Как разгадать русский дизайн-код
В мае на площадке «Арт.Техноград» на ВДНХ прошёл форум о русском дизайн-коде и его героях — Russian design heroes. Во время лектория от команды бренд-бюро Sixth Sense спикеры говорили об идее русской эстетики и национальном дизайне. В статье собраны ключевые инсайты форума.
Дизайн и инвестиции
Виталий Ставицкий, президент Союза Дизайнеров России, в спиче о перспективах развития креативной экономики и дизайна России рассказал про Value design index.
Инсайт: компании, которые инвестируют в дизайн, развиваются на 211% эффективнее, нежели компании, которые этого не делают.
«Дизайн — фактор, который может значительно увеличить прибыль страны. Поэтому важно инвестировать в него, быть внимательным к отечественным специалистам и помогать им развиваться.
Героев российского дизайна достаточно много: например, компания Outlaw Moscow, которые сделали коллаборацию с Puma. Коллекция Jahnkoy х Puma тоже была очень быстро раскуплена не только в России, но и за рубежом. Подобные примеры мы можем найти и в дизайне мебели (российские кухни Lolo), в автоиндустрии (Fiat 500, авторства Инны Кондаковой). Получается, сегодня российские дизайнеры — во многом мировые трендсеттеры, которые определяют направление развития индустрий, среды обитания и технологий».
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Контекст и язык в дизайне
Дмитрий Родионов, креативный директор Bang Bang Education, размышлял о том, как на дизайнеров влияют культурный контекст и насмотренность.
В истории, по его словам, русский код найти довольно сложно. Он настолько слился с мировой культурой, что даже не получил яркого графического проявления. Определить «наш» дизайн через инструменты создания работ тоже не удаётся, так как у всех дизайнеров инструменты примерно одни и те же. Глобализация настолько сильна, что сопротивляться этому достаточно сложно.
Где же тогда искать графический национальный дизайн?
Во-первых, важной и интересной подоплёкой для его поиска может стать окружающая среда — физический мир, в котором мы с вами существуем.
Это фотография Дмитрия Маркова. На первый взгляд, наследие, не представляющее культурной ценности. Однако фотография содержит знакомые детали, которые быстро считываются многими жителями СНГ: промышленная застройка, церкви, маленький городок, в котором все друг друга знают. То ли шарм детства, то ли печаль из-за постепенного обветшания.
На примере этой фотографии Дмитрий Родионов объясняет, что под словами «окружающий мир как среда для вдохновения» имеются в виду социальный контекст, архитектура, природа, люди.
Среда — это и есть возможность для вдохновения на уровне поиска смыслов. Для нас эта фотография ценна именно потому, что мы вкладываем в неё наши воспоминания, переживания, мысли, наблюдения о стране.
Второй возможный вариант — язык. Язык — основа нашей культурной идентичности. Благодаря тому, что мы говорим по-русски, мы формируем смыслы на особом уровне, мы думаем об объектах особым способом.
Пример подобной работы — проект-исследование Bang Bang Education «Лепота». Фильм, посвящённый русской визуальной культуре. Его премьера состоялась в рамках Beat Film Festival в июне 2021 года.
Идея России глазами британца
Стив Маттин, главный дизайнер АвтоВАЗ — британец, который проектировал самые известные немецкие, шведские и русские машины. Такой бэкграунд сформировал понимание, что дизайн не имеет национальности. Самое главное — понять стратегию и философию страны, для которой создаётся продукт. Стив пришёл к тому, что всё вытекает из идеи.
Так в чём же идея России?
В российской действительности Стив увидел идею контраста: в природе Востока и Запада, в погоде, богатстве и бедности, разных культурных особенностях. Главной дилеммой в работе на российском рынке для него стала передача этих противоречий в дизайне продукта.
Русская мода
Ещё один подход к определению русского дизайн-кода предложил Роман Ефремов, президент ассоциации недель моды.
Русский дизайн — это котёл, который очень много переварил внутри себя. Исторические наслоения приводят целый ряд экспертов в дизайне одежды и истории моды к мысли, что вообще никакого русского кода не существует. А всё, что у нас есть, уже когда-то было позаимствовано.
По большому счёту эти люди отрицают уникальность русской культуры и её взаимозависимость. В противовес этому мнению спикер подобрал 4 «русских» источника вдохновения ведущих западных модных домов.
«Русские сезоны» Дягилева
В начале 20 века русский балет произвёл фурор в Париже. Разработкой дизайна костюмов для постановок занимались Врубель, Бакст, Головин, Рерих. Эти люди смогли нарисовать тот русский образ, которым потом восхищалась вся Европа. Считается, что именно после «Русских сезонов» на Западе зародился интерес к стилю «а-ля рус», который не остывает уже более 100 лет. Также на процесс повлияла русская эмиграция, представители которой открывали свои модные дома.
