Продакт-менеджмент в России и на Западе: навыки, задачи, доходы
О специфике и перспективах профессии здесь и там рассказывает Алексей Занин, product-менеджер в компании GoCardless (Великобритания), экс-директор по продукту Cashbe.
Спрос на продакт-менеджеров в России продолжает расти. Эти специалисты нужны в компаниях разного масштаба: от стартапов до госсектора. Выбор курсов, которые переучивают на продакт-менеджера, тоже растёт. И неудивительно: число вакансий за 3 года увеличилось в 25 раз. На сайте Headhunter в 2017 году было всего 337 вакансий, а сейчас их уже около 8500. Почему продакт-менеджеры стали так востребованы и в чём заключается специфика профессии на российском рынке?
Чем занимается продакт-менеджер
В России продакт-менеджер — относительно молодая профессия: она уже обрела чёткие очертания, но всё ещё эволюционирует. Поэтому в наличии — несколько «болезней роста». Главная из них — бизнес не до конца понимает круг обязанностей продакта: он часто отвечает и за прибыль, и за формирование стратегии всей компании.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
По данным исследования NFNG и Miro, до 80% рабочего времени российских продактов занимают 4 активности: коммуникация с командой, общение с пользователями, проработка требований/прототипов и общение с руководством. Исключение — опытные специалисты со стажем больше 6 лет. Львиная доля их рабочего времени уходит на анализ данных, планирование и коммуникацию с командой.
Это совпадает с моими наблюдениями: часто в России от начинающих продакт-менеджеров ждут реализации задумок руководства.
За рубежом обязанности продакт-менеджера сконцентрированы вокруг продуктовой стратегии. Его задача — проанализировать рынок, конкурентов и составить стратегию, которая будет рассказывать остальному бизнесу историю: что не так сейчас, в какое «место» нужно прийти, и какие шаги компанию туда приведут. Чем опытнее продакт-менеджер, тем больше и важнее часть продукта, за которую он отвечает.
Это подтверждается цифрами:
68% зарубежных продакт-менеджеров называют своей главной обязанностью создание ви́дения и продуктовой стратегии. И по этим задачам измеряется их эффективность.
Кроме того, на Западе уже сейчас ищут продакт-менеджеров со специфичным опытом: в персонализации, платформах, machine learning, enterprise или product growth. А в нашей стране такая специализация только набирает обороты.
Молодая профессия для молодых
Продакт-менеджер в России не только молодая профессия, но и профессия для молодых.
По данным исследования рынка продакт-менеджеров в России 46% из них — люди до 30 лет, а 42% — от 30 до 35 лет. Это объясняется тем, что спрос на продакт-менеджмент сформировался недавно и когорты специалистов ещё не успели дойти до возраста 35+.
За рубежом, наоборот, это люди среднего и старшего возраста. По данным сайта Zippia, в США 43% продактов старше 40 лет, а 37% — от 30 до 40 лет.
Большое количество молодёжи в профессии также может быть связано с невысокими требованиями к опыту работы соискателей в России: войти в неё с минимальным опытом проще, чем за границей.
Требования к профессии в России и за рубежом
Чтобы получить должность продакт-менеджера, везде требуется опыт. В нашей стране это 1–3 года работы на смежной профессии: от бизнес-аналитика до менеджера проекта. Часть сотрудников приходят в продакты после работы дизайнером или имея опыт создания своего бизнеса. Как замечено в исследовании NFNG, в России среди продактов наблюдается высокий процент бывших проджект-менеджеров. Кстати, на Западе эта профессия не очень популярна.
Везде обязанности продакт-менеджера зависят от компании и команды, но в целом их можно разделить на 6 категорий:
-
понимание клиентов;
-
понимание рынка;
-
работа с данными;
-
технические навыки;
-
soft skills и бизнес-навыки.
Главное отличие — в требуемых навыках: российские компании, включая топовых нанимателей, редко требуют опыт работы над стратегией или опыт вывода продукта на рынок, что сильно отличается от зарубежных запросов. Почти во всех вакансиях FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google) обязателен опыт составления продуктовой стратегии.
Что касается образования, 10% людей, работающих продакт-менеджерами в России, не закончили ВУЗ. Остальные имеют диплом бакалавра или специалиста.
В США к профессии предъявляют гораздо более высокие требования. Работодатели на Западе рассчитывают на опыт не менее 5 лет, желательно в продуктовой команде на смежной позиции (аналитик, разработчик, исследователь или дизайнер).
