовывайся, и дела будут идти хорошо» уже не кажется полностью утратившей актуальность. Но в современном мире без персонального бренда уже сложно вести бизнес.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Для производителя дизельных генераторов для подводных лодок ведение Instagram не кажется рациональным решением, хотя не исключает этого. Даже если вы продаёте специальное промышленное оборудование, имеет смысл заниматься личным брендом. Узкая целевая аудитория с одной стороны затрудняет работу, а с другой — делает её проще.
Ещё одна проблема — наличие субъективных ограничений, которые останавливают вас от развития собственной публичности. У меня есть пример, когда ребята из Иркутска, переехав в Москву, стеснялись рассказывать аудитории, что много зарабатывают. Но в какой-то момент решили изменить позицию. Один из них снял апартаменты в «Москва-Сити» за немыслимые для его родного города деньги. Для него самого было шоком, какую арендную плату он может себе позволить выплачивать. При этом активность в соцсетях помогла ему буквально за месяц продать несколько франшиз своего бизнеса. Окружающие увидели не только успешность его бизнеса. Они увидели его как личность, что он нормальный парень, с которым можно иметь дело.
С чего начать выстраивать личный бренд
Профессионалы, которые специализируются на работе над персональным брендом, начинают с проведения сложных психологических тестов, чтобы выяснить личностный потенциал клиента, понять его желания и устремления. Поэтому первое, с чего стоит начинать работу — это стратегия.
Должно быть чёткое понимание того, кто вы, что вы хотите, куда вы хотите прийти, какова ваша целевая аудитория. Признаюсь, мне это до конца так и не удалось.
Нужно озаботиться своим внешним видом и фирменным стилем. Встречают всегда по обложке. Именно поэтому на публичных выступлениях я выхожу под видео со специально написанной для меня музыкой, с подобранными фото и так далее. Это сразу привлекает внимание и запоминается.
Очень немного специалистов, у которых не только информативный, но именно красивый сайт, сделанные хорошими дизайнерами презентации, ролики с продвинутой анимацией. За такое люди готовы платить выше рынка, так как хотят приобщиться к успеху. Поэтому экономить на этом не стоит.
Я верю в то, что можно научиться всему, чему угодно. Другой вопрос, что нужно конкретно вам. В первую очередь нужно развивать свои сильные стороны. Конечно, откровенно слабые нужно немного подтянуть, но не зацикливаться на этом. Если вы поняли, что есть определённая черта, которая мешает построению вашего личного бренда, то через общение со специалистами очень быстро можно набрать необходимый уровень информации и снять существующие блоки. Хотите подкачаться — запишитесь к фитнес-тренеру. Если нужно подобрать хороший look — обратитесь к стилисту. Хотите быть классным спикером — поработайте над более доступной подачей, чтобы аудитория не засыпала через две минуты.
И только на третьем шаге стоит задуматься над методами, с помощью которых вы будете продвигать свой персональный бренд.
Не нужно противопоставлять подачу и содержание. Визуал привлекает, а содержание заставляет вернуться.
Например, в Black Star Burger люди приходят в первый раз из-за крутого интерьера, чтобы сделать клёвые фотки, а возвращаются из-за вкусных бургеров.
Визуал, «упаковка», необходимы на начальном этапе, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. Девушке с симпатичным личиком и отличными формами очень легко набрать и удержать подписчиков в Instagram, хотя особого содержания в таком блоге ждать не приходится. Другое дело, что эта аудитория не евангелисты для вашего бизнеса, если только вы не продаёте товары и услуги бьюти-сферы. И нужно понимать, что работа над персональным брендом не ограничивается соцсетями. Никто не отменял выступления на отраслевых конференциях, публикации в СМИ и так далее.
Подача и содержание — это инь и янь
Самый простой способ заявить о себе — найти известную личность и бросить вызов. Например, есть Игорь Манн, который пишет много книг по маркетингу. Я не припомню ни одного его крутого кейса, но о нём все знают и этого достаточно, чтобы мне, гипотетически, заявить: «Манн, ты ничтожество, я сотру тебя в пыль!» и начать снимать видео и писать о том, насколько устарели его представления о маркетинге.
Проблема в том, что на подобном контенте вы поднимете исключительно токсичную аудиторию. Это будет настоящая банка с пауками. Как только вы станете чуть более известным, эти люди моментально обратятся против вас и «сожрут».
Чёрный PR может привлечь внимание, дать трафик, но это неконтролируемый занос.
Чтобы управлять такими процессами и их последствиями, нужно быть маркетологом или даже политтехнологом высочайшего уровня, так как требуется с точностью предсказывать поведение аудитории и планировать на несколько шагов вперёд. Есть целая наука о работе с негативом и негативной репутацией. Там уже отработаны конкретные методы. На определённом уровне эти скиллы можно освоить.
Негатив — это обратная связь, которую нужно учитывать и разобраться в его причинах. Недавно мой родной брат попенял мне, что я тусовщик. Что? Это несправедливо! Я по 15 часов в день работаю, а глаза красные из-за того, что я постоянно за ноутбуком. Только позже я понял, о чём речь. В свои соцсети я выкладываю фото с приёмов и вечеринок, но никак не отчёт о том, как я работаю. Для меня это стало стимулом размещать больше профильной информации о работе, делиться с людьми какими-то сугубо профессиональными вещами.
Нужно исходить из того, что соцсети созданы для общения. Особенно на первом этапе нельзя игнорировать негативные комментарии или начинать выгонять людей за критические замечания. Такими действиями вы просто расписываетесь в своей беспомощности, и аудитория это видит. Тем более что на нейтрализации негатива можно заработать лояльных и активных подписчиков.
Рекомендуем:
- 10 сервисов для развития личного бренда. Личный топ Надежды Кобиной, «Космос-4»
- 12 инструментов для работы с репутацией в сети, и что не так с сервисами мониторинга СМИ и соцмедиа. Личный топ Михаила Умарова (Comunica) и Ришата Шигапова (RENOME)
- Клиент не всегда прав: основы борьбы с пользовательским терроризмом
- Как руководителю вести соцсети, чтобы не испортить репутацию ни себе, ни бренду
- Спецпроект «Репутационный менеджмент»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.