Как стать веб-аналитиком с нуля
Что должен уметь веб-аналитик, плюсы и минусы профессии и где прокачаться с нуля до джуниор-специалиста.
Интернет-профессий сегодня несколько десятков. Специалисты всё чаще уходят в узкую специализацию, оттачивая навыки в определённом направлении: программисты сосредотачивают усилия на Java, копирайтеры делают выбор в пользу UX... Веб-аналитика — тот случай, когда нужно владеть максимально широким инструментарием, умея одинаково хорошо работать сразу с несколькими каналами и группами данных.
Рассказываем, как стать веб-аналитиком с нуля.
Основы и цели веб-аналитики
Веб-аналитика — это процесс сбора и анализа статистических данных о посещениях и посетителях сайта для оптимизации работы ресурса и проводимых рекламных кампаний.
Для этого нужно:
-
Определить целевую аудиторию. В частности, те параметры, которые важны для бизнеса (например, пол, возраст, место проживания и так далее).
-
Обеспечить сбор необходимого массива данных.
-
Провести анализ поведенческих факторов и подготовить выводы по улучшению работы портала.
-
На основе анализа оптимизировать сайт, при необходимости изменив структуру и добавив конкретные блоки.
Веб-аналитика носит исключительно прикладной характер. Сама по себе она не может поднять посещаемость сайта или его конверсию. Данные, полученные при помощи инструментов веб-аналитики, — это цифры, которые требуют глубокого анализа и последующих действий.
Главная цель веб-аналитики — обнаружить проблемы, которые не дают сайту развиваться, и предложить максимально эффективные решения в оптимальный срок и при минимальных вложениях.
Обязанности веб-аналитика
Веб-аналитик — специалист, который собирает и анализирует информацию о посетителях сайта и их поведение. Для изучения он использует разные системы сбора данных (самые популярные — Яндекс.Метрика и Google Analytics), выделяет важные для конкретно этого бизнеса параметры, интерпретирует их и на основе этого даёт рекомендации по улучшению работы портала.
Таким образом, в обязанности специалиста входит:
-
установить и настроить системы аналитики на сайте;
-
оптимизировать отслеживание трафика из контекстной рекламы;
-
доработать, а при необходимости создать новые отчёты и системы аналитики;
-
проанализировать полученные показатели и дать чёткие рекомендации по оптимизации работы портала.
Это основные задачи веб-аналитика, но, как правило, перечень гораздо больше и зависит от конкретного случая. Веб-аналитик помогает бизнесу понимать аудиторию и повышать эффективность интернет-рекламы. Без него не получится выявить проблемы на сайте, привлечь новых подписчиков.
Инструменты веб-аналитики
Проведение анализа, на основе которого будут даваться рекомендации по улучшению работы портала, предполагает использование различных инструментов аналитики. Основная группа — это системы сбора, а также визуализации данных. Самые востребованные среди них — Google Analytics, Яндекс.Метрика и Power BI. Основные показатели веб-аналитики получаются с помощью именно этих сервисов.
Яндекс.Метрика
Бесплатный интернет-сервис для оценки посещаемости сайтов и анализа поведения пользователей. Помогает получать отчёты, видеозаписи действий посетителей, отслеживать источники трафика и оценивать эффективность рекламы.
Google Analytics
Аналитический сервис поисковой системы Google, который собирает статистику о посетителях сайта после установки на нём специального счётчика. Имеет сходные с Яндекс.Метрикой функции и вместе с ней позволяет получить наиболее полную картину поведения пользователей на сайте.
Power BI
Инструмент Microsoft для визуализации и аналитики данных. Благодаря ему несвязные источники сведений превращаются в наглядные и интерактивные графики и таблицы.
Плюсы и минусы в работе веб-аналитика
Специальность веб-аналитика имеет ряд несомненных преимуществ:
-
Востребованная digital-профессия: спрос на тех, кто умеет работать с данными, растёт.
-
Низкая конкуренция: квалифицированных веб-аналитиков не так много, так что при должном уровне подготовки получать хорошие заказы будет несложно.
-
Высокая зарплата: речь прежде всего об опытных специалистах, но даже начинающий веб-аналитик, как правило, зарабатывает не менее 40–60 тысяч ₽ в месяц.
Однако у профессии веб-аналитика есть и свои минусы.
-
Бизнесу редко нужна чистая аналитика: как правило, от специалиста ждут не только рекомендаций по улучшению работы ресурса, но и конкретных действий, например, продвижения сайта, настройки контекстной рекламы.
-
Как и в любой профессии, особенно ценятся аналитики с опытом работы, поэтому придётся запастись терпением и набираться скилов.
-
Освоить профессию веб-аналитика самому сложно — нужны платные курсы. Ну это не столько минус, сколько реальное условие получения качественных знаний.
