ИИ, чатботы, BIM-проектирование и цифровые УК в строительном и девелоперском бизнесе — что-то новое, или хорошо забытое старое?
С одной стороны, по прогнозу CAGR от экспертов Glorax Infotech, в ближайшие 2 года инвестиции в PropTech вырастут как минимум на 33%. Девелоперы активно увеличивают IT-бюджеты, появляются целые «департаменты цифровизации» и менеджеры по инновациям разного уровня.
С другой — когда компании начинают адаптировать IT-решения для внутренних процессов, они сталкиваются с внутренними проблемами: от базы для интеграции технологий до построения коммуникации и внешнего взаимодействия.
Mobile-, web- и ИИ в PropTech: «нестандартные» решения
В сфере недвижимости инновации затрагивают в основном направление «Умный дом», сервисы для комфортного управления недвижимостью и для сделок с ней.
Есть целый ряд цифровых решений, которые способны не только завоевать новых пользователей, но и трансформировать отрасль в целом — при соответствующей адаптации. Разберём некоторые из них.
Цифровые управляющие компании
Представьте себе идеальную УК, которая использует аналитические механизмы и ИИ-решения для сбора и обработки информации, а полученные данные служат основой для принятия решений в системе управления объектами.
Это позволит:
-
гибче формировать тарифы для жильцов;
-
быстрее узнавать о нештатных ситуациях;
-
правильно планировать бюджет на содержание объектов;
-
предоставить жильцам удобную платформу для коммуникаций с УК.
Помимо этого цифровая УК предложит дополнительные услуги: от коммунальных платежей и персонализированной страховки до подключения телекоммуникаций и заказа сервисов уборки. Автоматизация процессов освободит сотрудников для других организационных задач, а мобильные приложения и веб-сервисы упростят коммуникацию.
Сделать такую «идеальную» УК более прозрачной и комфортной помогут экосистемы продуктов или кроссплатформенные приложения.
В качестве примера можно привести екатеринбургский стартап Doma.ai. Благодаря совмещению внутренней CRM и внешних web- и mobile-продуктов удалось создать единый канал общения жильцов и сотрудников ТСЖ. Интеграция в систему диспетчера по постановке задач позволила синхронизировать работу УК и ТСЖ и обеспечила прозрачность контроля на всех этапах: от финансового планирования до отправки счетов.
Также мы разработали приложение для компании to do stroy. Это продукт с акцентом на внутренние процессы работы УК. Приложение помогает организовать взаимодействие заказчика и строительной бригады. Цель такого продукта — упростить взаимодействие сторон и сделать его прозрачнее.
Как это работает? Например, нужно провести учёт расхода материалов и выстроить календарный план работ на объекте. Стороны оформляют сделку через личный кабинет. Далее бригадир настраивает показатели объёма работ и расхода материала, выставляет счет на оплату, а в личном кабинете заказчика отображаются все данные по срокам, планам, фиксации часов и согласованиям в виде понятной инфографики.
Чатботы
Не секрет, что крупные FinTech- и MedTech-компании давно подружились с чатботами, которые не уступают в эффективности целым отделам поддержки. Практика показывает, что до 90% разных услуг можно оформлять в мессенджерах и социальных сетях.
На рынке девелоперов хороших примеров пока не так много, хотя весь процесс подбора жилья и даже заключения договора вполне укладывается в функциональность ботов. Клиент активирует чат, задаёт свои параметры и получает подборку предложений. Далее заполняет основную информацию, на основании которой формируется счёт.
Примеры, на которые стоит обратить внимание — чатбот для ТСЖ Level Group, который отвечает на заявки по обслуживанию квартир, формирует запрос и конвертирует собранную информацию, направляя результаты на email или в CRM-систему для менеджера.
Еще один пример — бот ЖК Royal Park, который работает как полноценный риэлтор: назначает дату просмотра объекта, рассказывает о планировках квартир, расположении и особенностях здания на основе базы скриптов.
Продукты на стыке FinTech и PropTech- рынков
Всё, что связано с финансовыми операциями, такими как аренда, кредиты, ипотека и другие нуждается в цифровой оптимизации. В первую очередь это платформенные интеграции с банками, возможность быстрого оформления и одобрения кредитов. Эти решения приносят реальную пользу потребителям и являются базой для работы любой компании.
