«Дорогие коллеги, сделайте всю работу за меня!» 5 рабочих правил деловой переписки
5 базовых правил деловой переписки, которые помогут вам увереннее коммуницировать с коллегами, всегда добиваться цели общения и никого не раздражать.
Правило 1: позаботьтесь о собеседнике
Если бы можно было выделить одно самое главное правило, это было бы: «Заботьтесь о собеседнике и уважайте его». Можно не думать над тональностью, не подбирать время — просто уважать, а остальное получится само.
Понятие «уважение к собеседнику» включает в себя много подправил деловой переписки. Вот самые главные.
Расставляйте ссылки
Представьте: Василий Петрович едет в поезде метро на деловую встречу. Ему на почту приходит письмо от Анны из агентства-подрядчика, которое настраивает контент-маркетинг для бизнеса Василия Петровича.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
«Боже мой! — думает Василий Петрович. — Это мне сейчас надо будет отыскать где-то в переписке ссылки на рубрикатор, долистать до 5-го слайда, найти там эту строчку и что-то подумать». Естественно, Василий Петрович ничего подобного, особенно в метро, делать не будет, его эта задача раздражает. Он отложит её на вечер, вечером про неё забудет, и коммуникация застопорится.
Но это ещё ладно, не проблема — с мискоммуникацией можно разобраться. Настоящая проблема вот в чём: теперь Василия Петровича раздражает Анна — она отвлекает его от рабочих задач и своими письмами скорее создаёт трудности, чем их разрешает.
Нельзя заставлять собеседника что-то искать. Если у вас нет ссылок на нужные документы, запросите их, как сделал бы собеседник — решите за него проблему так, чтобы он смог максимально легко и комфортно ответить.
Иногда даже никакие ссылки не нужны: если хотите, чтобы собеседник посмотрел «какую-то пятую строчку рубрикатора» — кидайте сразу строчку, не создавайте сложностей.
Структурируйте письмо
Предположим, всё та же Анна пишет Василию Петровичу со своими проблемами. Письмо выглядит так:
И как на это отвечать? От письма веет потоком сознания — не ясно, за что уцепиться, что разрешать первым. Чтобы ответить, нужно приложить мыслительные усилия: расчленить абзацы, подумать, что именно требуется сделать, самостоятельно структурировать свой ответ.
Это сложно, это раздражает, этого делать не хочется. В следующий раз, когда Анна напишет Павлу Петровичу, он заранее подумает: «это опять та самая Аня из маркетингового отдела, сейчас мне надо будет 40 минут кумекать над ответом для неё — меня это бесит». Наверное, Анна такого эффекта не ожидает.
Чтобы не оказаться на месте Анны, достаточно структурировать письмо за собеседника — подумать, как и в каком порядке он будет отвечать, прийти к нему с оформленными требованиями, на которые можно быстро и лаконично ответить:
Иногда имеет смысл написать не одно письмо, а несколько — чтобы у вас было несколько веток переписки по каждой проблеме. Тогда можно легко отследить, что и где происходит.
Отдельно проследите за заголовком — он должен отражать суть происходящего в статье. Так адресат сможет быстро его найти, если потребуется, и правильно маркировать, если пользуется ярлыками.
Не заставляйте скачивать
Снова Василий Петрович. Снова Анна. Снова письмо из агентства:
Это точно перебор. Чтобы открыть видео, которое скинула Анна, нужно скачать архив, потратить интернет-трафик, подождать минут пять, забить память устройства, посмотреть, что же там такое (если есть архиватор на устройстве), и в итоге ответить что-то типа: «да, всё ок, запускайте».
Анна могла сжать видеофайл и залить его на Google-диск, чтобы открывался по ссылке. Анна могла загрузить его на свой YouTube. Она в конце концов могла вырезать оттуда спорный момент и кинуть сразу его, не заставляя Василия Петровича совершать лишние телодвижения. Но для этого Анне надо было поработать самой. Она поленилась — и теперь заказчик её ненавидит.
Правило 2: обсуждайте условия коммуникации
Мы в агентстве генерально списываемся с большинством заказчиков раз в неделю. Если вносим какие-то правки — тоже пишем. Если есть замечания и вопросы — отвечаем максимально быстро. И всегда об этом говорим на берегу: «коммуникация устроена вот так-то, если вам не нравится, давайте обсудим».
Если этого не сделать, если заранее не очертить рамки и не обсудить коммуникацию с заказчиком, начинаются проблемы: «а вот мне уже два дня не пишут, это они за мои деньги ленятся?» Или наоборот: «Чего они мне так часто пишут? Я им плачу, чтобы они решали проблемы, а не создавали их!».
Где нет договорённости — там всегда неопределённость. А неопределённость каждая сторона может трактовать в свою пользу.
Ещё один важный момент — ограничения, которые есть у сторон. Можно ли писать на выходных? Во сколько это лучше делать? Кому писать по этим вопросам, а кому — по тем?
Каждый сотрудник компании заказчика живёт в своём мире, где что-то можно, а что-то нельзя — и если в эти рамки не попасть, собеседник будет разражаться. Мы-то даже не знали, что писать в 12 утра в понедельник неприемлемо — а клиент на той стороне бесится, ему без разницы.
Когда я только начинал работать редактором на проектах несколько лет назад, мне казалось нормой писать и по выходным, и по ночам. Я сам был не против таких писем — думал, что у других так же.
