Как устроиться дизайнером: отклики, резюме, портфолио, тестовое, собеседование. Читайте на Cossa.ru

08 сентября 2021, 18:17

Как устроиться дизайнером: отклики, резюме, портфолио, тестовое, собеседование

В августе Нетология и агентство AGIMA выпустили исследование «Каким должен быть современный дизайнер», где рассказали о востребованных направлениях на рынке, популярных навыках и требованиях работодателей. Статья по мотивам исследования поможет разобраться с ошибками, которые совершают при найме графические, продуктовые и веб-дизайнеры.

Как устроиться дизайнером: отклики, резюме, портфолио, тестовое, собеседование

Среди самых распространённых проблем кандидатов эйчары назвали неподготовленность к собеседованию, слабые работы и непродуманное оформление кейсов в портфолио, недостаточный или нерелевантный опыт, различия в ценностях и карьерных ожиданиях у кандидата и компании.

О ситуации на примере найма в Нетологию рассказывают:

  • руководитель отдела дизайна Никита Коновалов;
  • дизайн-лиды Аня Полетаева, Екатерина Белькова и Анастасия Волкова;
  • HR-специалист по найму дизайнеров Екатерина Орлова;
  • карьерный консультант Центра развития карьеры Диана Гохштейн.

Успейте купить корпоративный пакет COSSA-2025 со скидкой!


Cossa анонсирует главный рекламный формат на весь 2025 год: сразу 8 различных опций.

Пакет идеально подходит для онлайн-сервисов, стартапов, интернет-компаний и digital-агентств.

Успейте приобрести пакет до повышения цены!

По словам HR-экспертов, после входящего отбора дизайнер обычно проходит 2–3 этапа: тестовое задание, собеседования с нанимающим менеджером и продуктовой командой. При этом ошибки совершаются на каждом из них.

В Нетологии на вакансии графического дизайнера и веб-дизайнера последовательность этапов такая:

  • отбор по резюме и портфолио;
  • экспресс-собеседование с HR;
  • тестовое задание;
  • собеседование с руководителем, лидом и эйчаром.

При этом тестовое задание может быть и после основного собеседования — это зависит от загрузки сотрудников. А у лида тестового задания может вообще не быть, зато потребуется пройти два собеседования: сначала с руководителем направления, а потом с командой.

Ошибки при отклике на вакансию

Чаще всего отказы происходят на этапе входящего отбора. В Нетологии на каждую дизайнерскую вакансию откликается по 300–400 кандидатов и 75% из них отсеивается. Вот почему это может случиться.

Недостаточно навыков и опыта. Вакансия и компания не должны быть сильно выше вашего текущего уровня. Если вы пока Junior, а подаётесь на Middle-позицию, постарайтесь оценить обязанности, описанные в вакансии. Подумайте, справитесь ли вы с ними и какой опыт это доказывает.

Например, вы владеете всеми нужными навыками в сфере дизайна, но никогда не управляли продуктовой командой. Если у вас есть опыт управления людьми и процессами в другой сфере, используйте его, чтобы доказать, что вы подходите на должность. На это можно указать в резюме или сопроводительном письме. Хорошо, если вы соответствуете большинству требований — это повысит ваши шансы пройти этот этап.

Конечно, не всегда можно оценить уровень нагрузки, особенно, если опыта работы в подобных компаниях нет. Но если вы соответствуете требованиям вакансии, более вероятно, что вас пригласят на собеседование. Там вы сможете спросить, какие объёмы работы вас ожидают. И оценить, насколько вы к ним готовы.

Культура и сфера деятельности компании не соответствуют вашим ценностям. Компании транслируют определённое отношение к клиентам, сотрудникам и своему продукту. Например, мы в Нетологии воспринимаем дизайн как важный элемент продукта, который помогает доносить смыслы до потребителя.

