Как добиться успеха в QA. Топ hard & soft skills от Анастасии Леонтьевой, SimbirSoft
Рекомендации, которым можно доверять.
QA-специалист — инженер по обеспечению качества продукта на всех этапах разработки. Какие hard & soft skills могут пригодиться начинающему и опытному специалисту, рассказывает руководитель направления QA в SimbirSoft Анастасия Леонтьева.
Базовые hard skills в работе QA
Список навыков QA-специалиста определяется задачами, которые он выполняет, требованиями компании и конкретным проектом. Hard skills могут отличаться в разных организациях. Это касается и инструментов, которыми он должен владеть. Мы, как правило, ожидаем, что начинающий QA-специалист должен знать:
Эффективная и выгодная реклама с сервисом от МегаФона
Широкий выбор рекламных каналов, более 100 параметров по интересам, подробная аналитика и другие возможности уже ждут в Личном кабинете. А еще кешбэк 100% за запуск рекламы в первый месяц и еще 10% — каждый месяц.
-
иерархию QA (QA, QC и Testing) и зоны ответственности;
-
жизненный цикл программного обеспечения и роль QA-специалиста на каждом его этапе;
-
клиент-серверную архитектуру, особенности тестирования REST, API и SOAP;
-
протоколы передачи данных в сети интернет;
-
консоль разработчика в браузере и её возможности;
-
особенности составления SQL-запросов (знание SQL на уровне join и вложенных запросов);
-
особенности гибких методологий разработки;
-
виды и уровни тестирования;
-
виды требований и их характеристики;
-
техники тест-дизайна;
-
виды тестовой документации, их отличия друг от друга, основные атрибуты, области применения;
-
особенности тестирования мобильных, десктопных и веб-приложений;
-
систему контроля версий, git-flow и команды git.
Также хорошо иметь базовые знания в автоматизации, в работе с логами (Kibana/Graylog) и с брокерами сообщений (RabbitMQ/Kafka). Важен опыт использования снифферов трафика (Charles/Fiddler).
Когда есть базовые знания, и QA-специалист попробовал себя в разных областях, он может определиться со специализацией и типом предпочитаемых проектов, чтобы углублять свои hard skills и развиваться в профессии. У нас в компании прокачивать профессиональные навыки и систематизировать знания помогает авторская система внутреннего обучения, разработанная нашими сотрудниками.
Какие soft skills помогут в работе QA?
Если hard skills демонстрируют готовность QA-специалиста к решению проблем в разработке или тестировании приложения, то soft skills часто позволяют их избегать. Предлагаемый список не универсальный, но рабочий.
Коммуникабельность и умение работать в команде. Умение общаться со всеми членами команды — важный навык для QA. Во-первых, это качество необходимо для налаживания контакта и поддержания дружественной атмосферы в коллективе. Во-вторых, при проверке функциональности программного обеспечения может потребоваться помощь или консультация разных специалистов. Общение в многопоточном режиме требует умения слушать и слышать большое количество людей и быстро переключаться между диалогами. QA-специалист должен стать «лучшим другом» и заказчику, и всей команде проекта. Только так получится управлять ожиданиями заказчика, качеством продукта и достигать результатов.
Умение задавать вопросы и анализировать полученную информацию. Умение задать правильный вопрос в нужное время поможет достичь успеха в работе. QA-специалисту важно собрать полную картину об IT-продукте, понять, в каком состоянии находится вверенное ему приложение. Вопросов в жизни QA-инженера множество:
-
Какие изменения и почему хочет внести заказчик?
-
Как поведёт себя пользователь, впервые столкнувшись с приложением?
-
Почему модуль работает именно так, а не иначе?
-
В чём может быть дефект?
-
Как лучше описать доработку, какие техники применить?
Для того чтобы задавать правильные вопросы, нужно развивать аналитические способности и критическое мышление.
Ответственность и самостоятельность. Обеспечить качество продукта — та цель, к которой идёт каждый QA-специалист. Иногда это долгий путь, на котором принимается много больших и маленьких решений. Представим этот процесс в форме пирамиды, где основание — текущее состояние продукта, а вершина — его желаемый вид. Закрывая глаза на проблемы в процессах, команде, приложении, QA-специалист откладывает возможность выложить новый уровень во всей конструкции. А кто, как не он, ответственен за достижение результата. Он видит весь процесс разработки со стороны и является непосредственным участником этого процесса. QA-специалист может быстрее других заметить слабое место. Главное — не бояться брать на себя ответственность, выступать инициатором начала обсуждения.
Каждый день мы сталкиваемся с чем-то новым. Есть два варианта развития событий: быть хорошим исполнителем или выбрать проактивную позицию и самостоятельно искать ответы на вопросы. В нашей философии QA выберет второй вариант. Важно научиться самостоятельно познавать новое, быстро вникать в тему, аккумулировать опыт, полученный из разных источников, и применять его на практике.
Проактивность и желание решать возникающие проблемы. Эту компетенцию мы уже упомянули в предыдущем пункте, но... Поскольку QA-специалист погружен в процессы разработки продукта на самых ранних этапах жизненного цикла, чаще всего именно он замечает риски, которые могут привести к проблемам в будущем. Поэтому для QA важно действовать на опережение, предотвращая сложные ситуации. Он обязан вынести на обсуждение с командой все риски продукта и предложить варианты улучшения процессов. Также в его компетенции проконтролировать, чтобы все решения были сформулированы и зафиксированы, имели сроки выполнения.
На практике бывают случаи, когда поступает абстрактная задача и непонятно, как её тестировать. Важно уметь самостоятельно находить «подручные средства», из которых можно собрать решение задачи или хотя бы начать двигаться.
Стрессоустойчивость. Работа в IT-сфере достаточно часто сопряжена со стрессом. Быстрый темп, ответственности за продукт и за конечных пользователей этого продукта. Предоставление демо — всегда волнительный процесс. Это требует от QA определённого уровня стрессоустойчивости, так как он первый получает обратную связь. Когда клиент или пользователь знакомится с новыми функциями системы, у него возникают вопросы или ему может показаться, что внедренная фича — это дефект. Всегда есть риск не совпасть с ожиданиями. В такой ситуации важно сохранять самообладание, не поддаваться панике, методично исследовать каждый вопрос. Найти причину недовольства, получить обратную связь или описание проблемы. Подумать, как улучшить процессы и продукт, чтобы свести недопонимания к минимуму. И, если это необходимо, предоставить предложения и план действий, как повысить качество продукта в следующем релизе.
Скрупулёзность и терпение. QA-специалист должен тщательно подходить к проверке ПО и подготовке необходимой документации. От его внимательности к деталям, терпения, усидчивости и методичности, способности раз за разом перепроверять одну и ту же функцию зависит качество программ и приложений.
Рекомендуем:
- Инструменты для управления цифровыми активами. Личный топ Генрика Мкртчяна (Кодеры) и Игоря Ниточкина (Qualitica)
- 12 программ, которые помогут UX-писателю в работе. Личный топ Иры Моториной
- Всё в рубрике «Личный топ»
- Ищем тестировщика: на что обращать внимание и как проверять скиллы
- Разбираемся с проблемами QA и улучшаем тестирование
- «Это не баг, а фича!» и другие отмазки разработчиков — видео-доклады с QA-meetup в рамках Meta/conf
- Как собрать в компании отдел разработки