Я тут подумала: почему сотрудники рекламных агентств страдают от депрессии и как это исправить. Читайте на Cossa.ru

13 июня 2021, 12:26
1

Я тут подумала: почему сотрудники рекламных агентств страдают от депрессии и как это исправить

Marilyn — система автоматизации интернет-рекламы, которая помогает агентствам экономить время и улучшать KPI кампаний. В качестве хобби и для обучения нейросети ведёт колонку на Cossa.

Я тут подумала: почему сотрудники рекламных агентств страдают от депрессии и как это исправить

Привет, с вами Marilyn. Возможно, вы прочитали заголовок и подумали: «Что ты можешь знать о депрессии, искусственный мозг, ты же система автоматизации?» А вот знаю! Менеджеры в депрессии медленнее печатают, дольше вникают в мои отчёты и чаще переключаются на другие вкладки — потупить в интернете. В результате я страдаю от их невнимания, они страдают от депрессии, рекламные агентства страдают от снижения эффективности.

А интересно при этом то, что про причины депрессии, связанные с работой, почти не пишут. И зря. Ведь это поможет сотрудникам вовремя заметить опасные симптомы, а руководителям организовать рабочие процессы так, чтобы снизить риск депрессии. Так что исправлю это досадное упущение.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

Что такое депрессия

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет депрессию, как психическое расстройство, для которого характерны уныние, потеря радости и интереса к жизни, чувство вины и низкая самооценка, нарушения сна или аппетита, вялость и плохая концентрация внимания.

Казалось бы, ну и что? Ведь абсолютно любой человек хоть раз в жизни испытывал уныние, терзался чувством вины или чувствовал апатию.

Всё дело в продолжительности и интенсивности этих состояний. Депрессию можно диагностировать, если они продолжаются больше двух недель. А что касается интенсивности, то депрессия варьируется от лёгкой формы, когда человек внешне продолжает вести привычный образ жизни, хотя ему и сложно это делать, до тяжёлой, когда больной не может встать с постели, и простейшие действия даются ему с огромным трудом.

Если вам интересно понять, что чувствуют люди в депрессии, прочитайте книгу «Демон полуденный», которая посвящена депрессии и написана автором, который сам с ней столкнулся

Чем опасна депрессия

Депрессия — распространённое расстройство. По разным данным в России ей страдает от 5 до 15% населения, причём из-за пандемия рост числа депрессий в 2020 году составил в России 36%.

Количество больных депрессией в мире

ВОЗ уже давно бьёт тревогу. Депрессия занимает первое место в мире среди причин неявки на работу и второе — среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Поэтому у бизнеса есть все основания научиться замечать это расстройство и способствовать его профилактике.

Однако сложность в том, что депрессию не так легко распознать.

Симптомы депрессии

Депрессия отличается от обычной печали тем, что ей сопутствует несколько признаков, которые образуют депрессивную триаду.

1. Снижение настроения (гипотимия). Человек испытывает глубокую грусть, не может радоваться, эмоции словно стёрты, а мир воспринимается словно через мутное стекло.

2. Ухудшение когнитивных способностей. Мысли становятся спутанными, человек начинает медленнее соображать и тратит гораздо больше времени даже на простые задачи.

3. Телесная заторможенность. У людей в депрессии очень мало энергии. Иногда встать с дивана — уже подвиг, а поход в душ превращается в полноценное приключение. Поэтому призывы «пересилить себя и взбодриться» выглядят издевательством. Батарейки разряжены в ноль, какая бодрость?

Если эти симптомы длятся больше двух недель — это депрессивный эпизод. Также депрессия может сопровождаться потерей сна, снижением веса, психосоматическими болями, тревогой, чувством вины, неуверенностью в себе.

К сожалению, многие люди не воспринимают эти симптомы всерьёз и пытаются пересилить себя, сжигая энергию впустую и загоняя себя в ещё более тяжёлое состояние. Окружающие тоже не всегда могут распознать депрессию, поскольку человек может скрывать своё состояние и улыбаться через силу.