Для застройщиков появляется возможность заключить договор без личного присутствия клиента. Все этапы сбора документов, включая подписание, переводятся в онлайн.
Хороший пример — Ак Барс Девелопмент, на портале которого весь процесс покупки квартиры возможен в электронной форме. В качестве другого ориентира можно рассмотреть британскую платформу по работе с недвижимостью Nested, которая выросла из стартапа несколько лет назад. Она оценивает объект, используя углублённый анализ данных, а затем организует все аспекты продажи, включая фотографирование и риелторские услуги (визиты, переговоры, заключение договора).
Платформы для «мгновенной покупки»
Сервисы по срочному выкупу жилья — решения, которые уже хорошо развиты на западном рынке и продолжают набирать популярность.
Как это работает? Агенты и частные продавцы выкладывают свои предложения на платформу по фиксированной цене, «превращая» привычный нам агентский процент в процент за обслуживание или процент от транзаций.
После того, как покупатель вносит залог или оформляет кредит, стартует отсчёт фиксированного срока для обмена или завершения покупки. Такие сервисы включают в себя проверку, оценку и саму регистрацию сделки.
Преимущества для покупателей очевидны: сокращение комиссионных посредников и упрощение всего процесса покупки. А потому спрос на подобное предложение имеется. Некоторые риелторские и девелоперские компании на российском рынке уже предлагают срочный выкуп, однако пока это не стало массовым трендом.
Системы на основе ИИ
Быстрый поиск жилья, автоматизированное сравнение цен как по текущему предложению, так и в исторической перспективе за несколько прошедших лет, ускорение и упрощение доступа к данным об объектах недвижимости — вот краткий перечень ожиданий рынка, обращённых к системам на основе ИИ.
Применяя алгоритмы сбора данных об объектах недвижимости и системы аналитики, мы создали сервис Factum. Он оценивает более 100 параметров объектов и показывает пользователям их реальную рыночную стоимость. Пользователь одновременно видит наиболее выгодные или наоборот, «переоценённые» варианты с Авито, Юлы и ЦИАН. Благодаря аналитике информации с сервисов поиска недвижимости и других источников при фильтрации вариантов учитываются особенности региона и конкретной местности.
ИИ активно внедряется и через современные BIM-системы, которые считывают и создают информационные модели зданий.
В одном сервисе может содержаться вся архитектурно-конструкторская, технологическая и экономическая информация с привязкой к конкретным физическим объектам.
Использование этих систем упрощает возведение и эксплуатацию зданий и сооружений.
-
Алгоритмы анализируют гео-данные, сопоставляют модель и фактически возведённые части объекта.
-
На основе этого набора данных создаются детальные, например, поэтажные, планы.
-
Технологии анализируют информацию, обнаруживают закономерности и выдают варианты решений — как автоматизировать и улучшить процесс построения модели или как устранить нестыковки проектирования.
Помимо этого, ИИ применим в качестве инструмента борьбы с рисками. Он может создать план действий в чрезвычайных ситуациях и стратегию эвакуации.
7. AR/VR, MR и Immersive Technologies
Технологии на основе AR и VR открывают новое направление работы с недвижимостью — виртуальные туры по объектам. Такие технологии существуют уже несколько лет, но чаще всего применяются как маркетинговый инструмент. Дополненная реальность увеличивает число возможных точек касания ЦА с продуктом и предлагает новый покупательский опыт — а это сейчас одно из основных конкурентных преимуществ.
Крупные застройщики и девелоперы только начинают внедрять такие продукты, в регионах их используют чаще.
AR — дополненная реальность для мобильных зрителей, чтобы накладывать текстовую и мультимедийную информацию.
VR — виртуальная реальность, к которой пользователи могут получить доступ для использования мультимедийного контента.
Например, архитектурная визуализация квартир через шлемы Oculus Rift для жилищного комплекса «Венский Лес» строительной компании «Унистрой». Визуализация позволяет выстроить макеты наиболее популярных планировок, посмотреть будущий вид из окна с помощью панорам, сделанных на квадрокоптере или с помощью 3D моделей.
Решения с AR и VR могут помочь в проектировании дизайна жилья, разработке ландшафтного дизайна, выборе элементов интерьера. Возможно создание онлайн-туров, которые позволят сократить время приёмки объектов и ускорят процесс внесения изменений в проекты.