Высшее образование для получения работы за границей почти обязательно. Во многих компаниях предпочитают выпускников факультетов, связанных с Computer Science или имеющих степень MBA. 7,6% продактов за рубежом — выпускники магистратур или престижных бизнес-школ.
Сами студенты считают эту профессию престижной. Даже выпускники Harvard Business School, лучшей в мире бизнес-школы в рейтинге MBA от Financial Times, выбирают профессию продакт-менеджера. По данным статистики, в 2020 году 9% выпускников HBS решили стать продакт-менеджерами.
Соотношение зарплат в России и на Западе
Средний доход продактов по России находится в границах от 100 до 200 тысяч рублей в месяц. Такую зарплату получают:
-
60% сотрудников с опытом работы от 1 до 3 лет;
-
чуть больше половины специалистов, работающих от 3 до 6 лет;
-
и треть более опытных продакт-менеджеров.
Доход ниже 50 тысяч встречается только в начале карьеры, и то у небольшого процента представителей профессии. А максимальный заработок (свыше 300 тысяч рублей) получают опытные продакт-менеджеры: 15% занимающих эту должность от 4 до 6 лет и 35% сотрудников с опытом более 6 лет.
Согласно исследованиям сайта zarplan.com, самые высокие зарплаты получают продакт-менеджеры в Краснодарском крае: средний доход там едва не дотягивает до 200 тысяч. Москва в этом рейтинге оказалась на втором месте со средней зарплатой продактов в 175 тысяч. Третье место занимает Новосибирск — 163 тысячи. Меньше всего продакт-менеджерам предлагают в Челябинске (66 тысяч) и Ивановской области (75 тысяч рублей).
Если говорить о США, по данным Zippia годовой заработок на этой должности варьируется от 75 до 147 тысяч долларов. Эти суммы эквивалентны зарплате в 440 и 900 тысяч рублей в месяц.
Доход американского продакта также зависит от штата. Самые высокие зарплаты предлагают в Калифорнии (в среднем от 129 до 140 тысяч долларов в год) а самые низкие — в Вайоминге и Миссисипи (от 52 до 63 тысяч долларов в год).
Если сравнить уровень жизни в наших странах и средние зарплаты по специальностям, получится, что российские продакты практически не уступают американским в доходах. Они получают зарплаты, которые позволяют им быть на верхушке среднего класса.
Гендерное соотношение
Согласно анализу Zippia, на Западе в профессии царит гендерное равенство: мужчин и женщин почти поровну — 52% и 48% соответственно. В России ситуация обстоит иначе. По данным исследования NFNG и Miro, мужчин-продактов значительно больше: 73% против 27% женщин.
Западный бизнес осознаёт, что лучшие идеи рождаются «между головами». И для этого нужно разнообразие бэкграундов. Поэтому зарубежные компании делают большой акцент и на другие «измерения» разнообразия: от ориентации до расы. По данным Zippia, в США 71% продакт-менеджеров — белые, около 11% — латиноамериканцы, 9% — азиаты, 4,5% — афроамериканцы. Имеется там и такое понятие, как «другой пол»: около 3% продакт-менеджеров не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам.
Перспективы продакт-менеджеров в России и за рубежом
И за границей, и в России существуют два пути развития в профессии: оставаться специалистом (Individual Contributor — человек, непосредственно работающий над продуктом) или расти в управленца (управлять другими продакт-менеджерами). Второй путь может довести до управления всей продуктовой организацией (Head of Product) или до стратегического управления продуктом CPO (Chief Product Officer).
Как отмечают продакты в России и СНГ, потенциальный путь развития не отличается от зарубежного. Единственное, что сдерживает рост — бизнес зачастую не понимает, чем именно занимается продакт-менеджер, и зачем вообще нужен CPO.
Очевидно, что продакт-менеджмент ещё только набирает обороты на российском рынке труда. Требуется более чёткое определение обязанностей продакт-менеджеров и их места в бизнесе. В России есть много точек роста специальности, например, перспективы в сфере образования и переквалификации. С другой стороны, войти в профессию пока гораздо проще, чем на Западе.
Источник фото на тизере: Giulia May on Unsplash
Рекомендуем:
- Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager
- Как управлять ИТ-продуктом: 10 принципов продакт-менеджмента
- Как стать продакт-менеджером: реальная история и рекомендации
- Учебник по рынку разработки цифровых продуктов на заказ. Глава 8: Product development
- Как я из маркетолога стал «продактом»
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.