Сколько зарабатывает веб-аналитик
Интернет-специальности — тот редкий случай, когда оплата труда мало зависит от места проживания. Например, веб-аналитик из Иваново вполне может получать московскую зарплату — ничто не мешает ему сотрудничать со столичными компаниями и брать более высокооплачиваемые проекты.
Основная точка отсчёта — уровень подготовки и опыт веб-аналитика. Как мы уже говорили, даже начинающий специалист может рассчитывать на 40–60 тысяч ₽ в месяц. Куда больше получают те, у кого за плечами несколько проектов и мягкие навыки. По данным HeadHunter, средняя зарплата веб-аналитика с опытом работы от года составляет 80 тысяч ₽ в месяц.
Уровни квалификации веб-аналитиков:
-
Junior. Чаще всего решает простые задачи, к примеру, работает над частями проекта, которые потом объединяются. Рост обычно происходит в течение года, за это время сотрудник получает необходимые навыки для решения многоплановых задач и минимальный опыт.
-
Middle. Обычно имеет опыт, достаточный для решения типичных задач, может объяснить свои действия, умеет работать в команде. Понимает масштаб проекта, может выполнять сложные задачи, в том числе административные.
-
Senior. Обладает опытом и навыками, «тонкими компетенциями», которые позволяют ему участвовать в проектировании систем, принимать решения, влияющие на общую инфраструктуру. Знает и умеет больше, чем большинство коллег.
И хорошая новость для начинающих специалистов. По данным RealHR, в I квартале 2021 года у веб-аналитиков уровня Junior выросла средняя зарплата: 80 459 ₽ против 71 839 ₽ (до вычета налогов).
Где учиться на веб-аналитика
Стать веб-аналитиком с нуля можно двумя способами — самостоятельно или пройдя специальные курсы/получив образование в онлайн-школе. Освоить профессию веб-аналитика своими силами сложно: не всегда мы способны выбрать действительно стоящий обучающий материал. Кроме того, без практических заданий и контроля со стороны опытных наставников обучение может длиться долго, а некоторые ошибки будут повторяться вновь и вновь.
Гораздо эффективнее обучение на веб-аналитика в онлайн-школе. Там вы получите не только теоретическую подготовку, но и практические навыки. Рассмотрим программу обучения веб-аналитика на примере ведущего образовательного портала GeekBrains.
Как проходит обучение в GeekBrains
Обучение длится шесть месяцев и проводится в удобном онлайн-формате. Знания даются постепенно: сначала база, затем продвинутые инструменты. Вас ждут еженедельные вебинары, практические задания и итоговый проект.
Основная программа обучения включает несколько курсов. Освоение новой профессии начинается с подготовительного блока и введения в веб-аналитику. После этого предлагается изучить полный инструментарий по работе с базовыми данными. Прежде всего речь о Яндекс.Метрике, Google Analytics и UTM-метках. Также в основной программе:
-
работа с событиями и настройка ecommerce (HTML, Google Tag Manager, JavaScript, GTM, Enhanced Ecommerce),
-
всестороннее изучение трафика (контекстная и таргетированная реклама, основы SEO),
-
визуализация данных с помощью Google Data Studio и Power BI,
-
интерактивный видеокурс по SQL,
-
разработка самописной системы сквозной аналитики.
Для тех, кто хочет хардкорно прокачаться, мы также предлагаем пройти курс про основы Python — языка программирования, без которого не обходится ни один серьёзный аналитик. Этот курс не входит в основную программу, но вы можете пройти его параллельно.
5 причин выбрать GeekBrains
1. Универсальность
Обучение на веб-аналитика в GeekBrains подойдёт и новичкам, и тем, кто уже имеет представление о метриках и их анализе. После учёбы вас ждёт работа веб-аналитика, также вы можете стать digital-аналитиком и аналитиком-маркетологом.
2. Актуальные знания и навыки
GeekBrains регулярно обновляет программу обучения и учитывает пожелания работодателей к навыкам веб-аналитика. Итоговый проект студенты смогут добавить в портфолио.
3. Динамичность
Программа курса включает 112 часов обучающего контента и 68 часов практики. Курс состоит из видеоуроков и вебинаров — такой подход помогает лучше усваивать материал.
4. Высокая экспертиза
Вас обучают руководители отделов аналитики и эксперты по работе с данными, рекламными кампаниями и пользовательскими интерфейсами. Они поделятся кейсами, разберут домашние задания и ответят на вопросы.
5. Официальное удостоверение
После успешного прохождения курса вы получите электронный сертификат установленного образца и удостоверение о повышении квалификации, их можно приложить к портфолио и показать работодателю.
Хотите стать лучшим специалистом — учитесь у лучших практиков страны.
Партнёрская публикация
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.