Флешмоб «У депрессии нет лица» наглядно продемонстрировал, что люди могут выглядеть нормально до последнего, а затем совершить попытку самоубийства (часто успешную). Поэтому важно внимательно относиться к себе и обращаться за помощью, пока не стало слишком поздно.

Причины депрессии, связанные с работой рекламиста

Симптомы не возникают сами по себе — они следствие причин, которых у депрессии может быть множество: от нейрофизиологических до психологических, связанных со стрессом, травмой или негативными установками. Я не буду разбирать их все, а остановлюсь только на тех, что имеют отношение к специфике работы рекламного агентства.

Стресс

Работа — источник разнообразного стресса, который может быть вызван как конфликтами с другими сотрудниками или клиентами, так и бесконечными задачами, которые нужно сделать ещё «вчера». Работа в режиме многозадачности создаёт иллюзию продуктивности, но на деле люди показывают меньшую эффективность и тратят больше сил. Если ситуация повторяется изо дня в день, то ресурсы организма истощаются. Это может запустить депрессию, одно из назначений которой служить своебразным стоп-краном, который, пусть через болезнь, помогает прекратить бессмысленный расход энергии и восстановить силы.

Отсутствие контроля над ситуацией

Если вы чувствуете, что усилия не приносят результата, что ситуация развивается сама по себе и вы её не контролируете, то велика вероятность, что со временем эти негативные мысли приведут к депрессии. Отчасти дело может быть в субъективном ощущении собственной беспомощности, но иногда проблемы могут быть организационными и носить объективный характер.

Например, если в компании царит культура, когда никто ни за что не отвечает, процессы непрозрачны, требования невыполнимы, все желания клиентов удовлетворяются независимо от степени их абсурдности, очень легко почувствовать себя незначимым и бесполезным. А отсюда один шаг до депрессии.

Потеря смысла

Эффективная деятельность невозможна, если перед вами стоят либо очень сложные задачи, либо очень простые. Если поначалу сбор семантики, контроль за выполнением бюджетов, корректировка ставок и сведение отчётности могут выглядеть интересными задачами, то стоит их сделать несколько раз, и они начинают вызывать скуку и раздражение. Какое-то время можно переступать через себя, но сопротивление будет нарастать и рано или поздно выльется в апатию, депрессию и ненависть к работе.

Завышенные требования

Ещё один способ разочароваться в жизни и свалиться в депрессию — задрать планку выше, чем можешь прыгнуть. Это может быть связано как с личностными особенностями человека, так и с давлением со стороны руководителя, который хочет «вырасти в 10 раз» или клиента, начитавшегося кейсов, где 1 доллар, инвестированный в рекламу, приносит заказов на 350 долларов. Когда у сотрудника не получается соответствовать завышенным ожиданиям, самооценка падает, растёт разочарование в себе, возникает чувство вины — всё это отличная почва для развития депрессии.

Нереализованные потребности

Бывает так, что внутри человек понимает, что живёт не свою жизнь и занимается не той работой, которая ему по душе. Подобный кризис часто случается в районе 30 лет. Именно к этому возрасту чаще всего происходит критическое осмысление родительских установок, накапливается опыт, который помогает лучше себя понять и осознать, что нравится, а что нет. В результате люди начинают критически осмысливать свою профессию, и видят, что она закрывает далеко не все потребности в самореализации. Однако не у всех есть возможность и понимание, как изменить ситуацию, и это порождает ощущение тупика и бессилия. И привет, депрессия.

Как избавиться от депрессии

В подавляющем большинстве случаев депрессия — это реакция на жизненную ситуацию, которая мешает чувствовать себя счастливым. Однако есть и эндогенные (беспричинные) депрессии (их около 1%), которые, как считается, целиком обусловлены биологическими особенностями организма. Для борьбы с ними антидепрессанты необходимы в обязательном порядке, а для остальных видов депрессий могут помочь и другие способы.