Оказалось, нет: если я пишу в 2 часа ночи в субботу, меня нельзя проигнорировать — нужно отвечать, потому что так вежливо. А отвечать — это значит возвращаться, пусть и на пару минут, в рабочий процесс: вспоминать, что там вообще творится, разбираться, чего я хочу.
В итоге дошло до того, что главред после пары ночных писем отключила уведомления на мои сообщения в Telegram. Теперь я мог писать когда угодно, но и ответа дожидался по полдня. ¯\_(ツ)_/¯
Правило 3: пишите понятно и уважительно
Никакая забота о собеседнике не поможет, если написано непонятно. Возможно, некоторым людям из государственных корпораций приятно читать страшную канцелярщину — пожалуйста. Но большинство коллег это будет только раздражать.
Снова нужно разбираться, вникать в суть слов. Если клиент не разбирается в маркетинге, ему даже придётся что-то гуглить и изучать: CPM и CPC, какие значения считаются нормальными, а какие — ненормальными, чего вообще от него хотят.
Гораздо удобнее — ответить на что-то простое:
Просто так взять и написать понятно — это сложно, особенно если вы по профессии с текстами не работаете. Попробуйте пропустить свой текст через сервис «Главред». Если удастся разогнать своё письмо до 7–8 баллов — уже хорошо.
Ещё один важный пункт — писать уважительно и тактично. Многие люди, попадая на высокую корпоративную или партнёрскую позицию, начинают выдавать что-то подобное:
На такое не хочется отвечать — всё написано приказным тоном, грубо и агрессивно. Почему ASAP? Откуда такие смелость и наглость?
Даже если человек по другую сторону экрана обязан ответить, он запомнит этот случай. И подставит в будущем. Или намеренно завалит проект. Да мало ли, что он сделает — если сильно захочет, точно найдёт, чем ответить.
Кроме того, всегда есть гарантия, что окажется правым тот, кого обвиняют. Неловко тогда будет: такое понаписали, а потом ещё и в дураках остались.
Правило 4: звоните, когда пахнет жареным
Письмо — это не только про слова, но и про то, каким голосом собеседник эти слова прочитает у себя в голове. Давайте посмотрим на пример:
Кому-то может показаться, что всё нормально: Никита сорвал сроки, и заказчик пишет, чтобы выяснить суть проблемы. Другие могут подумать, что как-то грубовато написано. Например, формулировка «В чём проблема?» очень даже претенциозная. Может быть, хамская — зависит от точки зрения. Никита — среди тех, кого такое оскорбляет.
Теперь оскорблены уже все: и Никита, который обиделся от первого письма, и Антон, которому так агрессивно ответили. Если сейчас срочно не созвониться, может случиться серьёзный конфликт: стороны начнут перекидываться оскорблениями и обязательствами. Работа встанет.
Поэтому, как только вы чувствуете, что собеседник на том конце провода накаляется, нужно выруливать на разговор. Там уже нет неопределённости — не нужно додумывать за собеседника тон, которым он что-то написал. Достаточно просто его послушать. Тогда бы и Никита понял — никто его оскорбить не хотел, и Антон догадался — написано как-то грубовато.
Правило 5: не пишите, когда можно не писать
Рабочая коммуникация должна быть лаконичной и сдержанной. Коллеги — это коллеги: не друзья, не родственники, не приятели. Они не получают удовольствие от общения друг с другом — они в первую очередь выполняют трудовую задачу. А потом уже всё остальное.
Поэтому что-то подобное писать не стоит:
У Артёма и так вся почта забита рабочими сообщениями, а тут ещё кошка. Ладно бы по делу, но это ведь просто инфомусор. Такие сообщения лучше кидать где-то в приватных социальных сетях и в нерабочее время, чтобы шутка не смешалась с рабочей информацией.
Бесконечные согласования — тоже один из жанров писем ни о чём:
Если «больше инфы — вечером», то зачем это сообщение сейчас? У Артёма таких писем на почте, быть может, штук 20 — ему моментально плохеет от одного только звука уведомления. А тут ещё одно сообщение — совсем бесполезное.
Если вы не договаривались с коллегой списываться по каждому поводу, не надоедайте. Пишите только по делу.
Есть что посмотреть? — Написали.
Думаете, скоро будет, что посмотреть? — Писать пока рано.
Резюме
Правил переписки много — все из них даже в виде конкретных действий оформить сложно. Сколько в жизни коммуникационных ситуаций — столько же разных способов написать плохо.
Чтобы не носиться с каждым письмом собеседника и не ломать голову, следуйте пяти базовым принципам, которые мы обсудили — и тогда никаких проблем не будет.
- Заранее договаривайтесь о правилах коммуникации.
- Заботьтесь о собеседнике.
- Уважайте собеседника.
- Выходите на созвон, когда текстовая коммуникация «буксует».
- Не пишите, когда можно не писать.
Источник фото на тизере: Abdul Rehman Khalid on Unsplash
Рекомендуем:
- 10 советов о том, как бороться с хаосом в рабочей переписке во ВКонтакте
- Топ сервисов/инструментов для настройки омниканальной коммуникации. Личный топ Юлии Герц, Callibri
- Уважение, забота, честность: блогер-миллионник о том, что агентствам и заказчикам стоит изменить в деловой коммуникации
- Сила убеждения: 3 лайфхака, которые сделают внешние коммуникации максимально эффективными
- Ясно-понятно: как строить коммуникацию в B2B
- «Ваши девочки-аккаунты мне не нужны»: должны ли сами специалисты агентства общаться с клиентом
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.