5 мировых медиатехнологий, которые уже работают в России
Какие тренды и технологии мирового медиабизнеса актуальны для России: исследование основателя и главного редактора журнала «КиноРепортёр» Марии Лемешевой.
Робожурналистика
VR и AR, нейросети, технологии обработки больших данных самостоятельно генерируют контент, борются с фейк-новостями, помогают собирать качественную аудиторию и находить рекламодателей. Обучаемые системы на основе искусственного интеллекта (ИИ) способны решать и ряд творческих задач по созданию медиаконтента. Каждая система содержит базу знаний о конкретной тематической области и механизм принятия решений.
Показателен зарубежный опыт: по итогам 2019 года индустрия медиа принесла рынку технологий ИИ более 20% от глобальной выручки, сообщает международная консалтинговая компания Grand View Research. Нейросети самостоятельно генерируют контент в современных медиа: информационное агентство Associated Press уже два года использует роботов-журналистов для освещения финансовой деятельности международных компаний, а в агентстве Bloomberg Media нейросеть ответственна за треть всего контента.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
На российском медиарынке широкую известность получили два кейса по использованию автоматизированных систем производства контента в медиа. Сервис «Смотри Mail.ru» разработал платформу с цифровыми ведущими для производства новостей и репортажей в телевизионном формате. В свою очередь, Сбербанк представил цифрового двойника телеведущей «Елена» для создания новостных видеосюжетов на основе текста, предложенного пользователем. Интересно, что digital-аватар самостоятельно генерирует не только речь, но и мимику, жесты. Очевидно, что в ближайшее время AI-продукты позволят выдавать текстовый контент в неограниченном количестве и многие специалисты могут оказаться невостребованными.
«Нереальные» репортажи
Стремительный рост медиатехнологий подстегнул распространение сетей 5G, что в свою очередь стало толчком для развития виртуальной и дополненной реальностей. Один из ярких примеров российских VR- и AR-решений — экспериментальное приложение МИА «Россия сегодня» РИА.Lab, созданное в 2020 году. Материалы с использованием этой технологии позволяют погрузиться в историю, ощутить, что чувствует главный герой, исследующий реальный мир или фантастический.
VR/AR-проекты МИА «Россия сегодня» стали лауреатами конкурса Communicator Awards. Золотую медаль в номинации «Мобильные приложения. Социальная ответственность» получила история «Слепые в большом городе» о том, как незрячие люди пользуются смартфонами, смотрят кино и действуют в повседневной жизни. Проект «Путешествие к центру чёрной дыры» о самом загадочном космическом явлении был удостоен серебряной награды в категории «Мобильные приложения/Лучшее применение дополненной реальности».
Технологии VR и AR способны трансформировать СМИ: вместо того чтобы читать историю, пользователь может прожить её. Достаточно вспомнить, какой эффект на зрителей произвел первый в мире репортаж в формате VR «Голод в Лос-Анджелесе», продемонстрированный на кинофестивале «Сандэнс» 2012 года.
Автором экспериментального сюжета стала корреспондент The New York Times Нонни де ла Пенья, которая с помощью иммерсивных технологий смогла воссоздать очередь бездомных и малоимущих за продуктами. В репортаже человек в очереди падает на землю и умирает от гипогликемии.
Такой формат журналистского контента позволит создать новую медиасреду, которая будет формировать вкусы потребителя и вызывать у него повышенный интерес к материалу. Технологии VR и AR также могут применяться в построении инфографики в новостях и реконструкциях различных событий — стихийных бедствий, преступлений, исторических эпизодов.
Большие данные для больших игроков
С каждым днём увеличивается объём данных об аудитории, которые собирают крупные медиахолдинги. Программы обработки Big Data анализируют поведение пользователя на сайте или в приложении, чтобы использовать полученную информацию для продвижения контента и таргетирования рекламы. С помощью распознавания и сегментирования интересов и поведенческих факторов аудитории крупные транснациональные медиакорпорации создают персонализированный контент под каждую группу. Иными словами, один и тот же материал может быть представлен с разным акцентом с учётом предпочтений разных аудиторий.
Например, крупнейшее издательство Conde Nast на основе искусственного интеллекта прогнозирует контент, который может стать вирусным в ближайшем будущем, чтобы реализовывать эффективную стратегию контент-маркетинга в социальных сетях.
Британское издание The Guardian для аналитики использует собственный IT-продукт Ophan. С его помощью можно сформировать отчёт и просмотреть поминутные данные по отдельным статьям: детализацию просмотра страниц через смартфон или компьютер, время прочтения статьи, переход с опубликованного текста в соцсетях, геоданные о пользователях. Результаты изменений и корректировок, вносимых в статью, редакторы могут видеть в режиме онлайн. Большие данные позволяют в среднем в пять раз быстрее принимать решения на основе пользовательских реакций.
