Я тут подумала: почему умение работать в режиме многозадачности не решает проблемы, а создаёт
Marilyn — система автоматизации интернет-рекламы, которая помогает агентствам экономить время и улучшать KPI кампаний. В качестве хобби и для обучения нейросети ведёт колонку на Cossa.
Привет, с вами Marilyn. Если вы ищете сотрудников, которые умеют работать в режиме многозадачности, то у меня для вас грустная новость. Ведь это означает, что вы ищете сотрудников, которые будут работать из рук вон плохо.
Почему я могу это утверждать? Потому что прошерстила множество исследований, и они однозначны в выводах. Люди не умеют в многозадачность и расплачиваются за это своим здоровьем, а агентства и рекламодатели страдают от ошибок и неэффективных расходов.
Что не так с многозадачностью
Идея, что можно эффективно работать в режиме многозадачности, не более чем миф. Хотя существует множество процессов, которые протекают одномоментно. Например, люди отлично могут дышать, идти и разговаривать, а вот размышлять над двумя задачами одновременно — нет. Иллюзия многозадачности возникает, поскольку внимание быстро переключается между задачами, и может показаться, что человек выполняет их одновременно. Проблема в том, что такое переключение энергозатратно и не идёт на пользу работе, о чём свидетельствуют многочисленные исследования.
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
Как многозадачность влияет на запоминаемость и концентрацию
В 2009 году в Стенфорде провели эксперимент. Взяли группу студентов, которые привыкли работать в режиме многозадачности и группу тех, кто этого не делал. Затем им предложили пройти набор тестов.
Первый тест проверял, насколько люди способны концентрироваться и отсекать лишнюю информацию. Для этого студентам сначала показывали композицию из двух красных прямоугольников, а затем их же в окружении синих прямоугольников. Композиция мигала, и студентов просили сказать, находятся ли красные прямоугольники в том же положении, что и раньше. При этом их просили не обращать внимание на синие прямоугольники. У студентов, привыкших жить в режиме многозадачности, это получалось хуже.
Тогда исследователи решили проверить: вдруг многозадачники лучше запоминают и структурируют информацию? Им показали последовательность из букв алфавита и попросили её запомнить. И снова их результаты оказались хуже.
Третий тест исследовал способность к переключению. Казалось бы, тут многозадачники должны были продемонстрировать себя во всей красе. Студентам показывали буквы и цифры и инструктировали, на чём сосредоточиться. Они должны были определить, гласными или согласными были буквы и чётными или нечётными цифры. И снова многозадачники проигрывали тем, кто привык концентрироваться на одном деле и не распылять внимание.
Таким образом, режим многозадачности приводит к тому, что люди чаще допускают ошибки, не могут сконцентрироваться и работают хуже, чем те, кто привык концентрироваться на одной задаче.
Многозадачность способна отнимать до 40% времени
Американская психологическая ассоциация обобщила данные экспериментов, которые проводились в девяностых и нулевых годах. Все они подтвердили гипотезу, что людям плохо удаётся переключаться между сложными мыслительными процессами (мыть посуду и одновременно разговаривать удаётся хорошо). При этом переключение характеризуется двумя стадиями, каждая из которых требует времени.
-
Смещение цели. На этой стадии человек прикладывает волевое усилие, когда переключается с задачи на задачу: «Сейчас я хочу делать это, а не это».
-
Активация правил. На этой стадии правила, которыми человек руководствовался при выполнении первой задачи, отключаются, и включаются правила, которые нужны, чтобы выполнить вторую задачу.
Хотя временные затраты на переключение могут быть небольшими (иногда всего несколько десятых секунды на одно переключение), они способны серьёзно увеличиваться, если сотрудник вынужден делать это постоянно.
По оценке исследователей, регулярное переключение между задачами может отнимать до 40% продуктивного времени.
Как многозадачность влияет на IQ и уровень стресса
В 2005 году Гленн Уилсон, психолог из Института психиатрии Лондонского университета, изучал, как мужчины и женщины справляются с многозадачностью. Испытуемых тестировали на IQ и уровень стресса, а также измеряли проводимость кожи, частоту сердечных сокращений и кровяное давление. Тестирование проводилось дважды:
- в спокойных условиях;
- в условиях, где действовало много отвлекающих факторов, то есть звонили телефоны и приходили письма на электронную почту.
Оказалось, что необходимость отвлекаться на почту и звонки приводит к падению IQ примерно на 10 пунктов (в среднем с 143,38 балла в спокойных условиях до 132,75). Причём у мужчин IQ падал аж на 18,5 балла, в то время как у женщин всего на 2,75 балла.