На основе чертежей от заказчика возможно создание 3D-модели, показывающей несостыковки в замерах, проблемы планировки и размещения объектов на реальном ландшафте.
Говоря о дизайне и проектировании интерьера, стоит обратить внимание на кейс от крупного ритейлера из США Lowe’s, который появился ещё несколько лет назад. Виртуальная лаборатория на основе AR-продуктов с помощью компьютерного зрения переводит навигацию в магазинах в онлайн. Пользователи используют 3D-визуализацию товаров и могут «примерить» их — от покраски объекта до расстановки предметов.
Смешанная реальность (MR) — ещё одно решение, которое развивает опыт «погружения» в объект. Технология позволяет плавно соединить в себе реальную среду пользователя и контент, созданный в цифровом формате. При этом обе среды сосуществуют и взаимодействуют друг с другом через усовершенствованные датчики для пространственного восприятия и распознавания жестов.
Приложение Mon Abri 3D от Leroy Merlin, выпущенное в Европе пару лет назад, позволяет просматривать модели хозяйственных построек в 3D и пробовать варианты размещения на реальном участке. А после просчитывает стоимость материалов и работ по возведению проекта.
Иммерсивные технологии, так называемое «изменение реальности», работает как мультисенсорный цифровой опыт, который может быть доставлен с использованием VR, AR, 360°-видео, MR и/или других решений.
Технологии оптимизации расходов и контроля безопасности
Есть множество систем, призванных обеспечить контроль безопасности на предприятиях — технологии управления складами, системы фиксации расходов энергии, системы доступа на объекты, фото-, видеофиксация и другие. Их сложно назвать новыми, но в 2020–2021 годах их необходимость стала ощущаться острее.
Для оценки ущерба или просчёта сроков потенциальных разрушений эффективно применять решения на основе компьютерного зрения. ПО анализирует снимок, выявляет изъяны, их форму и сопоставляет со стандартами, которые заданы в программе. Устройство отбраковывает изделия с дефектами поверхности, а статистику передаёт в упорядоченном виде.
Чтобы отследить прогресс внутренних работ, мы рекомендуем использовать 3D-макеты, которые создаются квадрокоптерами и колесными роботизированными системами с предустановленными программами.
Известные примеры — робот Boston Dynamics Spot и веб-платформа TraceAir, которая работает на основе данных с управляемых дронов.
Всё это не только помогает избежать рисков во время строительства, но и экономить время и деньги для бизнеса.
Клиентский сервис в PropTech: зачем он нужен
Лидерство на рынке подразумевает борьбу за эффективность на каждом этапе и при каждой операции. Особенно в периоды снижения спроса. В такие моменты на первый план среди преимуществ компании выходит организация процессов работы с клиентами.
Клиентский сервис в недвижимости имеет свою специфику. На российском рынке, прежде всего, это непрозрачность информации. Особенно в части реального ценообразования. Когда компании начнут активно внедрять цифровые сервисы по оценке недвижимости (а такие технологии уже есть) и обосновывать стоимость объектов — велика вероятность роста спроса за счёт понимания покупателем реального состояния и динамики цен.
Самое простое — автоматизировать этапы сбора документов и покупки. Когда клиент может появляться в офисе только для подписания договора, а при наличии цифровой подписи и вовсе не присутствовать лично.
Важно понимать, что клиентский сервис продолжается и после сдачи объектов в эксплуатацию. Системы онлайн-взаимодействия между владельцами домов, арендаторами, специалистами коммунальных служб, уборки, ремонта и технического обслуживания — всё это напрямую влияет на продажи компании в современных городах, , возвращая нас к идее первого пункта — идеальной УК.
Среди актуальных решений сегодня:
-
бесконтактное управление сделками;
-
планирование пространства;
-
универсальные платформы управления недвижимостью;
-
программное обеспечение для оценки недвижимости;
-
«умные» цифровые платформы для брокеров и агентов;
-
платформы для работы с документами;
-
туры по недвижимости с использованием технологий.
Если проследить тенденции отрасли, уже через несколько лет цифровые решения — от мобильных приложений до «роботов» — помогут полностью переосмыслить процесс организации бизнес-процессов, цепочек строительства, контроля и эксплуатации помещений.
Источник фото на тизере: Екатерина Король on Unsplash