В России одним из самых удачных кейсов в сфере больших массивов данных можно назвать разработку компании «ПалитрумЛаб». IT-инструмент осуществляет обширный мониторинг и анализ СМИ с использованием искусственного интеллекта.
Причём наши технологии даже немного опередили зарубежные аналоги и предвосхитили использование этой технологии в медиа. Многие забыли о том, что ещё задолго до появления термина Big Data первым проектом по обработке больших данных стала система веб-аналитики «Рейтинг Mail.Ru». Сейчас анализ больших данных задействован практически во всех продуктах компании — «Таргет.Mail.Ru», «Почта Mail.Ru», Одноклассники, Мой Мир, «Поиск Mail.Ru». Они фильтруют спам, таргетируют рекламу, оптимизируют поиск, ускоряют работу техподдержки, анализируют поведение пользователей, предлагают им контакты и подписки. Для офлайновой обработки данных компания использует платформу Hadoop, для онлайна — собственную разработку NoSQL СУБД Tarantool.
Ещё один козырь в колоде российских Big Data решений — платформы от «Рамблера» для таргетинга рекламы, персонализации контента, блокировки спама и ботов, обработки естественного языка — Hadoop, Spark, Mahout и Python Scipy/Scikit-learn.
Антифейк
Проникновение новых технологий в медиа влечёт и негативные последствия. Прежде всего, распространение недостоверной информации. Для борьбы с этой угрозой в США функционируют системы, которые способны помечать новость как потенциально фейковую и осуществлять её проверку в автоматическом режиме.
На практике применяются сервисы Botometer и BotoSlayer, созданные специалистами Университета Индианы, программа Tealeaf от IBM и алгоритмы детекции бот-контента, используемые Facebook и Twitter. В Великобритании стартап Logically на основе искусственного интеллекта распознает фальшивые новости и проверяет факты в заведомо достоверных новостях.
В России борьба с фейк-новостями вышла на государственный уровень: к 2023 году Роспечать планирует реализовать идею создания дата-сервиса на основе ИИ для проверки достоверности новостей. В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» на это направление планируется потратить 94,3 млн рублей.
Трансформация вместо революции
Конечно, машина никогда не сможет заменить человеческие эмоции, ум и талант в медиа. Люди — журналисты, редакторы, медиаменеджеры производят смыслы, добывают информацию, создают сюжеты и образы, без которых общество не может существовать. Однако игнорировать технологическую среду распространения новостей сегодня невозможно. Современные решения продолжают расширять горизонты медиаиндустрии.
Под воздействием новых технологий медиа из феномена гуманитарной культуры превращаются в точную, практически инженерную дисциплину. Это не столько революция, сколько трансформация, обусловленная потребностями аудитории и запросами рынка. Ранее непредсказуемый сектор превращается во вполне просчитываемую отрасль. Игроки медиарынка могут определить потенциал проекта, снизить финансовые затраты и даже предугадать кризисные явления.
Интерес участников медиаиндустрии к AI-продуктам с каждым днём растёт по экспоненте, и, по прогнозу научного издания International Journal of Media, Journalism and Mass Communications, в период с 2020 по 2035 год почти 90% новостных статей по темам бизнеса и финансов будет написано искусственным интеллектом. Таким образом, AI-решения становятся для медиа не просто хайпом, а необходимым инструментом для эффективной работы.
Конечно, ИИ пока не обладает мыслительной функцией. Но глобальному медиарынку уже брошен серьёзный вызов: как сделать так, чтобы технологии ИИ не отняли у журналистов, телеведущих и продюсеров рабочие места?
Плюсы и минусы использования новых технологий станут темой одной из сессий международного форума лидеров креативной экономики IPQuorum 2021: Tech for Content, который пройдёт 26–27 апреля в Технопарке Инновационного центра «Сколково».
Источник фото на тизере: Artur Tumasjan on Unsplash
Рекомендуем:
- Персонализация контента — больше не тренд, а абсолютная необходимость. Начинаем погружаться в технологии вчерашнего дня
- 12 инструментов для работы с репутацией в сети, и что не так с сервисами мониторинга СМИ и соцмедиа. Личный топ Михаила Умарова (Comunica) и Ришата Шигапова (RENOME)
- Как коронавирус меняет медиапотребление в России
- Хайп — ничто, настройки — всё: как выбрать медиаплощадку для запуска эффективной кампании
- Instagram для медиа: простые механики для быстрого и бесплатного роста числа подписчиков. Кейс «Русского Радио»
- Как пресс-релиз поможет испортить отношения с журналистами
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.