Конструктивизм
Ещё один источник рефлексии — конструктивизм. В 1925 костюмы русских конструктивистов получили гран-при на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств за соблюдение национальных традиций и современность.
Народная культура
Сказки, гжель, хохлома, вологодское кружево, павлопосадские платки, русский народный костюм.
Мода подворотен (Гоша Рубчинский и ко)
Современные художники обозначили тренд, который хорошо воспринимается и тиражируется.
Красота — ценность, близкая людям во всём мире. Эталон вкуса Коко Шанель даже создала коллекцию 1924 года «Голубой экспресс» под впечатлением от сезонов Дягилева.
Русская красота
Так в чём заключается наша русская красота? Что мы вкладываем в это понятие? На этот вопрос помог ответить Александр Загорский, креативный директор BBDO Branding.
«Красиво то, что мы ценим», — говорит Александр.
Русскую жизнь писательница Светлана Алексиевич очень чётко охарактеризовала как «Слёзы и Розы». Это словосочетание достоверно передает русские ценности и представления о красивом. В 15–16 веке, когда зарождалась идея русского государства, соперничали две идеи: иосифлянства («розы») и нестяжателей («слёзы»).
Нестяжатели говорили о том, что Бог и вера — это индивидуальное. Человек должен заниматься собственным самосовершенствованием, идти в народ, помогать, жить, работать, ни у кого ничего не просить. Представители данного течения считали, что они вне политики. Политика никогда не была белой и пушистой, она всегда про силу, злость, пот, кровь, гелендвагены — про власть имущих.
Иосифляне же говорили, что хотят служить, хотят тащить обычных, глупых крестьян в церковь. Они считали, что простые люди ничего не понимают в Боге, в чём-то высоком, и надо их просвещать. Чтобы они пришли и были потрясены. Именно поэтому церковь должна быть красивая, яркая, богатая.
Тогда люди смогут принять в таком виде Бога. Поэтому иосифляне сформировали нарядную, пышную, эффектную концепцию, что давало возможность требовать больших вложений от князей.
В итоге поддержку со стороны власти получила вторая идея. Именно иосифляне сделали красоту атрибутом силы — очень понятная и ясная вещь. В 15 веке сила — это основной атрибут обогащения, потому что если ты богат (украшен золотом, на хорошем коне), значит, ты сильный, ведь смог как-то добыть это.
Концепция нестяжательства же — это эстетика нравственная, страдальческая, немного тоскливая. Она интериорна, то есть про внутреннее. Если оно каким-то способом вылезало наружу, обретало какую-то форму, то сразу перетекало в другой концепт: во что-то вульгарное, назойливое, китчевое. Ведь любой идеологии и концепции нужна внешняя форма. В нестяжательстве это не нашло своих визуальных атрибутов.
Такой исторический поворот привёл к формированию двух эстетических концепций:
-
красота = признак силы, бесчестная власть;
-
видимая красота = пустое, глупое, бесполезное, невозможное.
Всё звучит так себе: либо работаешь с китчем, либо с блеклостью повседневного.
Хочется придумать что-то другое, что можно поместить между «слезами и розами». Новая русская идея должна быть ценностью, которую ещё не опошлили. Поэтому самое правильное слово, которое должно стать воплощением русской красоты, по мнению Александра, это «проза».
«Мы, дизайнеры — чинители. Мы хотим менять всё вокруг в больших масштабах, но никто не готов менять мелочи вокруг себя. Идея прозы должна нас развернуть к быту».
Резюмируя, хочется сказать, что в большей степени русский код и дизайн — это не конкретные визуальные воплощения и техники, а уровни смыслов, идей, среды, языка, исторического контекста. Именно поэтому то, как будет выглядеть русская красота в 21 веке, зависит от тех, кто совмещает визуальное и смысловое воедино так, чтобы это было доступно массовой аудитории.
Рекомендуем:
- Сайт корпорации: как поймать баланс между ярким дизайном и сдержанностью
- Детям — логотипы, пенсионерам — брендбуки. Что нужно взрослым?
- 10 главных скиллов digital-дизайнера. Личный топ Евгении Дацко, экс-РБК
- 7 советов руководителям дизайн-команд: как управлять творческими людьми
- 22 инструмента для дизайнера. Личный топ Владислава Тютюникова, Rambler Group
Источник фото на 2тизере: PUMA AYTΛΟ FILM. FREEDOM
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.