А бывают компании (чаще всего не в сфере IT) для которых дизайн — просто красивая картинка. Узнать об этом не так просто. Нужно исследовать компанию: узнать, какие ценности заявлены на сайте, что пишут в соцсетях или блоге и посмотреть на их продукты и услуги с точки зрения дизайна. Затем подумайте, как вы воспринимаете свою работу и насколько ответственно готовы к ней подойти сейчас. И выбирайте команду, которая этим ценностям соответствует.

Важно, чтобы вам была интересна и сфера компании. Выбирайте продукт по душе: образование, технологии, медицина, финтех или что-то другое. Переделывать в ночи макет будет проще, если тема вам важна и вы видите смысл в своей работе.

Желания не соответствуют вакансии. Важно, чтобы видение трудоустройства и вашего развития в целом совпадало с реальной вакансией. Например, если вы хотите работать веб-дизайнером в офисе, нет смысла откликаться на удалённую вакансию графического дизайнера. А если планируете дорасти до арт-директора, но такой позиции в компании нет, то стоит искать компанию, где такой карьерный рост возможен.

Подумайте, что для вас важно: хотите ли вы работать в офисе или удалённо, в каком направлении дизайна планируете развиваться, что умеете, какая сфера вам интересна и что ещё может быть важно. Если ваши требования и вакансия совпадут, это избавит вас от лишних вопросов на собеседовании и сэкономит время на поиск подходящей работы.

Резюме

HR-специалист в первую очередь отбирает по резюме. Сначала проверяет по нему соответствие базовым требованиям вакансии, а уже потом бегло просматривает портфолио. Кандидатов много и на следующий этап отбора проходят только те, кто сумел показать, что они подходят.

Много лишней информации. Резюме должно быть понятным и наглядно демонстрировать ваше соответствие вакансии. Не стоит перегружать его деталями и включать нерелевантный опыт. Эту ошибку часто совершают начинающие специалисты, чтобы заполнить CV хоть чем-то. Но на деле это только мешает понять, что они умеют в дизайне.

Например, бывший программист подробно описывает навыки и функции, которые выполнял на предыдущей работе и в самом конце пишет про дизайн. Даже если вы только учитесь, указывайте в резюме в первую очередь то, что касается дизайна: что умеете, где проходите обучение. И оставляйте ссылку на примеры работ.

Портфолио

В исследовании эксперты отмечают, что отказы по портфолио чаще всего объясняются нехваткой соответствующего вакансии опыта: его недостаток или полное отсутствие можно увидеть в работах.

В Нетологии портфолио — важная часть отбора дизайнеров. Оно позволяет наглядно оценить навыки и подход кандидата. Здесь мы замечаем максимум ошибок, но большинство из них легко исправить.

Нет ссылки на портфолио. Недостаточно написать в резюме, где вы работали и что делали — нужно показать свои работы. Вставьте ссылку в соответствующее поле на ХХ или в блок контактов в PDF-резюме. Можно добавить её и в сопроводительное письмо, потому что на Хэдхантере до раздела со ссылками надо ещё долистать. Так вы сэкономите эйчару время и оставите приятное впечатление.

Если не приложить портфолио, HR-менеджер может его запросить. Но только в случаях, когда по резюме виден хороший опыт в дизайне. Лучше указать ссылку сразу, чтобы не затягивать процесс.

Анастасия Волкова

Дизайн-лид

«Круто, когда кандидат пишет сопроводительное письмо и даёт ссылку на те свои работы и живые сайты, которые соответствуют вакансии. Это показывает, что человек хорошо понял требования».

Портфолио на Гугл или Яндекс.Диске. Смотреть и оценивать такое неудобно, потому что приходится прокликивать каждый файл. Лучше собрать портфолио на Behance. Там можно сразу видеть все работы по обложкам, составить общее представление и открыть те, что заинтересовали.

Никита Коновалов

Руководитель отдела дизайна

«Не у всех есть время сделать портфолио на Behance. Вместо того, чтобы складывать всё на облачные хранилища, я бы посоветовал собрать портфолио в Фигме. Сохраните работы в виде скриншотов. Так его будет удобно смотреть: всё на одном листе и не надо никуда проваливаться».