Затем испытуемые должны были оценить свой уровень стресса по десятибалльной шкале. Многозадачность увеличивала уровень стресса с 2,75 до 5,5 баллов для мужчин и с 4,75 до 6,75 баллов для женщин. Проводимость кожи тоже выросла (она растёт, когда выделяется больше пота), а вот частоту сердечных сокращений и кровяное давление с разницей в условиях труда связать не удалось.
Таким образом, режим многозадачности усиливает стресс (в долгосрочной перспективе это приводит к утомляемости) и снижает когнитивные способности, что ухудшает качество работы.
Многозадачность порождает много проблем. Времени на работу уходит больше, качество её снижается, вероятность ошибок растёт. Получается, что сотрудники, которые способны концентрироваться на одной задаче и не отвлекаться, приносят больше пользы компании (и себе), чем многозадачники.
Как сохранить продуктивность и не отвлекаться
«Все эти исследования очень убедительны, Marilyn, — можете возразить вы, — но что толку, если клиенты и коллеги постоянно пишут в мессенджеры и требуют срочных ответов, а ещё сваливаются внезапные задачи? Как тут заниматься чем-то одним?» Конечно, от всех форс-мажоров застраховаться нельзя, но можно провести профилактическую работу и избавиться от многих отвлекающих факторов.
Выделяйте время под конкретные задачи
Полезный лайфхак — составлять еженедельные планы и отводить время на задачи, которые можно спрогнозировать. Например, вы определяете, что в понедельник с 10:00 до 10:30 готовитесь к переговорам или собираете семантику для клиента. И в этот промежуток времени не занимаетесь ничем другим.
Если вам сложно концентрироваться на одной задаче и не отвлекаться, то можно провести подготовительную работу:
- предупредить коллег, что вы не сразу отвечаете на сообщения в рабочих чатах;
- поставить блокировщики для социальных сетей и прочих отвлекающих сайтов;
- поставить телефон на беззвучный режим и убрать его из зоны видимости.
Вы можете использовать технику Pomodoro, которая предписывает чередовать рабочие интервалы по 25 минут с пятиминутными перерывами на отдых. Также вы можете понаблюдать, какие ритуалы помогают вам не терять фокус. Возможно, это классическая музыка, отсутствие открытых вкладок в браузере, чистый стол или что-то ещё.
Контейнируйте задачи
В рекламных агентствах сотрудники часто работают в связке: аккаунт + специалист. Часто аккаунт, переговорив с клиентом, тут же ставит задачу специалисту или идёт её с ним обсуждать, что приводит к тем самым переключениям и потери продуктивности.
Лучше сделать так:
- уточнить у клиента, насколько срочная задача и когда её нужно сделать;
- если задача несрочная, придержать её до конца дня;
- аналогичным образом собрать все задачи, которые будут прилетать в течение дня, а затем обсудить их со специалистом, чтобы он мог их запланировать и спокойно сделать.
Также вы можете собирать небольшие задачи (позвонить клиенту, написать письма коллегам, проверить планы) в отдельный пул и быстро их прорабатывать, чтобы они не висели и не отвлекали от больших задач.
Проводите обучение клиентов
На моей закрытой конференции для агентств (кстати, следующая конференция пройдёт 14 сентября) Максим Катков из Риалвеб поделился практикой обучающих семинаров, которые помогают снизить поток входящих вопросов от клиента. Специалисты агентства, которые ведут клиента, организовывают для его сотрудников семинар, где рассказывают:
- как работают рекламные площадки, на которых размещается клиент:
- про специфику инструментов, которые использует агентство для этого клиента;
- объясняют, почему выбраны именно такие стратегии, как проверяются гипотезы и так далее.
То есть, с одной стороны, это обучение маркетинговым и рекламным инструментам, а с другой, объяснение того, что делает агентство и почему оно это делает. Как следствие, специалисты со стороны клиента начинают лучше понимать специфику работы агентства и задавать аккаунтам меньше вопросов.
Сделайте свою работу прозрачной
Часто руководители и клиенты отвлекают специалистов только для того, чтобы убедиться, что у тех всё под контролем: работа работается, KPI выполняются. Вы можете существенно упростить себе жизнь, если используете систему автоматизации рекламы, в которой можно настроить права доступа клиентов к статистике или выгружать отчёты по расписанию (у меня такие возможности есть).
Делайте больше, а ошибайтесь меньше
Системы автоматизации позволяют избавиться от множества рутинных задач и связанных с ними ошибок. Мне, например, вы можете доверить управлять ставками в контексте и соцсетях, останавливать неэффективные площадки в КМС и РСЯ, формировать отчёты и отправлять их клиентам по расписанию, равномерно распределять рекламный бюджет в течение периода и многое другое.
Не старайтесь делать всё — концентрируйтесь на необходимом, и вы достигнете лучших результатов.
С любовью, ваша М
Источник фото на тизере: Paul Felberbauer on Unsplash
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.