Интернет даёт возможность малому бизнесу быстро и без особых затрат раскрыть свой потенциал. Но где возможности, там и трудности: не успеешь раскрутиться, а вокруг уже появляются страницы-клоны, зарабатывающие на твоём имени.
Как юрист по интеллектуальной собственности могу с уверенностью сказать: эта проблема может коснуться как микробизнеса, так и крупных корпораций. Я составила подробную инструкцию, как защитить свои права. Вы узнаете, какие бывают неочевидные нарушения интеллектуальных прав в интернете и как с ними бороться.
В период самоизоляции в интернет ушли многие коммерческие организации. Особенно быстро перестроились представители сферы общественного питания. Те, у кого уже была налажена онлайн-торговля, оказались на шаг впереди тех, кто ещё не создал интернет-площадку. Так появилось множество нестандартных, но всё же наглядных способов индивидуализации компаний:
доменные имена (название сайта);
имена пользователей в социальных сетях;
профили в социальных сетях (сообщества и группы во ВКонтакте, профили на YouTube);
адреса электронной коммерческой почты.
По закону, все эти средства индивидуализации не являются охраноспособными, однако защитить их от копирования и незаконного использования можно.
Осенью 2019 года в суд обратилось ООО «Хартунг». Компания обнаружила доменное имя, созвучное их товарному знаку overload.ru. Сама компания к сайту не имела никакого отношения, как и к его владельцу Iksar Alliance Ltd. Обратившись в суд, ООО «Хартунг» смогло доказать противозаконность действий ответчика. По решению суда домен перешёл владельцу товарного знака.
Предположим, у вас тоже есть товарный знак, например, «Мистер Иванов». Пытаясь запустить сайт, вы обнаруживаете, что доменное имя с таким же обозначением уже занято (Мистериванов.рф, misterivanov.ru). Как действовать, ведь товарный знак — охраняемая государством интеллектуальная собственность?
Спешу вас обрадовать: если дело дойдёт до суда, вы практически наверняка его выиграете. Всё чаще суд становится на сторону владельцев товарных знаков и пресекает их незаконное использование в доменных именах или на других интернет-площадках. Но сначала действуем мирным путём: на основании ч. 5 ст. 4 АПК РФ, абз. 7 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ до обращения в суд сторонам нужно попытаться мирно разрешить спор. Вот что нужно для этого сделать.
Направляете претензию владельцу сайта, чей домен нарушает ваши права.
Данные владельца можно узнать через платформу WHOIS. Однако довольно часто указано «Private person». Это значит, что имя администратора можно узнать только через адвокатский запрос.
На адрес владельца домена отправляете претензию, в которой указываете, почему использование данного домена незаконно. Предлагаете варианты разрешения спора (обычно это передача прав на доменное имя, иногда блокировка сайта).
Если владелец не согласен и без судебного вмешательства не удаётся прийти к общему мнению — составляете иск в суд.
Обязательно подаёте заявление об ограничении пользования сайтом на время судебных разбирательств.
Вы выиграете суд, если:
у вас есть все документы на право владения товарным знаком;
докажете, что доменом пользуются мошенники для перепродажи;
докажете, что сайт не используется, то есть на нём ничего не продаётся.
А если нет товарного знака?
Добиться желаемого домена сложнее, если вы не зарегистрировали товарный знак. Как минимум вы не сможете ответить на вопрос, почему именно вам должен принадлежать этот домен.
В 2010 году был случай, когда японская компания «Фуджикура Лтд» обратилась в суд с иском на гражданина РФ Хорькова Н.Ю. Предметом спора стало доменное имя fujikura.su, которое ответчик использовал с 2007 года для продажи технических изделий. Несмотря на то, что домен был зарегистрирован раньше товарного знака истца “fujikura”, суд постановил передать право владения доменом компании «Фуджикура Лтд».
Мы с коллегами уверены, что единственный способ отстоять свои права на доменное имя — зарегистрировать его в качестве товарного знака. Но перед этим всё же проверьте, не принадлежит ли он уже кому-нибудь. Я и сама пользуюсь онлайн-сервисом, когда нужно узнать, есть ли созвучные домену товарные знаки.
Как только вы убедитесь, что домен никем не зарегистрирован в качестве товарного знака, приступайте к сбору документов.