Много примеров работ. У нанимающего очень мало времени, чтобы просмотреть всё. Когда работ слишком много — выше шанс, что вам откажут. Добавьте лучше 2 классных работы, чем 10 средних.

Вообще здорово, когда дизайнер сам может оценить качество своих работ и выбрать те, которые лучше всего отражают его текущий уровень. Когда их много, возникает подозрение, что человек сам не понимает свой уровень и не может критически оценить свои навыки. Так что пересматривайте портфолио, убирайте неактуальные работы.

Красивая подача без описания процесса. Дизайнеры часто тратят время на красивую подачу: под углом, с отражением — чтобы выглядело эффектно. Но редко добавляют описание процесса. При этом результат работы в коммерческих проектах на самом деле куда более важен.

Бывает, что сайт в целом выглядит красиво, но бизнес-задачи не решает. Например, забыли добавить кнопку, чтобы принимать заказы. Или шрифт нечитабельный. Поэтому в примерах работ стоит уделить внимание информации о том, какие были задачи проекта, почему выбрали такие решения и какие результаты это принесло.

В этом примере с Behance веб-дизайнер добавил в свою работу краткое описание задач и обоснование выбора цвета и шрифта

Не понятно, что дизайнер сделал в командном проекте. Бывают проекты, где работала целая команда. Когда такой проект лежит у дизайнера в портфолио, не понятно, что именно он делал: рисовал одну кнопку или весь сайт.

Нужно конкретно указать, что именно вы делали и за что отвечали. Например, добавьте детальные скриншоты элементов, которые делали именно вы.

Екатерина Белькова

Дизайн-лид

«Мне нравится, когда человек даёт ссылку на блог, Инстаграм или Фейсбук, где выкладывает свои проекты и рассказывает о процессе работы над ними. Это помогает понять, что он сделал и как относится к своей работе. Конечно, на ведение блога часто не хватает времени, но даже нескольких постов достаточно, чтобы понять, что вы живой и заинтересованный дизайнер».

Ошибки в тестовом задании

Эксперты по найму говорят, что тестовое может быть совершенно разным: одни дают простое задание, чтобы посмотреть на хард скиллы, другие — сложный кейс, результаты которого придётся защищать перед будущей командой.

В Нетологии мы готовим небольшие задания, соответствующие функционалу выбранной должности. Так графическому дизайнеру нужно сделать макет обложки, а веб-дизайнеру — сверстать лендинг. На это потребуется 30–60 минут.

Продуктового дизайнера просим проанализировать задачу и прописать сценарий решения, потратив на это не больше 4-х часов. При этом кандидат сам определяет сроки.

Тестовое задание позволяет проверить навыки и оценить видение соискателя. На этом этапе становятся заметны проблемы, которые могут помешать работе.

Пропустить дедлайн. Отправить тестовое нужно вовремя. Конечно, всякое случается и, бывает, что вы не укладываетесь в срок. Тогда обязательно предупредите работодателя. На этом этапе он в том числе смотрит, насколько ответственно вы относитесь к задачам и сможете ли разрешить связанные с ними сложности.

Даже если решили совсем не выполнять задание, сообщите об этом. Это просто вежливо. К тому же вы оставляете за собой возможность вернуться в эту компанию позже, не испытывая неловкости.

Аня Полетаева

Дизайн-лид

«Конечно, хотелось бы отказаться от тестовых. Но, к сожалению, рассматривать кандидата по одному портфолио невозможно — слишком часто попадаются дизайнеры с чужими работами или с командными проектами, в которых они делали только маленькую часть. А вот по тестовому можно понять, на что человек действительно способен.

Если вы согласились выполнить тестовое задание, старайтесь сделать его хорошо. Используйте его как возможность продемонстрировать навыки. А если вы Junior — то и как возможность попрактиковаться и получить оценку».

Ошибки на собеседовании

По мнению экспертов на собеседовании с HR проверяют наличие релевантного опыта, мотивацию, soft skills и соответствие кандидата ценностям и культуре компании. А прямой руководитель оценивает hard skills и задаёт точечные вопросы про проекты, чтобы понять глубину погружения.