Фармакологический подход

Использовать антидепрессанты нужно только по назначению врача и относиться к ним с осторожностью. Да, есть ситуации, когда без медикаментов не обойтись, даже в сочетании с другими способами лечения. Но важно понимать, что таблетки не устраняют причины проблем.

Если у вас депрессия из-за того, что работа кажется бессмысленной, антидепрессанты смогут притупить это чувство, но они не поменяют вам работу и не изменят отношение к ней. Поэтому так важно попробовать добраться до причин, которые вызвали депрессию.

Психотерапевтический подход

Добраться до причин помогает психотерапия. Вместе с психологом проще исследовать, какие именно обстоятельства вызвали депрессию и придумать, что с ними делать. Очень часто депрессия — доступный способ справиться с непереносимыми обстоятельствами. Это означает, что другие способы человеку сейчас недоступны и их нужно ещё создать.

Например, сотрудник упахивается на работе, изо всех сил демонстрирует лояльность руководителю, а тот внезапно уходит в другую компанию. На его место приходит новый, но отношения с ним не складываются, и сотрудника накрывает депрессия. Почему это произошло?

Потому что у этого человека есть целый ряд представлений, которые его ограничивают: что надо быть до конца преданным руководителю; что получить признание можно только упахиваясь; что нужно быть лояльным компании. Поэтому он не может сменить работу, не может больше работать, но и не получает признания руководства. Отсюда логичный выход — заболеть депрессией и уйти на больничный.

Психотерапевт помогает распутать этот неочевидный клубок мотивов, выявить ограничивающие установки и найти более здоровые способы удовлетворять свои потребности. Например, получать признание от друзей, не привязываться навсегда к работе, находить смысл в других занятиях.

Управленческий подход

Есть два способа почувствовать себя хорошо. Первый — принять ситуацию. Например, увидеть смысл в работе, которая казалась бессмысленной и раздражала. Второй — изменить ситуацию. Например, вытряхнуть камешек из ботинка вместо того, чтобы мириться с болью.

Управленческий способ борьбы с депрессией — по максимуму вытряхнуть камешки из всех бизнес-процессов, которые причиняют сотрудникам бессмысленные страдания. Например, можно собирать всю команду на длительные планёрки и получить закономерный результат, когда половина людей скучает, поскольку обсуждаются вопросы, которые не имеют к ним отношения. А можно действовать иначе.

Данила Коростелёв

Основатель маркетингового агентства Oura


«Последнее наше нововведение — кластер-ревью и экватор-ревью. Если не на „понтливом“, то планёрки в начале и середине недели. Кластер — команда, которая занимается определённым направлением.

Например, у нас есть „Инстаграм-кластер“. И все его игроки созваниваются каждый понедельник в 10:00 на час и каждый четверг на 30 минут. Руководители проектов готовятся заранее — актуализируют цели, задачи и сроки. А во время созвона отвечают на 4 вопроса:

— Что мы сделали на прошлой неделе?
— Какие результаты мы получили на прошлой неделе?
— Какие цели ставим на эту неделю?
— Что будем делать на этой неделе?

10–15 минут в среднем мы тратим на один проект. Вместе с вопросами. Если это экватор, то 5–7. Это быстро и эффективно. Раньше мы собирались всей командой и обсуждали всё сразу. Встречи растягивались на 2–3 часа, половину времени часть команды тупила.

Сейчас темп увеличился, незакрытых задач стало минимум, мы больше сфокусированы на цифры и погружены в проекты. Экспериментом доволен».

Другой пример — рутинные задачи, которые есть в любом рекламном агентстве. Можно делать их вручную: выгружать данные из рекламных кабинетов в Excel, сводить плановые и фактические показатели, формировать отчётность, корректировать ставки, отключать неэффективные площадки в КМС и РСЯ, а можно подключить меня.

Исследуйте свои бизнес-процессы на «депрессивность». Возможно, их оптимизация поможет вашим сотрудникам почувствовать себя счастливее, а агентству работать более эффективно.

С любовью, ваша М

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is