Чтобы зарегистрировать домен как словесный товарный знак, вам необходимо:
составить заявку на регистрацию и направить её в регистрирующий орган — ФИПС;
в тексте заявки указать, в каком классе товаров и услуг будет использовано обозначение (в вашем случае — домен);
детально описать само обозначение (например, «Заявленное обозначение представляет собой словосочетание из двух слов, напечатанных буквами русского алфавита. Обозначение имеет следующее значение...»);
оплатить госпошлину — за регистрацию заявки, за экспертизу и выдачу свидетельства о регистрации. Оплату можно производить поэтапно;
дождаться результата экспертной проверки. При любом исходе вам придёт уведомление.
Важно! Эта инструкция работает как с доменными именами, так и с наименованиями ваших фирменных страниц в социальных сетях: во ВКонтакте, Instagram и других.
Мемы как объект авторских прав
Откуда берутся мемы? Обычно это спонтанное явление, возникающее в комментариях к очередному посту. Нередко случайное фото или видео может стать известным мемом, приносящим его владельцу немалый доход.
Представьте, что вы написали случайный комментарий, который за считанные дни разлетелся по всему интернету. Но ведь это ваша идея! Как защитить её от копирования?
В марте 2020 года блогер Анатолий Капустин, создатель известного мема «Показалось», подал иск на Wildberries и сеть магазинов «ТВОЁ». Автор уверен, что компании незаконно использовали раскрученный мем в дизайне одежды, нарушив тем самым авторские права. Исход дела ещё не известен, но ответчики уже дали отпор. С их слов истец не представил доказательств авторства, следовательно, данная надпись не может считаться объектом интеллектуальной собственности.
В случае с Капустиным всё могло бы быть по-другому, если бы он успел зарегистрировать мем как товарный знак. Словесный элемент «Показалось» в комбинации с изобразительным элементом, похожим на полицейскую нашивку, можно было заявить как комбинированный товарный знак. В данной ситуации блогеру удастся выиграть суд, если он докажет, что у него есть авторские права на изображение, и аргументирует факт их нарушения.
Другой вариант защиты мемов — регистрация авторского права на них. Причём в перечень охраняемых авторским правом элементов входят не только «забавные картинки», но и литературные тексты, фото, песни, скульптуры, карты. Словом, любые оригинальные произведения творческого характера. Так владельцу авторских прав на «Ждуна» удалось отсудить почти 9 млн рублей.
Популярный в 2017 году интернет-мем «Ждун» стал предметом судебных разбирательств между ООО «Си Ди Лэнд Контакт» и компанией «МегаФон». Истец заявил о незаконном использовании образа в рекламе мобильного оператора. Владельцу «Ждуна» удалось выиграть дело и взыскать с «МегаФона» 8,6 млн рублей. Спустя некоторое время они получили ещё одну компенсацию — с хоккейного клуба «Спартак».
Копирование текстов и снижение трафика из ПС
Я не открою Америку, если скажу, что уникальный и интересный контент привлечёт больше посетителей на ваш сайт (или в группу). Но чем он лучше, тем больше желающих его скопировать. Подобные действия недобросовестных конкурентов в лучшем случае приведут к снижению трафика. В худшем — к потере репутации. С этим тоже можно бороться.
Сразу уточним, что является контентом. Это наполнение интернет-площадки, включая:
фотографии;
статьи;
видео;
инфографику;
презентации;
кейсы.
Сегодня судебная практика на этот счёт неоднозначна, поэтому лучше и правильнее позаботиться о безопасности контента заранее.
5 простых способов защитить контент в интернете
1. Оформите договор со всеми сотрудниками, которые занимаются наполнением контента (копирайтеры, дизайнеры и другие). В договоре, а также в должностной инструкции сотрудника должно быть указание на служебные произведения, права на которые принадлежат компании. Если наполнение контента передано на аутсорс, сразу обговорите, что любые созданные для сайта произведения являются собственностью заказчика, то есть вашей.
2. Все данные для доступа к сайту или аккаунту (логин, пароль) должны быть коммерческой тайной, за разглашение которой предусмотрена ответственность.
3. Фото на сайте лучше защитить водяным знаком. Так же можно поступить с видеоконтентом и презентациями.
4. Вставьте ссылки на свой сайт в разных частях текстового контента. Этот способ полностью не защитит от копирования, однако есть вероятность, что на другом сайте текст появится с одной из ваших ссылок.
5. Самые ценные тексты можно задепонировать в российском авторском сообществе «Копирус» (https://copyrus.org/).
Кто защитит, если контент всё же скопировали
Проще всего уникализировать контент: переписать тексты, сделать новые фотографии, создать оригинальную инфографику. Но нет гарантии, что его снова не скопируют, да и процесс достаточно длительный и дорогостоящий. Авторские права на контент защищают сразу несколько ведомств:
Роскомнадзор;
ФАС;
Арбитражный суд (в случае, если у вас есть товарный знак).