В Нетологии кандидат проходит предварительное экспресс-интервью. В формате 20-минутного разговора HR в общем оценивает навыки общения и соответствие корпоративной культуре. Хард скиллы оцениваем на тестовом задании, а на общем собеседовании в первую очередь подробно смотрим на софт скиллы.

Проверяем навыки коммуникации, потому что помимо выполнения творческой работы дизайнеру предстоит общаться с заказчиками и командой. Важно, чтобы он умел находить подход к людям и просто был вежливым.
Нам важно понять, как кандидат будет действовать: просим смоделировать ситуацию правок или срочных задач. И слушаем, что он думает и как будет реагировать. Так мы понимаем, насколько человек подходит на должность и вообще в компанию.
Есть вопросы и по компетенциям. У графических дизайнеров мы узнаём об опыте работы с Figma, у дизайнеров лендингов — с Tilda. А у продуктовых дизайнеров нам важно выяснить, насколько плотно они общались с пользователями, погружались ли в продукт и с какими инструментами работали.

На собеседовании обычно важен сам ход рассуждения и то, насколько хорошо проходит общение. Но есть моменты, по которым мы понимаем, что кандидат нам не подходит.

Говорить, что всё умеет. Даже если это так, хочется слышать от кандидата, в каких именно аспектах дизайна он силён. Возможно, начинающий дизайнер отвечает так, потому что тревожится, что чего-то не знает. Но если он скажет, в чём силён, а в чём нет, то поможет адекватно оценить его перспективы и, возможно, предложить место, которое ему больше подойдёт.

Не включать камеру. На собеседовании в онлайне нанимающему важно полноценно познакомиться с вами. Для этого ему нужно видеть ваши невербальные реакции во время диалога. Поэтому используйте камеру.

Бояться отвечать. На собеседовании бывают задания, где требуется порассуждать вслух. Например, мы описываем какую-то рабочую или жизненную ситуацию и просим рассказать, как человек будет действовать и почему. Часто кандидаты теряются и боятся ответить неправильно. Но работодателю важно именно понять ход ваших мыслей и то, насколько у вас развиты софт скиллы. Главное — не молчите.

Не задавать вопросов. Собеседование должно быть диалогом. Старайтесь активно участвовать в разговоре и задавайте вопросы. Это покажет, что вы заинтересованы в вакансии и осознанно подходите к выбору будущего места работы.

Проверьте себя

  • Убедитесь, что вы не совершаете этих ошибок, чтобы уверенно проходить все этапы трудоустройства.

  • Определитесь с требованиями к месту работы и решите, в каком направлении дизайна хотите развиваться.

  • Подавайтесь на вакансии, которые соответствуют вашему уровню.

  • Выбирайте компанию и сферу по своим ценностям.

  • Укажите в резюме в первую очередь навыки дизайна и релевантный опыт.

  • Сделайте портфолио на Behance или в Figma.

  • Добавьте в резюме и сопроводительное письмо ссылку на портфолио.

  • Выберите 2–3 лучших работы, которые соответствуют задачам компании и демонстрируют ваши навыки.

  • Добавьте описание процесса к примерам работ и напишите, что сделали в командном проекте.

  • Если ведёте блог, добавьте в резюме и сопроводительное ссылку на него.

  • Выполняйте тестовое с учётом задач компании и делайте его хорошо.

  • Соблюдайте дедлайны или предупреждайте, если не успеваете.

  • Включайте камеру на собеседовании.

  • Открыто говорите о своих сильных и слабых сторонах и планах.

  • Не бойтесь рассуждать вслух и задавайте вопросы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник фото на тизере: Photo by Possessed Photography on Unsplash

Телеграм Коссы — здесь самый быстрый диджитал и самые честные обсуждения: @cossaru

📬 Письма Коссы — рассылка о маркетинге и бизнесе в интернете. Раз в неделю, без инфошума: cossa.pulse.is