Видеоаналитика в магазинах: как выстроить коммуникацию с покупателями. Читайте на Cossa.ru

04 августа 2021, 11:45

Видеоаналитика в магазинах: как выстроить коммуникацию с покупателями

CEO Addreality Сергей Галеев о настоящем и будущем видеонаблюдения в ритейле.

Наличие камер видеонаблюдения вряд ли уже кого-то удивляет, даже в небольших магазинах с товарами первой необходимости. Крупные игроки ритейла или коммерческие центры не просто применяют камеры для наблюдения за посетителями, но и используют собранную через устройства видеонаблюдения информацию для улучшения обслуживания клиентов, логистики и мерчендайзинга, а также для прогнозирования нагрузки на персонал и востребованности товаров. А на основе собранных данных — увеличивают продажи рекламных показов.

Не только безопасность, но и глубокий анализ

Умное видеонаблюдение — это конкурентное преимущество для ритейла. Прежде всего потому, что оно предоставляет более эффективные методы обеспечения безопасности и работы. Камеры с компьютерным зрением дают персоналу возможность не только быстрее реагировать на те или иные ситуации, связанные с безопасностью или наплывом посетителей, но и исследовать инциденты, связанные с кражами и мошенничеством персонала, стратегически планировать будущее на основе количественных данных о тенденциях.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

В прошлом менеджерам магазинов и службам безопасности приходилось полагаться на человеческие наблюдения и записи о продажах. Сегодня на смену пришли возможности видеоаналитики. Во многих розничных магазинах уже есть умные камеры, которые используются для наблюдения за имуществом, обеспечения безопасности и предотвращения воровства. Собранная информация также может использоваться и в долгосрочной перспективе.

Видеоаналитика, основанная на технологиях глубокого обучения и искусственного интеллекта, позволяет обрабатывать видео, чтобы идентифицировать и классифицировать попавшие в кадр объекты (люди, автомобили), а затем индексировать их, чтобы обеспечить простой и быстрый поиск по видео, а также количественный и действенный анализ информации.

Данные об аудитории позволяют в реальном времени адаптировать маркетинг в торговых залах, как в аудиоформате, так и на цифровых рекламных экранах. Бренды-поставщики готовы больше платить за гарантированные просмотры целевой аудитории. Видеоаналитика позволяет в три раза увеличить продажи рекламы, поскольку с помощью собранных данных можно точнее оценить воронку и добиться максимальной конверсии для заказчиков. Это работает уже в тысячах магазинов и даже в России.

По версии Security & Safety Things (S&ST), видеоаналитика даёт дополнительные долгосрочные преимущества для ритейла:

  • оптимизация инвентаря в магазинах и на складах;

  • увеличение конверсии продаж;

  • повышение качества обслуживания клиентов;

  • оптимизация рабочих процессов.

Возможности смарт-камер: от тепловых карт до динамического ценообразования на полках

Приложения видеоаналитики могут оптимизировать операции за счёт анализа поведения клиентов. Оценивая количество времени, которое покупатели проводят в магазине, менеджеры могут лучше планировать периоды высокой посещаемости, увеличивая количество сотрудников или товаров с высоким спросом.

Если в магазине есть кофейня, розничные продавцы могут оценить дополнительное количество времени, в течение которого клиенты будут задерживаться в магазине, что позволяет планировать периоды занятости или потенциальные «узкие места» в графике.

Смарт-камеры также могут оценивать зоны с высокой посещаемостью, позволяя менеджерам использовать возможности дополнительных продаж. Приложения счётчика зон можно использовать для анализа взаимодействия с определённой полкой или зоной магазина. А если подключить смарт-камеры к системам торговых точек (POS), ритейл сможет анализировать взаимосвязь между загруженностью магазина или даже отдела и сделанными продажами, предлагая возможности для оптимизации коэффициента конверсии.

Исследования показали, что ритейл теряет 900 миллиардов евро из-за проблем с доступностью товаров в магазинах. Товары, которых нет в наличии, не могут быть проданы. Задача ритейлеров — поддерживать полки заполненными даже в час пик. Камеры видеонаблюдения, использующие распознавание объектов на основе искусственного интеллекта, помогают выявить и быстро заполнить пробелы.

С помощью видеоаналитики можно собирать информацию о демографических характеристиках клиентов, например, поле и возрасте. А команды по мерчандайзингу, маркетингу и рекламе могут использовать эти данные, чтобы гарантировать наличие товаров, представляющих интерес для каждой демографической группы.

Как работает видеоаналитика в магазинах

Данные видеоанализа, агрегированные с течением времени, помогают ритейлу определять, где и почему формируются очереди и скопления людей. Длинные очереди ухудшают качество обслуживания и иногда небезопасны, особенно сейчас, в постковидное время. Опросы показали, что внедрение системы, предотвращающей появление очередей, повышает удовлетворённость покупателей на 35%.

Системы аналитики видеоконтента можно оснастить функцией запуска предупреждений на основе фильтров близости и подсчёта людей. При нарушении заранее заданных пороговых значений подсчёта операторам поступит уведомление о небезопасном количестве посетителей. Эти функции могут быть применены к областям внутри магазина: кассы, примерочные и популярные витрины, а также ко всему магазину в целом.