Вначале попробуйте добиться мирного соглашения — свяжитесь с владельцем сайта по указанным на нём адресам. Согласно п.2 ст.10 ФЗ «Об информации» на каждом сайте должны размещаться данные владельца: электронный адрес, почтовый адрес и наименование. Если информация отсутствует, попытайтесь выяснить данные владельца при помощи того же сервиса WHOIS. Третий способ — реестр организаторов распространения информации на сайте Роскомнадзора.
Когда данные владельца сайта будут у вас на руках, направьте ему претензию с требованием удалить контент, нарушающий авторские права. И только если требование не выполнено, обращайтесь в антимонопольную службу или в Роскомнадзор. В случае положительного решения нарушителю грозит административная ответственность в виде штрафа или запрета на размещение контента.
Так, в 2019 году ИП Варламову А.В. удалось отсудить у конкурирующей фирмы 140 тысяч рублей за нарушение авторских прав. Ответчик, ООО «Про-мебель», использовал на своём сайте фотографии мебели, сделанные истцом. В своей защите он акцентировал внимание на том, что ИП Варламов не доказал наличия авторских прав на фотографии. После проведения экспертизы суд постановил взыскать с ответчика 140 тысяч рублей компенсации, а также удалить спорный контент.
Фейки в соцсетях
Отдельного внимания заслуживают фейки — страницы-клоны, полностью копирующие визуальную составляющую вашего профиля в социальных сетях. Если социальные сети приносят вашему бизнесу хороший доход, то появление страницы-клона может повлечь немалые потери.
Клоны интернет-магазинов обычно работают так: создают копию вашей страницы, используя логотип, фотографии и название. Невнимательному пользователю зачастую сложно отличить хорошую копию от оригинала. Какие-то фейки начинают проводить розыгрыши из разряда «подпишитесь на нас и получите 100 $». Другие пишут потенциальным клиентам и просят внести предоплату за товар/услугу. Опасность их действий очевидна: пока фейковый магазин набирает подписчиков, настоящий теряет и клиентов, и доверие.
Спрогнозировать появление фейка невозможно, но защитить свой бизнес заранее может каждый. Оформите товарный знак на различные элементы бренда, которые могут скопировать: логотип, название, доменное имя. Остальное наполнение магазина можно защитить авторским правом: фотографии, тексты, оригинальные разработки.
Обнаружили фейковую страницу? Держите план действий
Сразу уведомите в социальных сетях о появлении клона. Есть вероятность, что новость распространится дальше и о фейке узнают не только ваши подписчики.
Со своего аккаунта/профиля жалуемся на страницу клона в техническую поддержку социальной сети.
Если у вас есть товарный знак, отправьте копию документов администрации социальной сети, указав, что его незаконно копируют. С администрацией ВКонтакте можно связаться по электронному адресу support@vk.com. С администрацией Instagram через форму https://help.instagram.com/contact/230197320740525</a>.
Если товарного знака нет, можно пожаловаться на нарушение авторских прав на фотографии, видео или другой контент.
Практика показывает, что на удаление фейковых страниц уходит от 2 до 4 суток.
6 шагов по защите контента
В заключение хочу отметить, что позаботиться о защите бренда в интернете лучше заблаговременно. Во-первых, у вас уже будут собраны доказательства на случай кражи контента или незаконного использования. Во-вторых, у вас будет больше шансов урегулировать спор без привлечения суда.
Воспользуйтесь моей инструкцией, чтобы защитить контент.
Все важные составляющие контента: логотип, название, домен защитите товарным знаком. В дальнейшем вы можете добавлять к ним символ зарегистрированного товарного знака ®, тем самым предупреждая о возможных последствиях копирования.
Графические элементы, которые являются визитной карточкой бренда, можно запатентовать, как промышленный образец (дизайн), чтобы обеспечить себе 100% защиту в любых видах деятельности.
Водяной знак — неплохой способ защитить фотографии и видеоконтент. Да, это не остановит от копирования, однако удалить его не так просто.
Самые ценные объекты авторского права (тексты, кейсы, ноты, изображения) можно депонировать в российском авторском сообществе по адресу: https://copyrus.org/.
Отслеживайте появление клонов вашего профиля и сразу направляйте жалобу в техподдержку. Здесь вам может помочь Google Alerts — бесплатный сервис, который ищет совпадения по словам или фразам. С его помощью можно легко отследить плагиат и быстро пресечь его распространение.
Оформите все объекты интеллектуальной собственности как нематериальные активы (НМА), это упростит расчёт ущерба в результате действий нарушителя и увеличит активы бизнеса.