Кроме того, аналитика видеоконтента может использоваться для отслеживания того, соблюдают ли клиенты и сотрудники в целом требования общественного здравоохранения в отношении ношения масок или социальной дистанции. Для этого требуется фильтр идентификации близости, который оценивает количество людей, расстояние между ними и продолжительность времени, в течение которого посетители стоят рядом друг с другом.

Как работает видеоаналитика в магазинах

Видеоаналитику внедряют российские ритейлеры X5 Retail Group, «Дикси» и «ВкусВилл». Система камер с компьютерным зрением позволяет получать обезличенные данные о покупателях, которые потом можно использовать в маркетинговых исследованиях или при таргетировании рекламы.

С помощью ИИ-алгоритмов можно определить пол и возраст покупателя, а также проанализировать customer journey в магазине. Остаётся и классическое применение камер видеонаблюдения — для обеспечения безопасности. Важно, что вся информация, которую получают умные камеры, не содержит никаких персональных данных. Всё, что передаётся в аналитику, зашифровано и обезличено.

Сеть супермаркетов «Верный» использует рекламный плеер с технологией определения аудитории. Благодаря встроенной камере и ИИ умный экран распознаёт человека, стоящего перед ним, определяет важные для сегментации атрибуты и показывает тот контент, который может быть интересен покупателю здесь и сейчас. Это позволило увеличить продажи отдельных категорий продуктов до 70%.

Умные камеры могут видеть то, что не может человеческий глаз. Например, распознают, в каких частях вашего магазина сейчас много людей, а где мало. Это позволяет улучшить коммуникацию с покупателями, корректируя расположение товаров и проходов, а также дизайн и рекламные вывески и экраны.

Как работает видеоаналитика в магазинах

Камеры, оснащённые AI-алгоритмами, автоматически распознаю́т атрибуты посетителей без персональных данных и присваивают путям покупателей анонимные идентификаторы. Это позволяет отслеживать отдельные маршруты и покупки в магазине: от входа до оформления заказа. Технология видеоаналитики помогает не только отслеживать клиентов, но и интерпретировать их поведение и автоматически предпринимать соответствующие действия.

Благодаря подключению к другим системам, таким как интерактивные дисплеи и динамическое ценообразование на полках, система камер становится интеллектуальным двигателем продаж. Клиент получает гиперперсонифицированный опыт: стоя перед кассой или прилавком, он видит на умных рекламных дисплеях то, что по версии интеллектуальной системы ему больше всего в данный момент понравится.

В России этот подход (на базе технологий Addreality) применяет РИВ ГОШ: умные камеры обезличенно «провожают» посетителей в торговых залах и следят за тем, на что они смотрят, какие товары вызывают интерес, а также какие рекламные объявления смогли привлечь их внимание.

Как работает видеоаналитика в магазинах

На основе собранных данных система определяет, какой именно контент будет интересен конкретному клиенту.

Как работает видеоаналитика в магазинах

Такой подход приносит пользу не только продавцу, увеличивая средний чек, но и покупателю. Пользовательский опыт становится более позитивным, вовлечённость увеличивается, а рекламный шум сокращается.

Что предлагают камеры с AI-алгоритмами?

  • Камеры точнее других способов собирают данные о поведении, портрете и вовлечённости покупателей в торговых залах. Магазины могут объединять эти данные с данными о покупательской активности в онлайн.

  • В отличие от многих форм данных о клиентах, видеонаблюдение не требует пользовательского разрешения на использование каких-либо данных. Вся информация в конечном счёте обезличена и анонимизирована.

  • Эффективный мерчандайзинг: своевременное пополнение товаров на полках.

  • Автоматизация поиска шоплифтеров и повышение безопасности в магазинах.

Апофеоз использования умных камер с видеоаналитикой — кейс магазинов Amazon Go. Это уникальный пример решения, которое позволяет посетителям максимально улучшить свой опыт. Там нет ни очередей, ни продавцов, ни касс.

Как работает видеоаналитика в магазинах

Компьютерное зрение и аналитика позволяют просто положить товар в корзину и выйти из магазина. Составление чека и оплата проходят автоматически. Согласно исследованию AT Kearney, 72% розничных потребителей назвали возможность пропустить кассу при посещении магазина самым желанным технологическим предложением.

Что видеоаналитика принесёт в розничную торговлю

Видеоаналитика с помощью внедрения систем с машинным обучением помогает улучшить эффективность коммуникации между потребителем и продавцом. Прогнозирование позволяет исключить недоступность товара с высоким спросом на полках магазина, обеспечив оптимизацию логистических процессов. А компьютерное зрение решит проблему с очередями и необходимостью оплаты на кассах в принципе.

И если видеоаналитику и камеры наблюдения изначально внедряли, чтобы уменьшить убытки от краж и мошенничества со стороны сотрудников, то в настоящее время они служат и важным инструментом для роста бизнеса. Система управления рекламой на цифровых экранах со встроенной функцией видеоаналитики может помочь розничным продавцам оставаться конкурентоспособными, улучшать пользовательский опыт, зарабатывать в три раза больше на рекламе брендов и повышать лояльность клиентов.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is